Проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы золотодобывающей промышленности на примере «Уральской горной компании»

Еганов В.А., зам.гл.геолога — ЗАО «Вторичные Драгоценные Металлы»
Золотодобыча, №117, Август, 2008

Российская власть встала на сторону малого и среднего бизнеса, отмежевавшись от коррупционеров-чиновников всех мастей и пообещав снять с предпринимателей избыточное налоговое и административное бремя.

По нашему мнению, — очень вовремя. Подводя итоги работы золотодобывающих организаций Свердловской области за 2007 г., можно отметить, что общий объем золотодобычи возрос и составил 110,4% к уровню 2006 г., добыча серебра составила, соответственно, 106,5%, хотя по платине объемы добычи снизились на 10%. Наибольший вклад в прирост объемов золотодобычи вносит ЗАО «Золото Северного Урала»: в 2007 г. предприятием было добыто 51,7% от общего объема добытого в Свердловской области металла. Структура золотодобычи в области меняется: если в 2000 г. объем добычи золота малыми и средними предприятиями составлял 53%, то в 2006 г. он сократился до 23,8%.

Предприятия, добывающие менее 500 кг золота, в лучшем случае остались на уровне 2006 г. Стимулом к развитию малых и средних золотодобывающих организаций не стал даже подъем мировых цен на драгметаллы, так как себестоимость добычи увеличивалась примерно такими же темпами.

Искать и осваивать новые месторождения золота сейчас самое время: большинство участков разрабатываются уже на третий-четвертый раз, на некоторых добыча идет больше столетия.

Очень остро стоит проблема воспроизводства сырьевой базы золотодобывающих предприятий Свердловской области, бюджетных средств не хватает для поисково-оценочных работ, которые завершаются открытием новых месторождений. Золотодобытчики области готовы вкладывать собственные средства в геологоразведочные работы на стадии поисков, но для этого необходима государственная поддержка, в частности, упрощение порядка получения недропользователями новых объектов как для поисков и оценки, так и для разведки и разработки.

Данную тенденцию можно проследить на примере ООО «Уральская горная компания», которая объединяет два уникальных на Урале предприятия: артель старателей «Южно-Заозерский прииск» и ЗАО «Вторичные Драгоценные Металлы». Оба предприятия по совокупному объему добычи драгоценных металлов занимают третье место в Свердловской области. Дальнейшее стратегическое развитие компании ориентировано на разработку рудных месторождений драгоценных металлов. Один из действующих участков по добыче россыпного золота располагается на площадях с наличием прогнозных ресурсов рудного золота категории Р3.

Однако, к сожалению, не благоприятствует старателям российское законодательство. Закон «О недрах» с внесенными в него после 2003 г. изменениями неэффективен, поскольку не учитывает различий между добывающими отраслями. Основная направленность новой редакции закона — на углеводородное сырье. Документ написан с расчетом на получение доходов для государства с состоятельных недропользователей при помощи аукционов и не учитывает интересы средних организаций, готовых изучать и осваивать свою территорию на новые виды полезных ископаемых. Очень часто предметом аукционов становятся прогнозные ресурсы категорий Р2 и Р3, при такой количественной оценке предполагаемых запасов невозможно справедливо рассчитать размер стартовых платежей, даже используя «Временные методические рекомендации по определению стартовых размеров разовых платежей за пользование недрами при подготовке конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, содержащими твердые полезные ископаемые», разработанные ЦНИГРИ. Аукционная система определения недропользователя на твердые полезные ископаемые несовершенна также по причине допуска к участию в процедуре лицензирования «предпринимателей», которым нужна лицензия только для спекуляций.

Многие золотодобывающие компании Урала пострадали от компаний-рейдеров, вымогающих «откаты» за неучастие в аукционах. Итог — получить лицензию на геологическое изучение недр законным способом в России практически стало невозможным. Вопрос о внесении существенных поправок в «Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр», утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 марта 2005 г. №61, активно обсуждался во властных структурах, на форумах и конференциях. Мы надеялись, что наши справедливые замечания и предложения будут учтены в проекте изменений в «Порядке рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр», подготовленный  в 2007 г. Департаментом государственной политики в области геологии и недропользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Но, к сожалению, этого не произошло. Наши высокопоставленные чиновники в Минприроде считают, что аукционная система определения недропользователя наименее коррупционна, не учитывая при этом, что на аукционах в ближайшее время продавать будет нечего.

