Чуткий нюх позволяет специально обученным собакам успешно обнаруживать руду. Шведская компания «OreDog AB» (c англ.: ore — руда, dog — собака) называет себя первой мире компанией по разведке руды с помощью собак. Геолог и ее руководитель Петер Бергман рассказывает о своих планах использовать способности четвероногих друзей в геологоразведке.
Работы по обучению собак как помощников геологов начали проводиться в 60–70-х годах прошлого века. На передовых ролях в этой области были Швеция, Финляндия и Россия. Тогда этим занимались только государственные службы и только поиском никеля. Затем в результате финансового кризиса, разразившегося в начале 80-х годов, цены на металлы упали, что привело к практически полному прекращению геологоразведочной деятельности и, в частности, к остановке работ по дрессировке собак.
Как раз в это время Петер Бергман получил диплом геолога. Но тогда работы совершенно не было и ему пришлось заняться информационными технологиями. Однако он всегда помнил о собаках, способных искать руду, о существовании которых знал со студенчества. Когда он вернулся в геологию, он начал немного экспериментировать в этой области, а вскоре занялся дрессировкой на руду профессионально.
Использование собак для поиска руд основано на том, что многие минералы обладают специфическим запахом. Например, серный колчедан пахнет сернистым газом, арсенопирит — чесноком и т. д. Собака после специального курса дрессировки приобретает навык не только четко реагировать на определенный запах минерала, но и отличать его от всех сопутствующих и посторонних запахов. Собаки могут учуять различные типы металлов в комбинации с сульфидами. По словам Петера, его собака может дифференцировать 20–30 типов руд, а рудное тело обнаружить на глубине 12 метров. Для тренировки используются образцы руд, взятых с различных, уже открытых месторождений. Кстати, специалисты компании планируют выяснить, насколько эффективно собаки могут отличать редкоземельные металлы.
Собаки способны искать все типы сульфидных руд (цинковую, медную, никелевую и т.д.), а также оксидные руды. Например, геологи «OreDog» с помощью собаки выявили большое золотомышьяковое рудное тело, а совсем недавно, в конце мая этого года, рудорозыскная собака помогла найти богатые залежи цинка в Швеции. По предварительным оценкам, массовые доли металла в них составляют 5–10 %. Геологи подготовили образцы для анализа и надеются на открытие месторождения. Они проведут полноценное исследование рудного тела с использованием собак, геологических инструментов, бурения и т.д.; таким образом, изучат, что стоит их открытие, а затем продадут его горнодобывающей компании.
Сегодня деятельность «OreDog» сконцентрирована пока только в Швеции и Скандинавии, но в ближайших планах США, Китай, некоторые страны Южной Америки. Кроме того, компания собирается работать в Африке (в Бурунди и Анголе); планируется организация первых представительств в Австралии, Ираке, Иране. Всего в компании по плану будет работать 200–300 человек и около 200 собак, к каждому геологу будет прикреплено по паре собак. Они будут заниматься поиском руды для геологоразведочных компаний.
Специалисты «OreDog» говорят, что, в принципе, они могут приезжать со своими рудорозыскными собаками куда угодно. Но в некоторых странах есть сложности из-за карантинных законов, и в них придется использовать местных собак. Кроме того, климат может не всегда быть подходящим для собак «OreDog». Например, Австралия не подходит для арктических пород собак, которые используются в скандинавских странах. Без проблем можно работать в России, Канаде, на Аляске. Такие собаки могут спать на улице при температуре до минус 30°С, а вот там, где +50° С и есть ядовитые змеи, специалисты компании собираются тренировать местных собак и привлекать для этого бывших военных специалистов, занимавшихся подготовкой животных для поиска взрывчатых веществ. Методики дрессировки на взрывчатку могут им пригодиться.
Для поисковой работы используются разные породы. Например, у Петера — немецкая овчарка, в питомнике компании есть также австралийская кули, бельгийская овчарка, небольшая полицейская собака малинуа. Но не обязательно использовать такие же породы, что используются в армии и полиции. Например, пудели очень хорошо чуют руду, хотя и не выглядят для этого должным образом.
Бергман особо отмечает, что даже когда они занимаются тренировкой собак, то стремятся найти потенциально богатые залежи металлов, которые можно было бы потом исследовать и продать геологоразведочным компаниям, а заодно и помочь им со своими собаками.
«OreDog» приобрела несколько перспективных земельных участков, на которых планирует проводить исследования на наличие руд и, открыв на них перспективные ресурсы, будет их продавать геологоразведочным компаниям.
