ПРИКАЗ
от 15 апреля 2011 г. № 407
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРЕЧНЕЙ УЧАСТКОВ НЕДР, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В ПОЛЬЗОВАНИЕ
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О недрах" приказываю:
1. Утвердить Требования к формированию перечней участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование (Приложение 1).
2. Департаментам по Федеральным округам и Управлениям по недропользованию по субъектам Российской Федерации обеспечить соблюдение Требований к формированию перечней участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование.
3. Приказ Федерального агентства по недропользованию от 10.03.2009 № 254 "Об утверждении временных требований к формированию перечней участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование" признать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Руководитель
А.А.ЛЕДОВСКИХ
---------------------------------------------
Приложение 1 (текст без форм)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Требования к формированию перечней участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование (далее - Перечень участков недр), направлены на реализацию единого подхода при формировании перечней участков недр, планируемых к предоставлению в пользование для геологического изучения за счет средств недропользователей, а также для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения (поисков, оценки), разведки и добычи полезных ископаемых на территории Российской Федерации.
1.2. Действие Требований не распространяется на участки недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Российской Федерации, на участки недр, предлагаемые к использованию для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения подземной водой объектов промышленности, а также на участки недр федерального значения.
1.3. При подготовке Перечня участков недр необходимо учитывать:
- потребности экономики Российской Федерации в целом и субъекта Российской Федерации в данном виде полезных ископаемых и (или) продуктах его переработки с учетом экспортной составляющей на основе прогнозов и программ социально-экономического развития, энергетического баланса страны;
- необходимость обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации по данному виду полезных ископаемых;
- возможности обеспечения потребностей экономики в минерально-сырьевых ресурсах за счет распределенного фонда недр;
- социально-экономическое значение освоения конкретных видов полезных ископаемых в рамках действующих и новых лицензий;
- возможности существующей промышленной инфраструктуры в части добычи и (или) переработки данного вида полезного ископаемого;
- возможности существующей транспортной сети в части перевозки соответствующего минерального сырья или продуктов его переработки потребителям или к местам отгрузки на экспорт;
- состояние освоения примыкающих участков недр на флангах и нижележащих горизонтах планируемого к предоставлению в пользование участка недр;
- предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков недр, находящихся на их территории.
2. Требования к формированию Перечня участков недр
2.1. Формирование проекта Перечня участков недр осуществляется территориальными органами Роснедр по соответствующему субъекту Российской Федерации.
2.2. Проект Перечня участков недр формируется раздельно по следующим группам полезных ископаемых:
- твердые полезные ископаемые;
- углеводородное сырье, подземные воды, лечебные грязи.
2.3. Проект Перечня участков недр по каждой группе сопровождается самостоятельной пояснительной запиской с графическими приложениями и подразделяется на следующие разделы:
- участки недр, предлагаемые в пользование на бесконкурсной основе для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых за счет средств недропользователей (форма N 1);
- участки недр, предлагаемые в пользование на аукционной или конкурсной основе с целью разведки и добычи полезных ископаемых, а также с целью геологического изучения (поисков, оценки), разведки и добычи полезных ископаемых (формы N 2, N 3, N 4).
2.4. Пояснительная записка по каждой группе полезных ископаемых должна содержать следующую информацию:
- общее состояние ресурсной базы территории субъекта Российской Федерации по соответствующей группе полезных ископаемых;
- вид пользования недрами;
- наименование участка недр;
- местоположение (район) участка недр;
- вид полезного ископаемого;
- запасы и ресурсы (с указанием количества полезного ископаемого по каждой категории и виду полезного ископаемого с указанием единиц измерения);
- указание органа, проводившего экспертную оценку запасов (ГКЗ, РКЗ, ТКЗ, ЦКЗ, НТС ПГО) или прогнозных ресурсов (РКЗ, ТКЗ, ЦКЗ, НТС ПГО, НТС территориального органа управления государственным фондом недр, НТС или Экспертный совет отраслевого института по соответствующему виду полезного ископаемого) по участку недр, номер протокола, дата проведения.