Обеспеченность запасами, числящимися на Государственном балансе, при нынешнем уровне добычи — 20 лет, в том числе по коренному золоту — 30 лет и по россыпям —10-15 лет.

В настоящее время в нераспределенном фонде Свердловской области запасов по коренным месторождениям нет, а россыпные месторождения, пригодные для разработки, практически отсутствуют.

В качестве предложений хотелось отметить, что изобретать процедуру лицензирования пользования недрами не надо, она была разработана и внедрена Комитетом по геологии и использованию недр при Правительстве Российской Федерации в 1992 г. Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное Верховным Советом РФ постановлением от 15.07.92 г. ВО-61/2296, значительное время являлось нормативной базой для недропользователей и не вызывала замечаний.

К сожалению, законотворчество в сфере недропользования после 2003 г. я бы назвал антинародным. Например, в настоящее время готовы и находятся на подписи у Президента России очередные поправки в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», в основном касающиеся «Порядка осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющиеся стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». По нашему мнению, этот документ, наряду с необходимыми мерами, принимаемыми для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства, значительно прибавит забот отечественным недропользователям.

Изменения законодательства о недрах сегодня практически не согласовываются с пользователями недр. Например, при выборе конкурсной или аукционной системы предоставления права пользования участками недр не учитывают степень геологической изученности, геолого-экономической оценки, социальных и экологических факторов.

Законодательство о недрах в России достаточно динамично изменяется. В Закон Российской Федерации «О недрах», являющийся основным нормативным правовым актом в этой сфере, в августе 2004 г. были внесены изменения и дополнения, объем которых был достаточно широк и охватывал собой многие элементы системы недропользования. Наиболее значимое из них – это изменение механизма реализации принципа совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере недропользования.

Изменениями и дополнениями было установлено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, и, прежде всего, федерального органа управления государственным фондом недр значительно расширяются, существовавший ранее принцип «двух ключей» заменяется принципом принятия решений на федеральном уровне. Таким образом, если ранее для принятия того или иного решения в сфере недропользования было необходимо получить согласование уполномоченного лица как на уровне соответствующего субъекта федерации, так и на федеральном уровне, то в настоящее время необходимо решение только федерального органа управления государственным фондом недр, что должно было упростить и ускорить все административные процедуры. На самом деле мы получили обратное,— согласования в различных федеральных структурах занимают годы и очень часто безрезультатно.

К положительному фактору законотворчества можно отнести нововведения в части предоставления права пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения в результате проведения работ по геологическому изучению недр за счет собственных средств пользователя недр.

Поправками, внесенными в Закон Российской Федерации «О недрах», было установлено, что пользователь недр, в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, должен возместить расходы государства на поиски и оценку полезных ископаемых на этом участке недр (в случае, если такие расходы имеются). Каким образом эта норма влияет на инвестиционную привлекательность геологического изучения недр?

До вступления этого положения в силу пользователи недр, в случае установления факта открытия месторождения в результате геологического изучения, не могли претендовать на безаукционное получение права пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, если в геологическое изучение этого участка недр ранее были вложены государственные средства. При этом практика показывает, что вложение государственных средств в геологическое изучение недр в том или ином объеме осуществлялось по значительному числу объектов.

После вступления нормы в действие, пользователь недр, открывший месторождение и компенсировавший расходы государства на геологическое изучение участка недр (в случае их наличия), имеет право на автоматическое получение права пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых. Правда и тут существуют проблемы в том, как правильно рассчитать расходы государства.

