На заседании Государственной Думы РФ 26.02.2014 рассмотрен в первом чтении проект федерального закона № 371615-6 "О внесении изменений в статью 21 Закона Российской Федерации "О недрах" (об уточнении критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения).
Рассмотрим законопроект более детально.
В настоящее время часть третья статьи 21имеет следующую редакцию:
К участкам недр федерального значения относятся участки недр:
1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года:
извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн;
запасы газа от 50 миллиардов кубических метров;
запасы коренного золота от 50 тонн;
запасы меди от 500 тысяч тонн;
3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности (http://www.consultant.ru/popular/nedr/66_1.html#p84)
Предлагается внести в часть третью статьи 21 Закона Российской Федерации следующие изменения:
1) в пункте 1 слова "алмазов", " металлов платиновой группы" исключить;
2) в пункте 2:
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"запасы золота коренных месторождений от 50 тонн;"
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"запасы металлов платиновой группы коренных месторождений;»
«запасы алмазов коренных месторождений;" (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=371615-6)
После изменений третья часть статьи 21будет иметь следующую формулировку:
К участкам недр федерального значения относятся участки недр:
1) содержащие месторождения и проявления урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития;
2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года:
извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн;
запасы газа от 50 миллиардов кубических метров;
запасы золота коренных месторождений от 50 тонн;
запасы меди от 500 тысяч тонн;
запасы металлов платиновой группы коренных месторождений;
запасы алмазов коренных месторождений;
3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности
Законопроект принят в первом чтении; поправки к законопроекту представить в тридцатидневный срок со дня принятия постановления и включить в примерную программу решений Государственной Думы на май 2014.
(http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=371615-6)
---------------------------------------------
Примечание администрации сайта: Обсуждение законопроекта началось в разделе «Добавить ссылку может каждый». Некоторые комментарии из этого раздела скопированы и приведены ниже.
Ден, 28 февраля 2014 13:26:54
мертвому припарка
АлексМ , 3 марта 2014 13:21:25
Мы с Master70 и др. обсуждали частный вопрос- о внесении одной из многих поправок в Закон РФ О недрах. Он касается изменения в правилах отнесения участков недр к числу участков со статусом "участок недр федерального значения". Как известно, получить лицензию на участок недр федерального значения значительно труднее, чем на обычный участок. В частности, существуют ограничения на возможности участия в освоении иностранных участников и т.п.
Так вот, действующее законодательств0 согласно статьи 2.1 относило к участкам недр федерального значения в том числе ВСЕ без исключения месторождения и даже проявления алмазов и платиноидов. Теперь, согласно поправке №1, из перечня статьи 2.1 исключаются ПРОЯВЛЕНИЯ алмазов и платиноидов. Это означает, что теперь лицензию на эти участки можно получать как на обычные рядовые полезные ископаемые.
Положение измененного закона по ст.2.1 уточняются поправкой №2 в эту статью по пункту 2, абзац четвертый, а именно: ранее в этом абзаце говорилось только о критерии отнесения коренных месторождений золота: согласно пункт 2 абзац четвертый К участкам недр федерального значения относятся участки недр с «запасами золота коренных месторождений от 50 тонн". Теперь, согласно поправке №2 в этот список включаются: - запасы металлов платиновой группы коренных месторождений, -запасы алмазов коренных месторождений». Формально по тексту в список включены ВСЕ коренные источники без ограничения по запасам, и в этой части при рассмотрении поправок возможны уточнения. Примечательно, что в список участков недр федерального значения не включены россыпные месторождения алмазов и платиноидов, что может стать важным в дальнейшем при разрешении заявительного доступа к недрам. Вот и все, нечего я не "нарывал" и ничего конкреного по "вольноприносительству"; не сообщал, а просто проанализировал новые поправки, сообразуясь с официальными текстами и здравым смыслом, что позволило понять смысл поправок МПР.
Master70, 3 марта 2014 17:19:31
Не сглазить бы, а то у нас как всегда все будет с оговорками, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, у меня мля 1 февраля юбилей ровно два года как получаю лицензию на ГРР на новый участок...
