От редакции бюлл."Золотодобыча". Непромышленная добыча золота известна во всех странах, где есть золото. Ее характерной особенностью является то, что она ведется почти исключительно вручную с минимальным применением малой механизации и без организации предприятия. Какую технику можно использовать, обычно решают местные органы управления.
Сырьевой базой для непромышленной добычи золота служат россыпные и рудные объекты, которые по размерам или удаленности не представляют интереса для промышленных предприятий.
За рубежом непромышленную добычу золота называют «кустарной» (artisanaland) или «мелкомасштабной» (small-scale). Людей, которые занимаются непромышленной добычей золота, называют старателями (hatters), горняками (diggers), добытчиками (miners). В России до середины прошлого века их называли старателями.
В экономически развитых странах непромышленная добыча золота является, как правило, туристическим развлечением, и лишь немногие люди занимаются ею профессионально с целью заработка. Туристическая добыча золота поощряется и рекламируется как любой другой вид туризма и активного отдыха на природе. Для любительской и туристической добычи золота выделяют специальные территории, оборудуют кемпинги и т.п.
В развивающихся и слаборазвитых странах непромышленная добыча золота для многих людей является главным заработком. Занимаются ею, как правило, наименее образованные и бедные жители золотоносных районов. Золотодобыча обеспечивает им и их семьям постоянный или временный доход, позволяющий выживать при отсутствии другой работы.
В ряде стран при большом скоплении золотодобытчиков на ограниченной территории возникают социальные и экологические проблемы. Зарубежные специалисты при поддержке международных организаций пытаются найти их решение.
В России имеется множество мест и объектов для разных форм непромышленной добычи золота, однако российские законы отработку непромышленных объектов не предусматривают. Из-за этого непромышленная золотодобыча в России развита слабо и только в нелегальном варианте. Государственная «забота» о нелегальных старателях ограничивается, в основном, конфискацией добытого золота.
--------------------------------------------------
http://magazine.mining.com
Перевод с англ.: С.С. Верхозин
Известно, что кустарные и мелкомасштабные золотодобытчики (artisana land small, scale gold miners — ASGM), большинство из которых проживает в развивающихся странах, используют ручные методы и примитивные технологии для добычи и обработки золота. Их деятельность создает долгосрочную глобальную экологическую и экономическую угрозу.
Статистика говорит, что количество людей, занятых кустарной добычей, оценивается в 13–20 миллионов мужчин, женщин и детей в более чем 70-и странах. Около 100 миллионов человек прямо или косвенно зависят своими доходами от этой деятельности.
На сектор кустарной и мелкомасштабной золотодобычи приходится около 25–30 % мирового производства золота. Однако они наносят бóльший экологический вред, чем разработка месторождений промышленным способом: около трети всей ртути, используемой в мире (это 1000 тонн) в результате работы кустарных старателей попадает в окружающую среду.
Вследствие недостаточного развития инфраструктуры в развивающихся странах мелкие добытчики более подвержены возможности заболевания такими инфекциями, как малярия, туберкулез, грипп, холера, а также инфекциям, передающимся половым путем, например, ВИЧ и СПИД.
Несмотря на негативные экологические и социальные последствия такой деятельности и на то, что существуют пути выхода из этой ситуации, в глобальном масштабе для решения этой проблемы не делается практически ничего. Большинство правительств не готово для работы в данном направлении.
Одной из главных экологических проблем, возникающих при непромышленной добыче золота, является ртутное загрязнение.
В 2002 году для запуска «Проекта глобального соглашения на использование ртути» (Global Mercury Project — GMP) «Организация Объединенных Наций по промышленному развитию» (United Nations Industrial Organization — UNIDO) получила 6,8 миллионов долларов в качестве финансовой поддержки от «Глобального экологического фонда» (Global Environment Facility — GEF) и «Программы развития ООН» (UN DevelopmentProgramme — UNDP). В 2008 году Кевин Телмер (Kevin H.Telmer) из Университета Виктории и главный технический консультант GMP доктор Марселло Вейга из Горного Университета Британской Колумбии опубликовали доклад, в котором говорится о выбросах ртути на местах кустарной золотодобычи в Бразилии, Индонезии, Лаосе, Судане, Танзании и Зимбабве.
