Сейчас много говорят и пишут о кризисном состоянии минерально-сырьевой базы России по многим видам полезных ископаемых, а бывший Министр геологии СССР Е.А. Козловский прямо говорит о серьезных угрозах в связи с этим экономической безопасности страны («Российские недра», №№ 17, 18, 2012 г., № 1, 2012 г.). Также очень много написано и о причинах, которые привели геологическую отрасль России и, как результат, минерально-сырьевую базу в кризисное состояние. Главная причина, на наш взгляд, в разбалансированности системы изучения и освоения недр.
В стратегическом плане все это началось в 90-е годы с разрушения системы управления геологической отраслью и резкого сокращения финансирования геологоразведочных работ. Считалось, что добывающие компании, заботясь о своем будущем, будут вкладывать собственные средства в геологическое изучение недр для создания и расширения своей сырьевой базы. В итоге была разрушена некогда мощная государственная геологическая служба, взамен которой остались маломощные федеральные геологические предприятия. В подавляющем большинстве добывающих предприятий функционирует слабенькая промысловая геологическая служба, не способная решать серьезные задачи по созданию собственной сырьевой базы, не говоря уже о заделе на перспективу. Справедливости ради надо отметить, что есть крупные добывающие компании (в области добычи драгметаллов: это «Полиметалл», «Полюс Золото», «Петропавловск» и некоторые другие), которые вкладывают значительные средства в изучение недр, но это, скорее, исключение из правил.
В тактическом плане наши законодатели и руководители отрасли в погоне за сиюминутной выгодой сделали, кажется, всё для того, чтобы отбить желание у действующих и потенциальных недропользователей вкладывать средства в геологическое изучение недр.
Первой серьезной ошибкой в этом плане, на мой взгляд, была отмена платежа на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за счет чего создавался постоянный источник для финансирования геологоразведочных работ.
Второй, еще более серьезной ошибкой стало необоснованное усложнение процедуры получения лицензий на право пользования недрами. Существующая в настоящее время система лицензирования полностью замкнута на федеральный центр и не позволяет оперативно решать вопросы обеспечения горнодобывающих предприятий сырьевой базой. Созданная система лицензирования направлена в первую очередь на текущее пополнение государственного бюджета за счет платежей от аукционов и конкурсов на право пользования недрами, но не на решение первоочередных задач по расширению геологоразведочных работ. Дошло уже до того, что правительство РФ оценивает бюджетную эффективность работы отрасли исходя из соотношения бюджетных средств, выделенных на геологические работы, и средств, получаемых от проводимых аукционов и других платежей.
Для того чтобы добиться коренного перелома в решении вопросов финансирования отрасли, ее следует по-настоящему открыть для инвестиций, для чего необходимо пересмотреть нормативную базу по системе лицензирования пользования недрами.
Сколько уже писали и говорили о том, что действующее законодательство о недропользовании учитывает только интересы крупных компаний и серьезно ущемляет права мелких и средних компаний, в частности, в обеспечении равных возможностей в получении лицензий для целей геологического изучения участков недр за счет собственных средств недропользователей.
В связи с этим следует законодательно закрепить существовавший до 2005 года заявительный принцип бесплатного предоставления лицензий для геологического изучения недр за счет собственных средств юридических и физических лиц. Одновременно необходимо ввести законодательную норму, гарантирующую недропользователю, открывшему месторождение в результате проведения геологоразведочных работ за счет собственных средств, получение лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых на выявленном месторождении. При этом процедура согласования документов и принятия решения по выдаче лицензии на разведку и разработку месторождения по факту первооткрывательства должна быть упрощена и по времени предельно сокращена.
Вышеназванные меры не только стимулируют привлечение в геологоразведку частных инвестиций, но и обеспечат равные возможности для всех недропользователей независимо от их финансовых возможностей.
Центру необходимо также избавить территориальные органы по недропользованию от мелочной опеки и разрешить им самим формировать и утверждать территориальные программы лицензирования пользования недрами с целью геологического изучения недр. Сейчас территориальные органы по недропользованию выполняют функции только по формированию перечней объектов недропользования, а сама программа лицензирования утверждается Роснедра, в результате чего эта процедура растягивается на многие месяцы.