АлексМ -Master70, 4 марта 2014 02:37:25
Дак, тут скорее "трудно сглазить": по сути, МПР соглашается на демократизацию Закона о недрах под давлением Правительства. Поэтому, все нововведения будут комом, как первый блин. К тому же, нужно выправить не только закон о недрах, но и еще законодательство по обороту драгметаллов, камней-самоцветов, уголовный и административный кодекс и пр, и пр. Поэтому, трудно надеяться, что "завтра" и "на блюдечке" принесут необходимое стране законодательство. Слишком многие и слишком жирно кормятся на действующем Законе о недрах, чтобы "простой Кабмин" мог справиться с задачей. Так что - не сглазим! Я лично надеюсь на послабления в части упрощения доступа к участкам для ГРР по заявительному принципу, что позволит подготавливать и продавать права на запасы. Причем, по сути уже разрешили вовлечь в оборот дополнительно к золоту другое ликвидное сырье: россыпи алмазов и платиноиды.
123, 4 марта 2014 17:39:45
Изменения, по-моему, совсем незначительные:
Вошкотня идет уже несколько лет, а родит гора маленькую мышку, такую, что и не разглядишь.
Депутат, 5 марта 2014 03:24:08 - 123
Согласен, что изменений недостаточно. Предлагаю дополнительно в пункте 1) слова "никеля" и "кобальта" переставить местами!
Депутат Б., 5 марта 2014 08:47:11 - Депутату
Коллега, я с вами полностью согласен. Конечно, изменения явно недостаточные для получения положительного эффекта. Но ваше предложение тоже не слишком кардинальное. Я предлагаю в пункте 1) все названия перечислить по алфавиту, то есть будет так:
1) содержащие месторождения и проявления бериллия, кобальта, лития, никлеля, ниоблия, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, тантала, урана;
Василь Васильевич, 5 марта 2014 09:34:26 -Депутатам
Депутаты- это третья беда России
Вася- 1,23, 5 марта 2014 09:46:12
Уважаемый 123!
В своём фундаментальном исследовании новых поправок МПР, рассмотренных Думой, Вы указали, что по п.2,1:
"Стало:
1) содержащие месторождения и проявления урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития;"
Представляется, что Вы увлеклись критикой и не заметили того ГЛАВНОГО, ради чего сделана эта поправка, а именно: в действительности, согласно поправке 1, из числа участков, ранее относимых к участкам федерального значения, исключены участки РОССЫПНЫХ месторождений алмазов и платиноидов. Говоря иначе, теперь упрощается доступ к россыпям платиноидов и алмазов. И это будет важным, если упростят доступ к недрам и введут заявительный принцип поисков и добычи.
Успехов Вам в нелегком труде анализатора законов и просветителя "депутатов".
Валентин , 5 марта 2014 10:32:48 - Васе
А сколько в России россыпей платины и алмазов? Их 10 или 20 на всю Россию?
Лично я ждал, что будут изменения, упрощающие получение лицензий на россыпи золота, в том числе на техногенные. Несколько лет говорили по поводу увеличения предела по запасам с 50 до 250 тонн. Может вы, Вася, найдете, где об этом написано в законопроекте? Может, я пропустил?
Вася 5 марта 2014 15:40:41 - Валентину
Валентин! Мало-ли кто о какой мечтал! Речь ведь не о том, а конкретно о выяснении сути поправок в закон о недрах, который рассматривается Думой. Кстати, проект закона об увеличении потолка по запасам тоже подготовлен. Но это уже другой законопроект. Я, конечно, могу его найти, но на платной основе.
Простой, 5 марта 2014 16:27:03 - Васе
Василий, ей богу не могу взять в толк, где говориться про то, что теперь
исключены участки РОССЫПНЫХ месторождений алмазов и платиноидов? Где там про россыпи? Я слова РОССЫПИ не нашел ни в старом законе, ни в новом проекте. Где там об этом сказано? Подскажите, пожалуйста.
Председатель , 6 марта 2014 06:48:31 - Депутату Б., 5 марта 2014
Основополагающий законодательный акт в сфере недропользования - Закон «О недрах». За последнее время он претерпел существенные и, я думаю, что все присутствующие согласятся со мной, позитивные изменения. Таким образом за 2 года заседаний в Госдуме мы сделали уже слишком много, а Ваше предложение о представлении участков перечня в алфавитном порядке слишком революционное. Его нельзя принять без тщательного обдумывания и согласования с соответствующими инстанциями. Предлагаю не торопиться с этим важным делом, а создать специальную согласительную комиссию. И еще. Поскольку ваше предложение фактически является новой законодательной инициативой, необходимо оформить его в письменном виде от вашей фракции. Спасибо за инициативу, я тоже подумаю об этом на досуге, также как о техногенных россыпях и геологической экспертизе.