Ртутная амальгамация — это самый легкий, дешевый, быстрый, но не самый эффективный и безопасный способ извлечения золота. Когда ртуть используется кустарными старателями, ее капли попадают в воду и испаряются в атмосферу. В случае если при нагревании амальгамы не применяется реторта или пароуловитель, добытчики напрямую подвергаются действию паров ртути, что незамедлительно наносит вред их здоровью. Для большинства старателей невысокий доход от кустарной добычи золота превалирует над рисками, связанными с использованием ртути.
В своем предварительном исследовании в 2009 году в Бразилии, Соуза и Вейга сообщают, что на каждого из 40 тысяч старателей, работающих в районе Крепори (бассейн Тапахос), в среднем приходится по 40 граммов ртути в месяц. Когда этот элемент применяется в сочетании с цианидом (новый и быстроразвивающийся тренд в кустарной добыче), уровень эмиссии еще выше и опаснее, поскольку ртутно-цианидовый комплекс легко поглощается организмами, живущими в водной среде.
Выбросы ртути приводят к серьезным проблемам со здоровьем и нервной системой у местного населения, а также заражают местную пищевую цепь и экосистему. Уровень потребления ртути был признан опасным в более чем 24-х странах.
Телмер и Вейга говорят, что вред, нанесенный мировой экосистеме вследствие выбросов ртути, уже проявляется: по докладам 10000 мест кустарной добычи заражено и опасно для местного населения и экологии.
К альтернативам использования ртути в золотодобыче относятся выщелачивание и электролиз, однако их применение требует времени, инвестиций и социального развития. Правительства развивающихся и слаборазвитых стран не обладают ресурсами для обучения старателей подобным технологиям и у них нет стимула делать это.
Кустарная и мелкомасштабная золотодобыча необходима для выживания миллионов бедных людей и развивается благодаря росту цены на золото. В то время как некоторые старатели занимаются добычей постоянно, другие занимаются ею временно — в зависимости от сезона, уделяя основное время фермерству и сельскому хозяйству. Поскольку ценность золота неизменна даже в странах с нестабильной валютой, его добыча представляет собой самый надежный сектор горнодобывающей деятельности.
Пути решения экологических и экономических проблем, связанных с кустарной и мелкомасштабной добычей, могут быть разными, в частности — запрещение использования ртути, квоты на ее применение и др.
Однако самым действенным способом является обучение мелкомасштабных золотодобытчиков безопасным приемам работы и легализация их деятельности. Это первый шаг на пути к превращению массы обделенных старателей в настоящих горожан, а также к созданию структуры организации индустрии непромышленной золотодобычи.
Положительным примером является «Проект глобального соглашения на использование ртути», закончивший свое действие в 2007 году. В рамках этого проекта было обучено более 30 тыс. старателей, членов сообществ, работников здравоохранения, инспекторов, ученых и представителей неправительственных организаций. Золотодобытчики из Бразилии и Индонезии были обучены предотвращать выброс ртути с помощью реторт, пароуловителей и другого оборудования, а также возвращать в оборот до 95 % выпариваемой ртути. В тех местах, где применялись методы очистки и восстановления ртути, потребление химиката сократилось на 50 %, а там, где полностью исключался сам процесс амальгамации, эта цифра достигает 90 %.
Присутствие в районе или стране мелкомасштабных организованных старателей может стать временным решением вопроса привлечения финансов в сельские регионы, где добытчики преимущественно разрабатывают мелкие месторождения, не подходящие крупным компаниям. Правительство должно освежить идею о том, что «мало — значит хорошо», с целью организации сектора непромышленной золотодобычи и найти способы модернизировать экономику и развивать удаленные регионы.