Указанный комплекс мер по упрощению процедуры выдачи лицензий на геологическое изучение недр и снижению налогового бремени неоднократно предлагался многими специалистами на всевозможных совещаниях, на страницах газет и специальных журналов. Однако законодатели и руководство отрасли никак не реагирует на эти предложения. Более того, Министерство природных ресурсов и экологии РФ предлагает внести в закон «О недрах» изменения, позволяющие указывать в лицензиях на участки недр сроки проведения геологоразведочных работ и начала разработки месторождений (что уже давно делается), а также условия, определяющие виды и минимальные объемы поисковых и разведочных работ с разбивкой по годам, сроки их проведения, сроки ввода в разработку месторождений полезных ископаемых (что тоже давно делается, но еще не обрело законодательно установленную норму). Указанные условия уже сейчас позволяют чиновникам диктовать свои правила недропользователям под угрозой отзыва лицензии, а после принятия соответствующих поправок в закон сделают контролеров главными действующими лицами в недропользовании.
Существующее сейчас законодательство о недропользовании заставляет недропользователей нести значительные расходы еще до начала полевых работ. Для примера, за проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации на производство геологоразведочных работ даже за малый проект недропользователь должен выложить 100 тыс. рублей, а за крупный — уже 500 тыс., хотя по трудозатратам на проведение этой экспертизы размер платежей можно снизить в 5–10 раз. К тому же весь мир вполне благополучно работает без государственной экспертизы проектно-сметной документации.
Геологоразведочные работы всегда носили и будут носить рисковый характер. В подавляющем большинстве случаев недропользователи по завершению работ на лицензионных участках получают отрицательные результаты. И за то, что они рискуют своими деньгами, они еще выплачивают государству регулярный платеж за пользование недрами в течение всего срока проведения геологоразведочных работ.
В то же время сами руководители Роснедр оценивают ситуацию с финансированием работ на твердые полезные ископаемые как критическую, о чем написал в своей статье в журнале «Разведка и охрана недр» (№ 1, 2011 г.) заместитель руководителя Роснедр Бавлов В.Н., подводя итоги работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы России в 2010 году.
Значит, действительно пришло время для внесения кардинальных изменений в законодательство о недропользовании в целях настоящего открытия отрасли для притока инвестиций.
Комментарии, отзывы, предложения
Виктор., 07.05.12 09:53:40
Это бы хорошо было бы. Только карты забудут сделать, где занято. Всё как всегда, постараются свести всё к коррупции. Жаба их задавит.
Якутский, 07.05.12 10:02:31
Григорьеву
О навыках наших геологах знают все и по части закапывания и освоения им нет равных.Но насколько я знаю перед Росгеологией стоит немного другая задача.Хотя по инерции некоторые будут заниматься и освоением всего и вся.
Самая радостная новость -для чистейшего геолога Савиных...поздравляю!!!!Столь ненавистного ветеринара уволили! Предлагаю отметить , естественно водочкой с мумием) Но вот будет ли новый лучше?
Г-ну Кавчику ...восхищаюсь верой переноса канадского опыта в Россию и веру в чиновников. Налоги собирает государство, а чиновник свою чиновничью ренту.По поводу "заплатил и копайся" ...сами то верите в законопослушность копателей?
БК-Якутскому, 07.05.12 10:44:08
Вы думаете, что для "копайся" обязательно нужен закон? Думаете, что хозяин участка без закона разведку не сделает и ничего не добудет? Но если так, значит, он будет платить ежегодно налог на свой участок, бюджет пополнять. Налоги идут, а недра целы. Чем это плохо по вашему?
Виктор., 07.05.12 13:01:10
Якутский, 7 мая 2012 10:02:31
Тут вы правы,г-н Кавчик не только Канадский опыт пытается перенести но и Австралийский , Финский и дальше по списку..... Но вы забыли одну страну об опыте которой этот г-н тоже так печется . Об России. Внимательно читайте статьи и анализируйте.