Вася, 5 марта 2014 16:48:40 - Простому
Россыпи вывели, но это вроде бы как "за скобками".
Действительно, по старому закону согласно ст. 2.1 все без исключения месторождения и даже ПРОЯВЛЕНИЯ алмазов и платиноидов АВТОМАТИЧЕСКИ относились к участкам федерального значения. По старому закону в этот список входили также все РОССЫПИ платиноидов и алмазов. Правильно? Правильно!
По новому закону (согласно 1-ой поправке к ст. 2,1) из числа участков, автоматически относимых к участкам федерального значения, ВЫВЕЛИ ВСЕ месторождения платиноидов и алмазов. Правильно? Правильно!
Зато, согласно второй поправки в статье 2.2, ДОПОЛНИТЕЛЬНО ВВЕЛИ в список участков федерального значения ВСЕ БЕЗ исключения КОРЕННЫЕ месторождения алмазов и платиноидов, но без россыпей. Согласны, что это так?
Таким образом, в результате двух поправок в статью 2 мы получили, что из списка участков федерального значения ВЫВЕЛИ ВСЕ РОССЫПИ ПЛАТИНЫ И АЛМАЗОВ.
Вот и все, филигранная работа мастеров-юристов, такая, что Простой и не заметил, как вывели из числа участков федзначения россыпи.
По моему мнению, при рассмотрении этих поправок в поправку 2 введут еще одно улучшение - ограничат каким-то размером запасы коренных источников алмазов и платиноидов, относимых к участкам федзначения также, как это сделано по золоту (по золоту сейчас пока 50 т).
Простой , 7 марта 2014 03:20:52 - Васе
Спасибо за хорошее объяснение. А зачем так сложно? Неужели нельзя было написать проще, например: "за исключением россыпей"?
Вася, 7 марта 2014 04:08:04 -Простому
Наверное, просто сделать сложнее, а может, не интересно? Может, это наша национальная особенность? Как в старом анекдоте про то, как лучше дёргать зубы. Заумность в повышенных дозах - она у нас везде. Вот и получается, что законы пишут не для людей, а для Законов.
Комментарии, отзывы, предложения
АлексМ- Простому, 08.03.14 15:20:06
Простой!
Подскажите, пожалуйста, а чо хотел сказать этот "мужик"- Орлов В.П., президент, председатель
Научно-технического совета ОАО "Росгеология"? Я что-то ничего не догоняю. Написано вроде как на русском, может, это не для нас написано? Так пусть тогда уважаемый Б.К.Кавчик забанит этот текст, чтобы - не дай бог!, мы чего не того подумали...
159, 08.03.14 15:40:11 — АлексМ
Да нет,да.Ведь он же ясно сказал закон полностью не заменят,поправки-не действены и в разные стороны.Так вот надо сразу ПАКЕТОМ пробивать.Кстати наверно такой пакет и есть на рассмотрении чиновников от ОАО Росгеология.Вот ба его опубликовали,а то все втихаря делают.Раз никто не знает,что в етом пакете-то можно корректировать во все стороны.Доброго не дождемся никогда.Вот бы ОрловВП без лишнего словоблудства пояснил по пунктам-это было бы дело.Опосля с него бы и спросили.Здря я спугнул,Росгеологию.
АлексМ -159, 08.03.14 15:44:05
159! Ну терерь -то, конечно, понятно стало: значит, он это так с перепугу написал?
Вася, 08.03.14 16:23:26
Подскажите: этот Орлов В.П., президент и председатель
Научно-технического совета, это тот Орлов, который нашему Чистухину лицензию на работу не давал и отписками занимался? Или это другой такой же?
Вопрос-Орлову, 08.03.14 17:05:46
Г-н Орлов, позвольте задать прямой вопрос касаемо следующего.
На сайте Роснедра по адресу:
http://www.rosnedra.gov.ru/article/7283.html
размещена публикация: «Дума приняла в I чтении поправки в закон "О недрах"
В частности, там указано:
«Разработанные Минприроды поправки в закон "О недрах" предусматривают исключение из списка стратегических месторождений участков, содержащих россыпные месторождения золота с запасами от 50 тонн, а также россыпные месторождения и проявления алмазов и металлов платиновой группы».
Т.е., в публикации Роснедра прямо и понятно говорится о россыпях 50т и более.
А в приведенных материалах от Орлова про ЭТО ни слова.