Участки недр без экспертной оценки запасов или прогнозных ресурсов к рассмотрению не принимаются и из перечня исключаются:
- сведения об участках недр, находящихся в пользовании;
- обоснование конкурсной формы определения недропользователя, если такая форма предлагается вместо аукционной;
- обоснование предоставления участков недр на бесконкурсной основе для геологического изучения за счет средств недропользователей с указанием последнего периода и вида геологоразведочных работ, проведенных на участке недр за счет средств федерального бюджета;
- при включении в Перечень участков недр участков для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых указывать последний период и вид геологоразведочных работ, проведенных на участке недр за счет средств федерального бюджета;
- наличие на участке недр участков и земель ограниченного землепользования, особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (с приложением письменных заключений об отсутствии (наличии) ООПТ, выданных уполномоченными органами, в ведении которых находятся указанные территории (органы государственной власти субъекта - по региональным объектам, Минприроды России - по объектам федерального значения));
- наличие на участке недр действующих лицензий на право пользования недрами (с указанием координат участка и площади);
- по всем участкам твердых полезных ископаемых, включенным в проект, представляется справка территориального фонда геологической информации о соответствии координат предлагаемого участка недр паспорту месторождения или проявления полезного ископаемого.
2.5. Графические приложения включают в себя:
- обзорную карту субъекта Российской Федерации;
- карту-схему участка недр;
- необходимые геологические разрезы по тем участкам недр, которые планируются к предоставлению с ограничениями по глубинам (установлением верхней и нижней границ).
Обзорная карта должна содержать:
- границы территории субъекта Российской Федерации;
- координатную сетку, подтверждающую нахождение участка недр в границах территории субъекта Российской Федерации;
- крупные структурно-тектонические элементы, характеризующие геологическое строение территории;
- крупные населенные пункты, транспортную сеть, гидрографическую сеть;
- месторождения соответствующей группы полезных ископаемых;
- особо охраняемые природные территории;
- условные обозначения.
Карта-схема участка недр должна содержать:
- границы участка недр, предлагаемого к предоставлению в пользование (с указанием координат угловых точек и площади участка);
- действующие лицензионные участки недр (с указанием координат угловых точек);
- участки недр, на которых проводятся или планируется проведение геологоразведочных работ за счет бюджетных средств;
- особо охраняемые природные территории, участки ограниченного землепользования;
- условные обозначения.
Масштаб карты-схемы и геологических разрезов выбираются с учетом читаемости всех элементов, присутствующих на карте-схеме и разрезах.
2.6. Сформированный Проект Перечня участков недр (включая пояснительную записку, графические приложения, формы N 1, N 2) в 2-х экземплярах на бумажном и электронном носителях направляется в Роснедра посредством почтовой связи для его рассмотрения в установленном порядке и утверждения (формы N 3, N 4 представляются только на электронных носителях).
Сопроводительное письмо должно содержать перечень документов с указанием количества страниц в каждом документе.
Все заявочные материалы по перечням направляются укомплектованными в закрытые папки, исключающие потерю документов в процессе пересылки. Упаковывать заявочные материалы в прозрачные пластиковые файлы запрещается.
2.7. Управление геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений, Управление геологии твердых полезных ископаемых, в пределах своей компетенции по видам полезных ископаемых, в недельный срок, с момента поступления проекта Перечня участков недр в Роснедра, направляют формы N 3 и N 4 посредством электронной почты в Управление лицензирования.
2.8. Управление геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений, Управление геологии твердых полезных ископаемых, в пределах своей компетенции по видам полезных ископаемых, в трехмесячный срок, с момента поступления проекта Перечня участков недр, организуют рассмотрение поступившего проекта, проведение необходимых согласований и его утверждение.
2.9. Визирование проекта Перечня участков недр в Управлении лицензирования осуществляется в недельный срок.
2.10. Участки недр, не прошедшие соответствующего согласования, из Перечня участков недр исключаются.
2.11. Утвержденный Перечень участков недр в трехдневный срок, с момента его утверждения, направляется Управлением геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений и Управлением геологии твердых полезных ископаемых, в пределах их компетенции по видам полезных ископаемых, посредством электронной почты (в формате JPG) и почтовой связи в соответствующий территориальный орган для его реализации, а также посредством электронной почты в Управление лицензирования.
