Противодействие коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства

Таракановский В.И., председатель Союза Старателей РФ

Название статьи я взял из проведенной 18 декабря 2008 г. Конференции, организованной Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам на тему: «Проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства».

Президент Российской Федерации Медведев Д.А. заявил, что «коррупция — один из наиболее опасных признаков разложения государства». Ежегодный ущерб, причиненный коррупцией экономике России, составляет, по данным МВД РФ, 40 млрд.рублей. Одной из причин падения российской золотодобычи наряду с сокращением сырьевой базы является и коррупция в области добычи золота. А ведь за прошедшие11 лет в России добыто 800 тонн россыпного золота. Но, однако, и сейчас изымаются лицензии на добычу россыпного золота у работающих предприятий под разными формальными предлогами. На этих месторождениях уже никто работать не будет, наносится экономический ущерб предприятиям и государству.

Участники конференции (в лице членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Торгово промышленной палаты Российской Федерации, научно исследовательских учреждений, общественных, коммерческих и некоммерческих организаций), проведя обсуждение проблем законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства, отмечают следующее.

Огромный вред развитию общества и государства причиняет коррупция, препятствующая эффективному государственному управлению и проведению социально экономических преобразований, наносящая ущерб международному имиджу страны. Утвержденный Президентом Российской Федерации Национальный план противодействия коррупции направлен на формирование системной основы для борьбы с этим социальным злом, включая меры законодательного обеспечения.

По мнению участников конференции, к основным факторам возникновения коррупции в сфере, связанной с использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды и экологической деятельностью, относятся несовершенство природоресурсного и природоохранного законодательства, большое количество ограничений, запретов и разрешительных процедур в отношении субъектов хозяйственной деятельности.

Непрозрачность законодательных актов, доминирование субъективного фактора, дублирование функций ведомств способствуют формированию коррупционного потенциала и являются для предприятий существенным фактором риска, вплоть до риска полного прекращения хозяйственной деятельности предприятия. Анализ практики лицензирования позволяет выделить сферы, которым присущ наибольший коррупционный потенциал, среди них добыча золота и драгоценных металлов.

1. Передача полномочий управления государственным фондом недр на федеральный уровень привела к тому, что федеральный центр не справляется с объемом работ в сфере управления государственным фондом недр. Возникли многочисленные проблемы лицензирования мелких участков недр, по утверждению нормативов потерь, отнесению запасов к некондиционным запасам и т.д. Возросли расходы на командировки, на оплату многочисленных услуг и т.д. — все это резко снизило в последние годы эффективность работы предприятий по добыче драгоценных металлов и привело к росту коррупции.

2. Обеспечить верховенство законодательства Российской Федерации в сфере недропользования над нормативными правовыми актами исполнительных органов власти. Законом Российской Федерации «О недрах» определено, что функции государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (п. 16 статьи 3 Закона РФ «О недрах»). Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора (ст. 36 Закона РФ «О недрах»). Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора. Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации (ст. 37 Закона РФ «О недрах»). Кроме того, органами государственного горного надзора в соответствии с законодательством о недрах должны осуществляться:

- установление предварительных границ горного отвода после разработки технического проекта, согласование указанного проекта, уточнение границ горного отвода, включаемых в лицензию на разработку месторождения (ст. 7 Закона РФ «О недрах»);

- согласование постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса (ст. 31 Закона РФ «О недрах») на основе технической проверки форм 5гр.

В соответствии с законодательством постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 и от 12 мая 2005 г. № 293 функция контроля и надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (за исключением функций надзора, отнесенных к компетенции органа государственного горного надзора) возложена на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Однако согласно своему Положению, утвержденному Правительством РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования не является уполномоченным государственным органом в сфере контроля и надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Также в соответствии с законодательством постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 841 было утверждено Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России (Госгортехнадзор России), согласно которому Госгортехнадзор России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществлял контрольные и надзорные функции, в том числе в области использования и охраны недр (в пределах своей компетенции). Одной из основных задач этого ведомства являлось осуществление государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр. В частности, согласование технических проектов, порядка уточнения границ горных отводов, ежегодных планов горных работ, а также контроль за соблюдением установленных нормативов потерь при их добыче и переработке.

Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 № 401, также подтверждает, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, являясь правопреемницей Госгортехнадзора России, должна осуществлять перечисленные выше функции органа государственного горного надзора.

При сохранении законодательных норм в сфере недропользования, установленных Законом РФ «О недрах», Правительством Российской Федерации принимается постановление от 29.05.2008 № 404, согласно которому функция государственного горного надзора за рациональным использованием и охраной недр из Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору исключена.

Эти действия Правительства РФ якобы исключали дублирование функций между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. На деле никакого дублирования не было, а произошло нарушение законодательства, в результате которого оказалось, что исключенные из Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору функции государственного горного надзора по охране недр при разработке полезных ископаемых не вошли в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), а превратились в функции по оказанию государственных услуг в сфере недропользования (Роснедра).