В частности, компания из Лэнгли «Falcon Concentrators» (Британская Колумбия, Канада) занялась этой проблемой, на что ее подтолкнул «Проект глобального соглашения на использование ртути». На основе более чем 20-летнего опыта компании в создании оборудования для гравитационного обогащения на свет появилась 100-килограммовая установка «iCON» (Falcon's Individual Concentrator»). Она позволяет получить концентрат с высоким содержанием мелкого золота, которое в обычных условиях (при использовании лотка или токсичных химикатов) было бы потеряно. Установка стоит около 6000 канадских долларов (≈29,5 руб.), что вызывает критику за дороговизну, которая мешает ее приобретению кустарными старателями. Однако есть примеры удачного внедрения современных безвредных технологий среди кустарных добытчиков. Например, канадская компания «RMD3 Engineering» владеет участками под добычу золота в Мали. Там они нанимают местную рабочую силу для работы на «iCON». Кустарные старатели также имеют возможность самостоятельно приобрести эту установку, сформировав кооперативы и другие формы мелкого бизнеса. Это пример самого успешного метода использования «iCON» в горнодобывающих районах.
Компания «Falcon» предпринимала попытку совместной работы с Всемирным Банком и неправительственными экологическими организациями, которые могли бы купить «iCON» и предоставить микрокредиты кустарным добытчикам. Однако эта стратегия оказалась не очень успешной, поскольку неизвестно, когда старатели смогут вернуть деньги.
Компания «GMP» приобрела две установки «iCON», еще более 200 моделей было продано в 25 стран мира. На сегодняшний день «Falcon» имеет широкую сеть агентов по всему миру, которые пытаются заинтересовать местные рынки в покупке «iCON».
Помощь в решении проблем непромышленной добычи золота оказывает сообщество CASM (Communities and Small Scale Mining), целью которого является налаживание отношений между старателями, местными жителями, крупными горнодобывающими компаниями и правительственными структурами. В CASM входит 35 организаций из 25-и стран мира. Сообщество получает поддержку от Всемирного Банка, департаментов международного развития Великобритании и Дании и других крупных учреждений. Эта организация также выступает активным приверженцем экологической ответственности за непромышленную добычу и соответствие международным стандартам занятости, здравоохранения и безопасности.
Например, задачами CASM в Африке являются представление интересов сообщества кустарных старателей, обеспечение их информацией и небольшими грантами, регистрирование достижений и результатов, значимых для африканского континента. Гранты предоставляются по пяти программам: развитие и стабильность; специальные проекты; социальные проблемы; здравоохранение; безопасность и обучение.
В Колумбии «Альянс за ответственную добычу» (Alliance for Responsible Mining) занимается разработкой стратегий, включающих в себя помощь в общественном диалоге, исследования, строительство, партнерство для всех категорий старателей.
Будем надеяться, что все больше и больше организаций покажут пример государственным властям, как надо пропагандировать политику, образование и технологии, необходимые для смягчения разрушительного влияния кустарной золотодобычи и ее безопасного развития по всему миру.
Комментарии, отзывы, предложения
Русский, 02.10.12 09:29:46
Видишь-ли Виктор наше правительство рассуждает по уровню жизни г.Москва ,только они забыли что кроме Москвы есть еще страна.И видимо Россию они считают далеко продвинутой страной,которой не пристало в земле ковырятся в помойках это сколько угодно,а в земле не гигиенично.Это удел негров,латиносов кто там еще перечислять можно долго,у них уровень жизни низкий.А у нас с тобой как в Москве,видишь через компьютор общаемся,только удобства во дворе ну это ни чего жить-то можно!!!
Василий, 03.10.12 06:09:10
Еще один концентратор: 100-килограммовая установка «iCON» (Falcon's Individual Concentrator»). Она позволяет получить концентрат с высоким содержанием мелкого золота, которое в обычных условиях (при использовании лотка или токсичных химикатов) было бы потеряно. Установка стоит около 6000 канадских долларов (≈29,5 руб.), что вызывает критику за дороговизну, которая мешает ее приобретению кустарными старателями.