Получается, что сам Министр МПР или даже руководитель Федерального агентства по недропользованию В.А.Пак знает про ЭТО хуже, чем какой-то Орлов?
Думаю, что это Орлов явно противоречит официальным материалам, размещенным на сайте министерства и отсюда вопрос: «… а с какой такой целью это делается?». Может «Росгеологи» уже нашли и такие замечательные россыпи по 50т рядом с МКАД, но хотят их вывести из списков федерального значения? Может, скоро уже и «прихватизируетете» их на какого -нибудь ИЧП?
Б.Кавчик, 09.03.14 08:11:36
В.П.Орлов, часть доклада которого приведена выше (В.П.Орлов, 8 марта 2014 14:34:02), прав в том, что существующие мелкие поправки слишком медленный путь развития. Заканчивает он свое выступление предложением разделить закон "О недрах" на три самостоятельных закона:
"Понятно, что частными поправками к федеральным законам вышеназванные задачи не решить. Поэтому возникает необходимость создания на базе Закона РФ "О недрах" трех самостоятельных законов - о геологическом изучении недр, об использовании недр и о техногенных месторождениях.
Сегодня это уже обсуждается на парламентском уровне и в среде геологической общественности, и это будет закономерный и последовательный шаг по развитию всей правовой базы недропользования, включая и систему лицензирования."
По-моему, вопрос разделения закона потребует обсуждений еще лет на 20, а запасы ПИ в России кончатся гораздо быстрее. По-моему, надо срочно вносить кардинальные поправки в закон "О недрах", иначе неясно на какие средства будут жить наши дети, внуки и русскоговорящие родственники?
Вася-Кавчику, 09.03.14 08:51:12
Б.К.!
По большому счету, в том и дело, что выправить эту громадину- Закон о недрах РФ, практически невозможно ни по срокам, ни по сути. Все эти словоблуды типа Орлова В.П. и иже с ним - не помощники. Могу привести кучу примеров законов РФ, которые еще ХУЖЕ по сути, содержанию и краткости, чем этот злосчастный закон о недрах. Реальный и законный выход из этих законодательных тупиков -перейти "на ручное управление" путем указов, изменять ВСЕ российское законодательство, взяв за основуопыт и современные законы Запада. При этом, максимально отстранить от законодательного творчества спецов от "росгеологии" и Госдумы: тут всё тупо и коррумпировано, что хорошо видно по текстам и подаче поправок, обсуждаемых на Вашем сайте. Ведь нонсенс: какой-то " бомж-АлексМ" выявляет ошибки текстов, разъясняет суть этих поправок, фактически- тыкает носов спецов Роснедра в их дерьмо, а на сайтах МПР и Роснедра так и не пошевелились, как были ошибки, так и остались.
Б.Кавчик, 09.03.14 09:22:25 — Васе
По поводу сайта МПР. Заметка по 50 т россыпного золота на сайте МПР приведена в раздел: "Пресса о нас" и указано авторство текста ПРАЙМ. МПР не имеет права исправлять чужую заметку (а может и не хочет). В нашей статье об изменениях в законе приведены официальные тексты, в них про 50 т россыпного золота ничего нет.
Василий, прошу вас быть корректным. На сайте собирается хороший коллектив. В частности, АлексМ нередко пишет интересные и содержательные комментарии, в том числе по техническим вопросам. Ваше выражение "бомж-АлексМ" может его обидеть. Хотя лично я в слове БОМЖ не вижу повода для обиды, так как встречал очень приличных людей, которым в жизни не повезло и они остались "без определенного места жительства". В то же время наличие ОМЖ не дает гарантии высокого качества его владельца.
Берендей, 09.03.14 09:40:39 — Васе
Полностью с вами согласен! "Ручное управление"- это выход. Вот только смущает два момента, 1. Если этим даже и захотят заниматься (Президент и Премьер),чтобы вникнуть и разобраться у них уйдут годы! Ведь глупостей, и откровенной макулатуры накопилось уже на второй "Эверест". А, помошники, которым это дело могли бы поручить, сами понимаете,- могут поддаться соблазнам... А главное, так называемая элита бизнес- сообщества, которая "трется вблизи трона" тут же завопит, "караул"!.. 2. И потом,куда девать такую прорву чиновного балласта? Они ж по жизни ничего другого не умеют!
Вася -Кавчику, 09.03.14 09:58:30
Б.Кавчик!
1.Вася - это ник, поэтому, нужно обращаться "запросто" , без церемоний и даже безотчества.