Следует отметить, что горная практика за рубежом строится на обеспечении свободного доступа к геологической информации и на заявительном принципе получения прав пользования недрами. Положительные и апробированные в мировой практике механизмы необходимо внедрять и в российское горное законодательство по следующим принципам:

1. Принцип состязательного предоставления прав пользования недрами неприемлем в отношении геологического изучения недр;

2. Должен быть понятен механизм установления формы предоставления права пользования участками недр (конкурс или аукцион) для целей разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. За основу предлагается принять «Временные методические рекомендации по установлению формы предоставления права пользования участками недр для целей разведки и разработки месторождений полезных ископаемых», введенные в действие распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2002 г. № 438-р.

3. При аукционной форме предоставления права пользования недрами на геологическое изучение и разработку полезных ископаемых применять поэтапную оплату разового платежа, учитывая результаты геологоразведочных работ.

4. Навести порядок и утвердить общий регламент процедуры согласования земель, выделяемых для геологического изучения недр и разработки полезных ископаемых. Обязать придерживаться регламента при согласовании участков земли всех ее законных собственников.

5. Разработать отраслевую программу технического переоснащения и восполнение геологическими кадрами геологоразведочных партий.

Подводя итоги, хотелось бы в первую очередь обратиться к нашим законодателям в Государственной думе ФС Российской федерации: Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии, и в Совете Федерации — Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды более ответственно принимать законодательные акты в сфере недропользования, помня, что от этого зависит сохранение и развитие горнодобывающей отрасли России.  


-0+0
Просмотров статьи: 7276, комментариев: 8       

Комментарии, отзывы, предложения

Б.Кавчик, 04.06.13 12:17:17

Приведенная выше статья 5 летней давности. Она была опубликована после того, как Д.Медведев подписал Указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Указ Президента РФ Москва, Кремль 15 мая 2008 года № 797.

К сожалению, надежды автора статьи на какие-то изменения оказались совершенно напрасными. Если и произошли изменения, то не в лучшую сторону. Это говорит о том, что пассивно ждать и надеяться бесполезно. А что можно сделать?

Олег Н., 04.06.13 12:55:40

"А что можно сделать?"

- Пожелать Виктору Алексеевичу успехов в работе, а статью с сайта удалить.

Журавлев, 04.06.13 16:12:40 — Олегу

Рекомендации автора остались актуальными, зачем статью удалять? Совершенно правильно Еганов пишет: "Согласования в различных федеральных структурах занимают годы и очень часто безрезультатно." По-моему об этом надо больше говорить, ругать надо чиновников. Если бы каждый не боялся за свой кусок, а говорил как есть, может, что-то изменилось бы.

Эль, 04.06.13 16:17:02

Зачем повторяться? Не интересно!

Игорь, 05.06.13 02:01:52

Старьё...

СНС, 05.06.13 10:11:00 — Игорю и др.

Очень много людей изобретают то, что давно изобретено. К нам нередко приходят такие изобретатели. Это потому, что они не хотят тратить время и читать "старье".

У нас порядки другие. Любое исследование обязательно начинается с литературного обзора и патентного поиска. Мы знаем, что только изучив старое, можно создать новое. Мы ценим старое и бережем в библиотеке, в архиве, на сайте.

А за новостями и развлечениями можно сходить на другой сайт. Выход здесь свободный.

Gen&Kap, 05.06.13 10:20:56

Cтатья грамотная и злободневная.Есть предложение: низам не донести эту тему до верхов. Верхи же тужатся над привлечением иностранных инвестиций. Разговор с иностранцами упирается в нежелание инсвестировать ввиду слабости (мягко говоря) закона "О недрах". Надо вооружить инвесторов этой статьей, переведенной на английский язык и размноженной в западных СМИ. С подачи инвесторов русским властям этой статьи и может начаться решение проблемы.

123, 06.06.13 06:37:55

Статья - это еще одно подтверждение того, что в в думе собрались исключительно слабослышащие и плоховидящие люди. Урал им не видно и не слышно. А новый комитет природных ресурсов вообще неясно чем занимается. Похоже люди там отдыхают. На выборах устали, места получили, теперь отдыхают, второй год уже. Потом будут силы копить для новых выборов. Когда же им работать?

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы золотодобывающей промышленности на примере «Уральской горной компании»»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 7":