При этом оплата данных услуг за счет пользователей недр не становится доходом государственного бюджета, а является источником существования так называемых саморегулируемых организаций, оказывающих услуги в экспертной деятельности, типа НАЭН и др. Нетрудно понять, что защита государственных интересов в сфере недропользования обернулась, таким образом, неконтролируемым доходом коррумпированного чиновничества.

3. Обеспечить выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 921, принятое в соответствии с главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2007 года № 76 «О внесении изменений в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 921», функции утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, переданы Федеральному агентству по недропользованию (Роснедра). В 2008 году Роснедра отказали недропользователям, ведущим добычу драгоценных металлов, в утверждении норматива технологических потерь, ссылаясь на отсутствие у них полномочий.

Между тем, Роснедра нарушают действующее налоговое законодательство и Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», устанавливающих, что продукцией горнодобывающего производства при добыче драгоценных металлов являются концентра ты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы.

Недропользователи, ведущие добычу драгоценных металлов, оплачивают услуги в экспертной деятельности НАЭН и остаются перед налоговыми органами должниками, так как нулевую ставку по налогу на добычу они получают только за эксплуатационные потери. Оказывается, что недропользователи должны сами просить об изменении законодательства с тем, чтобы Роснедра получило полномочия утверждать также технологические потери, вдвое увеличив тем самым доход саморегулируемых организаций, оказывающих услуги в экспертной деятельности (НАЭН). Самоуверенность и безнаказанность Роснедра в нынешних условиях не имеют границ.

4. Отменить ведомственные нормативные правовые акты, которые противоречат принятым постановлениям Правительства Российской Федерации, в частности, по порядку проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Роснедра приказом от 30.09.2008 г. № 812 утвердило Временные рекомендации по порядку проведения государственной экспертизы и оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых. В этом документе не делается различие между приростом запасов, полученных недропользователями в результате разведочных работ, и движением запасов за отчетный период, представляемых горнодобывающими предприятиями по форме статистической отчетности 5-ГР.

При проведении разведочных работ недропользователи сами определяют срок представления на государственную экспертизу материалов для оперативного прироста запасов. Горнодобывающие предприятия осуществляют добычу утвержденных в установленном порядке запасов и по результатам эксплуатационной разведки обязаны ежегодно представлять статистическую отчетность по форме 5-ГР. Указанный порядок соответствует постановлениям Правительства Российской Федерации от 28.02.1998 № 215 и от 11.02.2005 № 69. Требовать от горнодобывающих предприятий ежегодного представления на государственную экспертизу материалов, представляемых по форме 5гр, означает громадные расходы для них, так как проведение государственной экспертизы согласно указанным Временным рекомендациям будет осуществляться на платной основе за счет недропользователей. В заключение отметим, что указанные примеры «легальной коррупции» не единственные. Имеется множество других «способов» подобных действий «защитников» интересов государства в сфере недропользования.

5. Необходимо исключить ежегодное утверждение нормативов потерь при добыче полезных ископаемых. Предусмотреть, что нормативы потерь утверждаются при разработке технических проектов и уточняются лишь при изменении технологии отработки месторождений или горнотехнологических условий эксплуатации.

6. Необходимо вернуть Ростехнадзору функции согласно Федеральному закону «О недрах» — о рассмотрении и согласовании технических проектов разработки месторождений, и в составе проектов согласование нормативов потерь. Эти функции должны осуществляться бесплатно, как это было десятки лет. В региональных органах Ростехнадзора работают более 11 тыс. человек. Если государство решит эти функции выполнять за счет недропользователей, это должно быть утверждено Законом и постановлениями Правительства, включая стоимость проведения экспертизы: полученные средства должны идти в бюджет (аналогично положению с проведением государственной экспертизы запасов).

Ростехнадзор должен напрямую подчиняться Правительству, как и Государственная комиссия по запасам.

Необходимо исключить дублирующие функции МПР и Ростехнадзора. МПР должно заниматься разведкой месторождений России.

Необходимо провести ревизию действующего федерального и регионального законодательства на предмет коррупции. Для этого необходимо разработать и принять единую методику проведения антикоррупционной экспертизы действующих законов и принимаемых законопроектов. Это долговременная, трудоемкая и кропотливая работа. Поэтому большинство специалистов сходятся во мнении, что в России должен быть создан институт антикоррупционного контроля, в том числе с участием парламентариев и общественности. 


-0+1
Просмотров статьи: 5726, комментариев: 2       

Комментарии, отзывы, предложения

Наблюдатель, 28.06.13 10:44:46

Таракановский тоже сказал 5 лет назад: "Необходимо провести ревизию действующего федерального и регионального законодательства на предмет коррупции. ... в России должен быть создан институт антикоррупционного контроля, в том числе с участием парламентариев и общественности."

А Васька слушает, да есть.

Оптимист, 28.06.13 12:17:57 — Наблюдателю

Скоро Васькам есть будет нечего, и они съедят кого-то из своих.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Противодействие коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "четыре прибавить 14":