2. А почему Вы думаете, что АлексМ обидится на Васю? Ведь по тексту слово "бомж" взято в ковычки, что означает его использование в перенсном смысле. И во-вторых, как следует "из во-первых", Вася тоже достоин уважения хотя бы за точность выражения мыслей и свою гражданскую позицию. Недаром же Вы обратились к нему с повышенным уважением, поименовав "ВАсилием"
3. Наконец, может Вася и АлексМ оба бомжи и тложе, как и Вы, не видят в этом ничего плохого (но и ничего хорошего тоже). Кроме того, есть основания предполагать, что Вася и АлексМ либо "братаны", либо вообще одно лицо, но оба -ники!!!
Скептик, 11.03.14 11:15:13 — Васе
Орлов В.П., председатель и президент НТС - это тот, кто был министром МПР с 1990-е гг, когда принимался Закон о недрах, а потом (в 2000- е гг) - председателем профильного комитета в Совете Федерации. Опыт работ, в основном, на ТПИ.
А Орел А.В. - директор департамента МПР нового состава (после Трутнева), спец по углеводородному сырью.
123, 11.03.14 12:16:04
В обосновании законопроекта, которое приведено на сайте Думы, в частности, сказано: «Принятие предлагаемых законопроектом изменений направлено на упрощение процедуры предоставления права пользования участками недр с проявлениями твердых полезных ископаемых для недропользователей, являющихся малыми и средними предприятиями, и повышение эффективности использования минерально-сырьевой базы за счет вовлечения в процесс лицензирования большего количества объектов и недропользователей.»
Кто интересно из правительства этот проект написал? Походе на известного всем Морозова. У него в письме: "В целях совершенствования.... ", а потом подножка. А тут "направлено на упрощение процедуры..." и "повышения эффективности использования...". Неужели автор в самом деле думает, что законопроект увеличит количество желающих заниматься недропользованием?
СНС, 14.03.14 09:50:09 — 123, 11 марта 2014
Вы задали интересный вопрос. Я тоже не пойму, как можно надеяться на то, что этот законопроект улучшит ситуацию в недропользовании? Также я не пойму почему депутаты из Комитета по недрам, не замечают ничтожность этого законопроекта? Почему они не предлагают более эффективные поправки в закон, которые реально могли бы улучшить ситуацию?
У вас есть какие-либо гипотезы на этот счет?
Master70, 14.03.14 09:52:42 — CHC
Как там говорилось...Значит это кому-нибудь нужно...
Рационализатор, 15.03.14 14:27:55 — Master70, 14 марта
Не обязательно "это кому-нибудь нужно...", и не обязательно он враг народа и России. Наверняка законопроект готовил кто-то из советников или референтов: И.И. или П.П. и т.п. Может он просто человек недалекий. Среди советников это бывает.
Недалекий - это не обязательно плохой человек, может, даже хороший. Возможно, он сам верит в то, что после его творчества появится очередь за лицензиями.
Мне интересно, как Дума приняла эти поправки? Было там обсуждение или нет? Я бы почитал стенограмму. Никто не находил?
М.Г., 25.03.14 12:59:14
Я так и не понял вокруг чего полемика, принципиально ничего не меняется. Я лично знаю В.П. Орлова- последний настоящий министр геологии. Поэтому мне и непонятны мелкие шажки, по всей видимости противодействие даже на этих шагах мощнейшее. Закон о недрах надо менять принципиально. Первое и самое главное- участок недр это собственность и вы имеете право его продать, подарить, то есть совершать юридические действия. Лицензия -это фикция сегодня вам её дали, завтра забрали объявив неэффективным собственником и решают это чиновники. У меня есть два объекта с очень приличными данными, но я даже не подумаю попросить лицензию. Мне дадут возможность доказать, что там оно есть, наверное разрешат даже технологию отработать а потом отберут. Так что не ломайте копья.
Влад, 25.03.14 14:59:03 — М.Г., 25 марта 2014
Вы правы, что принципиально ничего не меняется. Именно это и раздражает. Скоро предприятия останутся без запасов, а московские .... в ус не дуют. Дума думает о чем-то своем. Чиновники МПР, видимо, думают как усидеть на месте и зарплату себе увеличить. Говорят на 20%, а за что? Гнать бы их надо за развал геологии, а им повышение зарплаты.
Магазин природных ресурсов пуст. Трутнев придумал хороший ход, лицензии отобрать и продать по новой. А дальше-то что? Им это, видимо, не интересно, они думают, что это далеко и на их век хватит.