Якутский, 07.05.12 13:31:13
г-ну Кавчику
Я не думаю...я знаю , да и Вы тоже...Закон -тайга, медведь-хозяин.Для "копайся" закон конечно же не нужен. Предлагаю так же отменить лесной кодекс, охотничьи билеты и лицензии на производство спирта.Про рыбу умолчу... Только позволю Вам напомнить Вашу любимую и легендарную Листвянку-самая большая гостиница построена с нарушением всех мыслимых и немысленных норм... а чуть дальше-срач такой , что не понимаешь где находишься.Так что про "налоги идут,а недра целы"...ей Богу смешно
Б.Кавчик - Якутскому, 08.05.12 04:50:54
Посмотрите мое предложение еще раз. Там написано:
"Дело чиновников налоги собирать, следить за порядком и экологией. Может такой вариант лоббировать будем?"
По моему опыту посещения развитых стран, такого свинарника, как в России нет нигде. За порядком и экологией там следят. А у нас нет.
Именно это, по моему, нужно исправить. Чиновники должны "следить за порядком и экологией", а не вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий: как вести разведку, сколько добывать, когда добывать, какие кондиции, где контура и т.п.
А какое предложение у вас, или у вас только критика?
Якутский, 08.05.12 10:49:00
Б.Кавчик
Да у меня масса предложений.Надеюсь пара из них будет востребована в ближайшее время.Возможно даже и при Вашем участии.Только вот адаптация занимает много времени.Еще раз по поводу "поковырятся"- к сожалению это станет в течение года спекулятивным процессом.Да и сейчас любой собственник чего-либо желает получать прибыль как можно быстрее.Пока менталитет такой -лучше быстро и сейчас, чем немного больше , но завтра.
Чиновники НЕ ДОЛЖНЫ СЛЕДИТЬ, т.к. результаты слежки всегда поддаются корректировке в нужном направлении...Весь наш диалог в стиле -милиция станет полицией и все станет ОК.Результаты в принципе видны.Тоже самое будет и либерализацией в гео.А уж когда дело зайдет о лоббизме в этой сфере... вот тут уж держитесь.
М.И. Савиных, 08.05.12 14:00:50
Спасибо за инфу про Ветеринара! Не знал.
Григорьев, 08.05.12 14:57:59
Уважаемый Якутский можно узнать что-нибудь конкретное про массу ваших предложений? В самом деле интересно обсудить разные варианты.
Савиных. Что у вас за инфа про Ветеринара? В печати проскользнуло сообщение о том, что Трутнева отправят губернатором в Иркутск. Ветеринар по образованию не Трутнев, а Ледовских. Разве его тоже куда-то ссылают?
Савиных, 08.05.12 15:09:57
Виноват. Глянул на сайт Роснедра, Ветеринар на месте. Про Трутнева завтра гляну.
Админ, 08.05.12 16:03:19
Про Трутнева здесь на сайте заметка есть на главной странице слева внизу новость от 03.05.12
Якутский, 08.05.12 16:09:51
Григорьеву, Предложения предлагаю в профильные учреждения ,связанные с как рос так и не роснедрами.Хотелось бы узнать немного о Вашей специализации...чем занимаетесь? А там посмотрим...
Уважаемые господа геологи,обогатители и иже с Ними...Информация с Роснедрами -ветеринара продлили на 1 год, но в тоже время назначили нового человека.Фамилию и откуда он-пока не скажу!Вопрос вступления в должность решается в эти дни.Но быстрой отмены геологического крепостного права не будет все равно...
Админ, 10.05.12 08:49:29
Все точно, спасибо за инфу. Нашли новость и привязали на сайт (на гл.стр.слева-внизу).
Миронов А.А., 10.05.12 16:36:58
Полносью согласен с автором статьи. Да, этот человек знает и, болеет за дело свое жизни. Боль и надрыв в его словах (стоках)от знания, любви и бессилия.
Действительно, это безумие, не давать возможности гражданину (гражданам) за собственные средства изучать территории не имеющие аппрообированных ресурсов, т.е. "не изученные" площади. Тем самым ставя бюрократиический крест на ее изучении. Вдумываясь в строки закона "О НЕДРАХ" я каждый раз с горечью констатирую: "Нет, не интересует сейчас российского чиновника ничто, кроме своей корысти и благого отношения к нему "ДАРГИ" (с бурятского дарга - земноой посланец бога, начальник. Где, и кто в мире согласится ждать 1,5-2,5 года до выдачи лицензии, читай разрешения - потратиь свои деньги для изучения недр Родины кроме как в России?