В планах фирмы предоставление широкого спектра услуг (не только собак), но так же информационные технологии для разведки. Питер Бергман, как бывший IT - специалист, намеревается собрать информацию с геологических карт и сделать приложение для мобильных телефонов.
В заметке упоминается и Россия. Действительно, работы под руководством Мингео СССР в области подготовки собак для поиска руд активно велись в 60-х годах прошлого века и показали хорошие результаты. Об этом мы расскажем в следующих номерах журнала «Золотодобыча».
По материалам: www.mining-technology.com; www.dn.se
Комментарии, отзывы, предложения
Рационализатор, 10.01.13 03:47:17 — Авторам
Предлагаю назвать это направление геологии Нюхолокацией (в отличие от Биолокации). В СССР это направление хорошо развивалось. Опять буржуи взяли нашу разработку и из нее деньги делают. Надо больше писать о нашем приоритете в Нюхолокации. Пожалуйста, напечатайте статью о ее развитии в СССР.
Леший, 10.01.13 10:55:37 — Авторам
Подобные опытно-методические работы проводились и в России, можно найти отчеты по этой теме. Были выявлены и проблемы - собак, чтобы они работали, надо кормить свежим мясом (геологов не обязательно). К тому же собаки отказывались работать, если рядом сучка загуляла...
Sid, 23.01.13 20:15:03
М-да. Никогда бы о таком не подумал. Удивило то, что, оказывается, мы когда-то на передовых ролях в нюхолокации были. Никогда не слышал о чем-либо подобном.
Анна, 27.08.13 07:41:11
Перелопатила Интернет в поисках литературы на эту тему. Нашла пособие А. П. Орлов, В. И. Робонен, Г. М. Кириленко "Геологические поиски с рудорозыскными собаками (Основы дрессировки собак на поиски руд по запаху)". В книге очень много общих тем. Методика натаскивания на руду описана очень кратко. Для общего развития - самое то, но что бы начать заниматься с собакой этого не достаточно. Тема заинтересовала, потому что сейчас занимаюсь воспитанием щенка Ирландского терьера. Под руководством опытного кинолога начала натаскивать на поиск руды. Пока занимаемся с образцами, которые содержать большое количество пирита. Пирит обладает специфическим запахом, встречается в ассоциации с самыми различными минералами и на многих месторождениях присутствует в достаточных для обнаружения концентрациях. Пока занимаемся этим так сказать "для души". Не знаю будет ли от этих занятий практическая польза. Буду следить за темой...
Gen&Kap, 01.04.14 19:52:58
Понятен интерес к собакам, отыскивающим взрывчатку, руду, преступника, наркотики.Итог - оплата труда собаке и собаководу. Тогда почему не приучить собаку сразу на поиски денег? И примеры в народе известны. Кстати, деньги хозяину таскала крыса, а в гнездах птиц иногда находят золотые изделия. В одной из статей сайта охотникам рекомендуется проверять содержимое зоба у глухарей, глотающих золотые самородки для перетирания пищи.
Так что статья не похожа на первоапрельскую шутку. Надо учиться языку животного мира, который, как давно подмечено,лучше человека предсказывает многие природные катаклизмы и даже присутствие фантомов. А уж отличить плохого человека от хорошего для любой дворняжки- плевое дело.
omega, 09.01.13 14:30:14
Со мной на полигон всегда ходили два щенка, один щенок дворняжки, а другой – ротвейлера. Не отходили от меня ни на шаг, следили за каждым моим движением. Я делаю лунку, беру пробу, промываю, они рядом, смотрят во все глаза. Потом я заметила: кайлю породу, набираю материал они рядом гребут, и все стараются поглубже зарыться.
В следующем сезоне я работала на том же участке. Те собаки выросли стали совсем взрослые, но привычки свои не изменили, на полигон мы так и ходили все вместе. Рембо и Рекс (так звали собачек) продолжали рыть грунт. Ради интереса я взяла пробу с того места где они копались,- в лотке после промывки было несколько хороших знаков, следующая проба также дала хороший результат, хотя пески считались бедными 0,5 гр./мз, золото мелкое. В общем, не было ни одной пустой пробы из закапушек моих собачек. Так они и копали со мной весь сезон, мыть, правда, не научились.
В песках этого месторождения, конечно, много было пирита (сульфид железа), но в гнездах с повешенным содержанием Au кубиков пирита было гораздо меньше или его не было совсем. Участки пласта с повышенным содержанием пирита, отличались более низким содержанием Au, а золото было мелкое и тонкое фракции -0,2.
Не знаю, что это было простое совпадение или еще что-то, но факт остается фактом.