2.12. Приведение электронных форм N 3 и N 4 в соответствие с утвержденным Перечнем возлагается на Управление лицензирования.
2.13. Представленные проекты Перечней участков недр, сформированные с нарушением настоящих Требований, возвращаются Управлением геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений, Управлением геологии твердых полезных ископаемых, в пределах своей компетенции по видам полезных ископаемых, в соответствующий территориальный орган на доработку.
3. Порядок внесения дополнений в утвержденный Перечень участков недр
3.1. Внесение дополнений в утвержденный Перечень участков недр осуществляется Роснедрами в порядке, изложенном в разделе 2 настоящих Требований не чаще двух раз в год.
------------------------
Формы перечней можно найти, например, в Консультант+
Комментарии, отзывы, предложения
Реалист, 08.12.13 06:36:00
Хорошо требования составлены, комар не проскочит.
Гость, 08.12.13 08:23:59 — Администрации
Хорошо бы наглядно увидеть документы начиная с разрешения на разведку и заканчивая.....Например-свидетельст
Рационализатор, 10.12.13 12:34:35
Эта бумага заслуживает специального названия. Предлагаю назвать ее:
Приказ ветеринара!
Справедливый, 17.12.13 12:29:12
Ледовских, подписавший приказ 470, действительно закончил ветеринарный институт. Это служит ему оправданием. Он вряд-ли хорошо понимал, что в приказе написано и какой будет от него результат. С Морозова спрос больше, так как он геолог и, значит, понимал, что подписывал.
melkoiia, 17.12.13 12:53:52
экспертная оценка требуется, в сновном, для определения размера разового платежа и подготавливают её как раз указанные (в Требованиях)органы. В первое время её, в силу недопонимания, требовали предоставить самого недропользователя, что и случилось с А.А. Частухиным, я лично с этим не сталкивался, хотя заявки подавал не раз. Вся истерика, развернутая в комментариях по статьей о "Похождениях.." - не имеет под собой почвы.
Влад, 18.12.13 09:20:15 — melkoiia, 17 декабря 2013
Спасибо за интересный комментарий. Вы, кажется, единственный считаете, что почвы для возмущений у Частухина нет. Только ленивый сейчас не пишет о том, что получить лицензию в России слишком сложно, долго и дорого. А вы говорите, что "Похождения.." не имеют под собой почвы.
Может, вы поделитесь опытом быстрого получения лицензий?
Умные люди, 11.01.14 15:25:52
Войтенко и Ставский (из Минерала) в 2007 году написали подробный трактат о том, что мешает развитию геологии в России: "Альтернативная концепция развития геологоразведочных работ в России"
Ветеринар и его команда эту работу видимо не читали или у них совсем другие интересы, а не развитие ГРР в России. Приведу выдержку из работы В.и С.:
Россия существенно отличается от развитых сырьевых стран системой предоставления и передачи прав пользования недрами. Целый ряд особенностей действующего российского законодательства ограничивает развитие малых, в том числе юниорных, геологоразведочных компаний.
Во-первых, в российском недропользовании с советских времен сохранился неприемлемый для рыночной экономики принцип: «Участки для проведения ГРР выбирает государство (чиновник)», в соответствии с выбором которого формируются федеральные программы лицензирования недр. Конечно, компания силами своих специалистов может оценить перспективы того или иного региона и осуществить самостоятельный выбор перспективного участка, но после этого она должна будет добиться включения его в федеральную программу лицензирования, а затем участвовать в аукционе на общих основаниях. Для юниорной компании это неприемлемо, так как, добиваясь включения участка в федеральную программу, она раскрывает результаты своих прогнозных построений, которые до получения прав пользования недрами, безусловно, должны являться коммерческой тайной. Во-вторых, процедура приобретения прав пользования недрами через аукционы, какой бы прозрачной она ни была, требует от компании значительных затрат времени (1-2 года) и средств еще до начала ГРР, что также неприемлемо для юниорного бизнеса. В-третьих, лицензия на право пользования недрами не может служить предметом сделки между участниками рынка (передача прав пользования недрами возможна только путем реорганизации юридического лица или внутри вертикально-интегрированной компании). То есть просто продать право пользование недрами в России нельзя, необходимо реорганизовывать (продавать) компанию, что существенно дольше и хлопотней. Еще одним недостатком действующего законодательства является низкий уровень защищенности имущественных прав на участок недр и, как следствие, высокие риски потери этих прав. Право пользования недрами может быть прекращено решением Роснедра (без суда), а перечень оснований, по которым может быть принято такое решение, не имеет однозначного толкования.