СНС, 07.04.14 13:54:12 — Владу
Чиновники региональных УПНов тоже думали, что на их век хватит. А оно взяло и не хватило. Москве денег стало мало и региональных чиновников сократили.
Но местные чиновники даже в этой ситуации помалкивают и стоят по стойке "смирно". Кто из них возмутился? Кто из них написал, в Москву о том что так дальше нельзя, что геологии нет, новых месторождений нет, рабочих мест нет? Или хоть здесь на сайте написал, о том, что изменения в закон "О недрах" - это видимость. Их сократили - они утерлись и ждут.
Мне нравится фильм "Убить дракона". Там Господин Дракон своему приближенному ради шутки вилку в зад воткнул. А тот в ответ улыбкой расцвел. Как же иначе, господская ведь вилка!
В.П.Орлов, 08.03.14 14:34:02 — Доклад
Российское Геологическое Общество, Орлов В.П., президент, председатель Научно-технического совета ОАО "Росгеология": "О состоянии и эффективности системы лицензирования недр".
В своем выступлении я остановлюсь на системе лицензирования недр и ее
проблемах.
В этом году Закону РФ "О недрах" исполняется 22 года. Когда он
разрабатывался, то система лицензирования была выделена и прописана в
Положении, утвержденном постановлением Верхового Совета и имеющем силу
закона.
В 1996 г., после принятия в 1995 г. второй редакции Закона РФ "О
недрах", в первом чтении принят Закон РФ "О лицензировании недр",
который пролежал в Государственной Думе несколько лет и был снят с
дальнейшего рассмотрения.
К началу 2000-х годов встал вопрос о создании нового закона "О недрах". Его проект, встретив во многом справедливую критику со стороны практиков и представителей науки, был отклонен.
Правительство и Минприроды России пошло по пути внесения поправок в
действующее законодательство. К настоящему моменту в него уже внесены
сотни поправок, преимущественно мелких, оформляемых отдельными законами. Мы продвигаемся вперед маленькими шагами, порой изменяя всего одну-две фразы путем принятия отдельного федерального закона. А ведь прохождение его - сложнейшая процедура, требующая длительного времени. Не проще ли пакетный подход?
В течение двух десятилетий у нас сформировалась российская модель
лицензирования, которая прошла три этапа становления: закрепительный,
конкурсный, аукционный. Эта модель не является законченной и во всем нас устраивающей.
Лицензирование нераспределенного фонда недр в части востребованных разведанных и предварительно оцененных месторождений практически завершено. Процесс лицензирования сейчас ориентирован на рудопроявления и участки недр с локализованными прогнозными ресурсами. Эти перспективные участки сегодня составляют основу лицензирования.
Тем не менее, проблемы связанные с системой лицензирования недр с каждым годом нарастают. Это вызвано тем, что законодательная и иная
нормативно-правовая база лицензирования не столь динамична и
восприимчива, как хотелось бы, к быстрым изменениям, происходящим во
внутренней и многовекторной внешней среде. Более того, изменения,
периодически вносимые в нормативно-правовую базу, нередко запаздывают.
Годами они обсуждаются, а на стадии внедрения бывает, что уже и
противоречат здравому смыслу, логике и тенденциям развития отдельных
элементов и частей системы недропользования.
Имеющиеся тенденции в общем развитии системы лицензирования вызывают
озабоченность и нуждаются в корректировке.
Первая и главная, на мой взгляд, тенденция заключается в усилении
бюрократизации всего процесса и его отдельных процедур.
Вторая тенденция - поэтапное введение избыточных ограничений для частных и иностранных компаний.
Третья тенденция - фактическое отстранение региональных и муниципальных органов власти от участия в процессе лицензирования.
Происходит усиление оторванности целей и задач лицензирования от
перспективного, т.е. среднесрочного и долгосрочного состояния сырьевой
базы, объемов, структуры и географии добычи полезных ископаемых.
Вызывает обеспокоенность крайне низкая эффективность действующей системы лицензирования в отношении восполнения и развития МСБ.
С целью поисковой направленности системы лицензирования, еще в конце
1990-х годов был инициирован, а в начале 2000-х введен т.н. заявительный порядок на выдачу пятилетних поисковых лицензий. Однако он, с одной стороны подвергся серьезным ограничениям, а с другой - был избыточно либерализован в отношении требований к компаниям-заявителям.
Здесь приведена часть доклада В.П.Орлова.