Считаю, наиболее правильным и рациональным является заявочный принцип выдачи лицензий на изучение недр. Выдача ее должна производиться территориальным органом без проведения аукциона. С прогрессивным(по времни )налогообложением. Принцип прост: в первый (один-два года) недропользователь платит минимальную ставку, в последующие годы ставка платежей увеличивается в геометрической прогрессии и делает экономически невыгодной практику сохранения лицензии "на будущее". И, тысячу раз автор прав: без неоспоримой гарантии получения лицензий по праву первооткрывательства, все геологическое сподвижнечество не имеет никакого здравого смысла. А следовательно - поисковая геология сгинет уже на нашей памяти.....
Савиных М.И. , 12.05.12 08:23:34
По нашей теме только что опубликован (http://www.miningexpo.ru/news/20519) Протокол 42-го Заседания Горнорудного Консультативного Совета
Александр Н., 12.05.12 11:31:36
Это старый документ за 27 октября. Обратите внимание это было 42-е заседание. А дела нет. Надо бы провести совещание по искоренению всех совещаний.
По поводу геологии, которую нужно открыть для инвестиций. Можно бы просто поступить как Петр I
«Соизволяется всем и каждому дается воля, каково б чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях — искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы: сиречь — злато, сребро, медь, олово, свинец, железо, також и минералов...». «Против же того, которые изобретенные руды утаят и доносить об них не будут или другим в сыскании, устроении и расширении, тем заводам запрещать будут, объявляется наш жестокий гнев и неотложное телесное наказание и смертная казнь и лишения всех имений, яко непокорливому и презирателю нашей воли и врагу общенародной пользы, дабы мог того всякий страшится».
Телесные наказания и смертная казнь помогли бы без всяких инвестиций. Дешево и эффективно.
Якутский, 12.05.12 21:48:43
Александр Н Ага... просто в точку.Особенно про поиск на чужих землях.Проведите эксперимент-поищете у кого-нить на его участке.Выбор перспектив небольшой-больница, кладбище , тюрьма...ну или без вести пропащий Так что не баламутьте народ
Простой, 13.05.12 09:10:09
Царь Петр глупый, наверное, был, раз такой указ издал. И народ такой же глупый, все понял, начал искать и нашел. И чиновники все поняли, мешать перестали.
А щас правители у нас у-у-у-мные, законы такие пишут, что и не поймешь о чем там. Понятно только, что нести надо кому надо.
Эльдорадо, 28.08.12 20:33:18
В Канаде геологи приравнены к космонавтам! Ванкувер столица мировой геологоразведки (3500 юниоров)! В Австралии новости начинают с успехов горняков и геологов! В Бразилии около 1 млн. гаримпейрос с семьями заменяют сотню, а может быть и тысячу юниоров! В Горном институте, в МГУ и МГРИ нет желающих работать в Сибири или в Магадане, зачем эти люди пришли в Геологию? Кто будет выполнять ваши рекомендации уважаемые коллеги? В Чили все преподаватели в Университетах иностранцы, руководители компаний тоже, но рядовые геологи и горняки - чилийцы. Вот наш путь! Жаль!
Борис Кавчик, 07.05.12 06:27:08
Несис как то хорошо выразился "шизофрения российского законодательства". А что делать? Сколько лет говорим, а реально только хуже становится. Может закон о лоббизме поможет?
- Президент Дмитрий Медведев поручил Мин-экономразвития до конца года разработать законопроект о лоббизме.
Гляньте статейку: http://zolotodb.ru/link/306
Но вот что именно продвигать, когда (если) появится возможность лоббировать свои интересы? Мне, например, нравится предложение В.А.Кравцова:
"следует законодательно закрепить существовавший до 2005 года заявительный принцип бесплатного предоставления лицензий для геологического изучения недр за счет собственных средств юридических и физических лиц.Одновременно необходимо ввести законодательную норму, гарантирующую недропользователю, открывшему месторождение в результате проведения геологоразведочных работ за счет собственных средств, получение лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых на выявленном месторождении."
Но можно бы и лучше. Например, как в Канаде: пошел столбики на свободном участке поставил, заявку подал, заплатил немножко и копайся. Нашел-твое. Дело чиновников налоги собирать, следить за порядком и экологией. Может такой вариант лоббировать будем?