Бродяга, 11.01.14 15:34:12
Право пользования недрами может быть прекращено решением Роснедра (без суда), а перечень оснований, по которым может быть принято такое решение, не имеет однозначного толкования.Вот в этом и заключается мощь России,БЕЗ СУДА!
Частухин, 14.01.14 14:09:28 — Всем
Страсть московских чиновников всем руководить и везде встрять общеизвестна. Казалось бы какое им дело в Москве до небольших, практически не изученных участков с прогнозными ресурсами в далёкой провинции? Государство геологическое изучение не финансирует. Надо бы вроде поощрять отчаянных россиян, предлагающих провести изучение слабо исследованных объектов за собственные средства, при этом налоги, рабочие места и прочее. Изучение участка и финансовые расходы могут растянуться на многие годы и ещё не известно оправдаются ли в будущем.
Если какие то вопросы у чиновников есть к участку с ресурсами Р3 (малая степень изученности), почему их разрешение должен оплачивать заявитель? Иногда вообще впервые пытающийся получить лицензию и до сих пор с системой недропользования не знакомый? Заявителю сразу ставят жёсткое условие - оплатить "апробацию" - экспертное заключение предлагаемого им участка под благовидным предлогом "В целях совершенствования ....". Это "совершенствование" обойдётся заявителю в сотни тысяч рублей. Оплатить "совершенствование" вовсе не означает гарантию на получение лицензии на участок. А ведь именно на получение лицензии надеется заявитель. Так вот, взяв с простака - заявителя сотни тысяч рублей, чиновники никак не гарантируют благополучный исход (лицензию). Аукцион может сорваться, если будет один участник или появится более состоятельный претендент. Или ещё что приключится. Заявитель останется без сотен тысяч рублей и без лицензии. Но чиновникам московским это уже не интересно. Свои деньги за "апробацию" они уже заранее до аукциона сорвали и поделили.
Так подтверждается старая истина. "О чём бы не говорили - говорим о деньгах". В деньгах всё дело. А вовсе не "В целях совершенствования ....". Уберите плату за "апробацию" - враз москвичи потеряют интерес к делу. Деньги в масштабах страны не малые. За них то московские чиновники и бьются насмерть. Придумывая законы, приказы, рекомендации, пускаясь в словоблудие и демагогию.
P.S. Вымогательство денежных средств, без гарантии оказания услуги, можно квалифицировать как мошенничество.
"Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору", "Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения".
Леший, 15.01.14 05:51:39 — Частухину
Ну зачем же такие черные мысли, необоснованные подозрения…
Чиновники просто хотят уберечь неграмотных геологов от ненужных денежных затрат. За вас же переживают.
Хотя, с другой стороны, почему нет апробации у коммерсантов-спекулянтов при открытии очередного магазина, количество которых у же превысило все мыслимые пределы?
Ведь мы видим, что процентов 80 этих магазинов объявляют себя банкротами в первый год работы.
Вывески у магазинов меняются молниеносно.
Вношу рацпредложение – ввести апробацию чиновниками каждого магазина при его открытии.
Завмаг, 15.01.14 15:33:23 — Лешему
Что берут с магазинов, вам и не снилось. Нас уберегают от пожаров, наводнений, заражений, загрязнений, испорченных продуктов и, главное от того, чтобы мы не разбогатели.
123, 24.11.13 13:51:22
Частухинская проблем в этой бумаге заключена. Гадкая бумага. Что стоит одна фраза из П.2.4:
"Участки недр без экспертной оценки запасов или прогнозных ресурсов к рассмотрению не принимаются и из перечня исключаются".
Видно, что готовили бумагу московские проходимцы, чтобы не допускать сибирских Честухиных к недрам.