По нашим российским ценам 180 тыс.руб. - это не так уж много. Можно узнать его тех.характеристики?
Олег, 03.10.12 10:53:32
Не местному реально там заняться добычей?
Рабочая сила там наверное дешева.
Vyacheslav Novichihin , 21.10.12 19:06:40
Какие 6600 долларов?Сейчас самая простая установка стоит 15500 долларов и это без учета насоса водяного,транспортировки и растаможки в ввозимую страну.Вот такие дела.Ответ оттуда был вот такой если кто не верит:
Hello Vyacheslav
You can buy the IGR 100 plant direct from us for $15,500. Shipping is EXW Langley, BC Canada.
I recommend that you buy a pump locally. There are so many available that is makes no sense for us to be involved in the supply or shipping.
If you would like to make an order, please let me know and we will send you a proforma including the cost of air freight.
To what airport would you like the IGR 100 shipped?
Matt StJohn
General Manager
iCON Gold Recovery Corp.
9850 201 Street
Langley, British Columbia V1M 4A3
Canada
Иван, 22.10.12 11:39:52
Интересная разница. В статье написано: Она позволяет получить концентрат с высоким содержанием мелкого золота, которое в обычных условиях (при использовании лотка или токсичных химикатов) было бы потеряно. Установка стоит около 6000 канадских долларов (≈29,5 руб.), что вызывает критику за дороговизну, которая мешает ее приобретению кустарными старателями.
Может они по 6000 пытались африканцам продать? Может нам туда поехать и там купить?
Danila, 10.11.12 13:09:01
1. Озвученный порядок стоимости в 6000 - это стоимость только концентратора. Как правильно заметили - это стоимость с завода.
2. Стоимость 15'500 - это установка в составе: концентратор, грохот, пульповый насос (подача подрешетного продукта на концентратор), минишлюз (ловушка) и установка доводки концентратов.
3. В России iCON можно увидеть и "пощупать"в Екатеринбурге (у представителя компании ПРО Евразия www.proeurasia.ru).
4. Актуальные цены можно узнать в ПРО Евразии. Помогут связаться, состыковаться и закупить, в том числе по прямому договору с производителем (если готовы осуществить ввоз самостоятельно).
Леха, 31.01.13 10:43:20
Ни один концентратор не заменяет ртуть. После концентратора получается концентрат тяжелых частиц, в которых запутались золотины. Как их оттуда вытащить? Ртути плеснул, она все золото собрала. Конечно, с ней надо осторожно работать, чтобы не травиться самим и землю не травить.
1111111, 31.01.13 12:35:59 — Лехе
И без ртути есть методы. Причём ртуть берёт только свободное(да и то не всё - в сростках, и "в рубашке" под окислами остаётся). Дисперсное в минералах останется всё в хвостах. И если его много - нужен другой метод. Хотя конечно ртуть быстрее и проще.
костяныч , 31.01.13 14:20:14 — 1111111
Здравствуйте обсуждающие Леха и 7 единичек вы конечно правы что надо добывать без вредно и результативно но как добывать если не дают разрешение на добычу для меня осталось не ясным можно или нет если я ИП и вопрос по добыче не тем ли важным остается на сегодняшний день если вы есть в одноклассниках или в контакте то давайте спишимся там с ув костяныч
Леха, 02.02.13 06:30:39 — 1111111, 31 января 2013
Дисперсное! В минералах! Может еще нанозолото приплетешь? Здесь болтать стыдно, хочешь костяныча в сторонку увести и ему чего-то запарить. Иначе чего бы таиться?
Виктор., 01.10.12 15:57:35
Ну что за западло.... Где то могут работать и думают что бы не навредить , а у нас низя...... Ни..я!