Рейтинг@Mail.ru

Обращение Союза Золотопромышленников к министру природных ресурсов и экологии РФ Ю.П.Трутневу. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах»»

Союз золотопромышленников России

Уважаемый Юрий Петрович!

Добыча драгоценных металлов в нашей стране в последние годы выглядит более-менее стабильной, но поддерживается исключительно высокими ценами на рынке.

В значительной мере добыча зависит от того, насколько экономика свободна, насколько могут развиваться субъекты малого и среднего бизнеса, насколько эффективны стимулы для воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В законодательстве о недрах все ещё остаются проблемы, негативно влияющие на развитие отрасли по добыче драгоценных металлов:

- отнесение к участкам недр федерального значения участков недр, содержащих запасы коренного золота от 50 тонн, не позволяет привлекать иностранных инвесторов для разработки многих проблемных месторождений золота. Целесообразно относить к участкам недр федерального значения запасы коренного золота от 250 тонн, так как такие месторождения обладают достаточным количеством запасов для экономически эффективного освоения;

- отсутствие определений участков недр регионального и местного значения и порядка передачи полномочий субъектам Российской Федерации с учетом их социально-экономических интересов и привлечения инвестиций в сферу недропользования;

- допуск физических лиц к добыче всех видов полезных ископаемых в соответствии гражданским законодательством, а не в соответствии с другими федеральными законами, например, с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

- проведение закрытых аукционов и конкурсов в отношении к предприятиям малого и среднего бизнеса;

- отказ от формирования перечней участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных средств недропользователей;

- выдача лицензий на геологическое изучение полезных ископаемых сроком на 7 лет первому, подавшему заявку заявителю, и упрощение порядка выдачи лицензий;

- освобождение лицензионного соглашения на право пользования недрами от регламентирующих требований: сроков проведения работ, объемов работ с разбивкой по годам и т.д.;

- отзыв лицензии только при исключительных обстоятельствах: банкротство недропользователя, нарушениях природоохранного законодательства, неисполнении лицензионных платежей;

- автоматическая неконкурентная безвозмездная конвертация лицензии на геологическое изучение /той её части, где открыто месторождение/ в лицензию на разведку и добычу;

- утверждение нормативов эксплуатационных и технологических потерь полезного ископаемого в техническом проекте на весь период эксплуатации месторождения (срок действия проекта) без необходимости их ежегодного согласования.

Союз Золотопромышленников рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О недрах»», размещенный на официальном сайте Минприроды России, и отмечает, что законопроект содержит новые нормы, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и содержит ряд положений, которые, в случае их принятия и недобросовестной реализации, могут привести к усилению коррупции и повлекут за собой ограничение конкуренции, снижение эффективности затрат на ГРР и горное производство и, как следствие, снижение инвестиционной привлекательности отрасли в целом.

Основные замечания по законопроекту:

1. Абзац 5 ст.7 предлагается дополнить предложением следующего содержания: «Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии".

Эта поправка противоречит одному из основополагающих принципов использования и развития МСБ страны - комплексному подходу к изучению недр и использованию минерального сырья. В условиях низкой степени изученности лицензионных объектов она ограничивает права недропользователя на интеллектуальную собственность, тем более, когда ГРР ведутся за счет средств недропользователей. Кроме того, снижается инвестиционная привлекательность отрасли, подрывается деятельность юниорных геологических компаний, которые могли бы в ближайшей перспективе способствовать не только приросту ресурсов и запасов полезных ископаемых, но и преодолению кадрового кризиса в геологии.

В ст.12 вводятся новые условия, которые должны содержаться в лицензии. Однако ряд норм, указанных в пп. 5-8, невозможно корректно сформулировать, так как для этого потребуется больше информации, чем объективно известно на стадии лицензирования. Особенно проблемными представляются пункты, определяющие виды и минимальные объемы поисковых и (или) геологоразведочных работ с разбивкой их по годам; сроки подготовки проектной документации; сроки ввода в разработку месторождений полезных ископаемых.

Ст.12.1 на практике при применении некорректных и неоднозначных условий, установленных в пп. 5-8 ст. 12 законопроекта, будет вынуждать недропользователей неоднократно обращаться в федеральные органы управления государственным фондом недр за внесением изменений лицензий, что приведет к необоснованной плате за «госэкспертизу» и др. негативным последствиям.

В ст.13.1 Закона РФ «О недрах» органы государственной власти соответствующего субъекта РФ могли принимать решение о проведении, как конкурсов, так и аукционов, то после внесения изменений в эту статью субъекты РФ будут принимать решение в рамках своих полномочий только при проведении аукционов.

Таким образом, конкурсы относительно участков недр местного значения будут отменены. Между тем, по нашему мнению, россыпные месторождения золота должны относиться к участкам недр регионального или местного значения и предоставляться пользователям недр через конкурсы.

Преждевременными являются также требования к минимальному выпуску продукции переработки добытых полезных ископаемых. Этот показатель определяется после разработки проектной документации, а не на стадии лицензирования. Любые показатели, рассматриваемые конкурсной комиссией являются не более, чем необоснованными обещаниями.

По нашему мнению абсурдной будет норма, согласно которой степень переработки добытого полезного ископаемого в условиях конкурсов должна определяться в порядке, установленном Правительством РФ.

5. В ст.14 пункт 3, согласно которому отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе последует в случае, если заявитель не представил доказательств того, что обладает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; предлагается признать утратившим силу.

Вместе с тем, эту же статью предлагается дополнить пунктом 6, согласно которому отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе последует в случае, если у заявителя в течение пяти лет было два или более раза досрочно прекращено право пользования недрами по причинам «нарушений»: сроков подготовки проектов, ввода в эксплуатацию новых месторождений, представления геологической информации в геолфонды, ввода в эксплуатацию предприятий по переработке добываемых полезных ископаемых, а также условий лицензий в части выполнения объемов ГРР с разбивкой их по годам, объемов выпуска продукции предприятиями по переработке добываемых полезных ископаемых и условий, связанных с платежами при пользовании недрами. Отказ от участия в конкурсе или аукционе будет также в случае не соблюдения требований технических проектов и планов горных работ, допущения сверхнормативных потерь, «выборочной» добычи, представления недостоверных сведений отчетности и т.д.

Таким образом, для участия в конкурсе или аукционе не нужно будет доказывать, что предприятие обладает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. Вместе с тем предприятиям, обладающим всем этим, будет отказано в участии в конкурсе или аукционе по указанным выше «нарушениям».

Отметим, что для поддержания темпов воспроизводства МСБ, а также для перспективного развития крупные компании вынуждены иметь десятки -сотни лицензий на пользование недрами. Введение указанных норм приведет к отстранению их от участия в конкурсах или аукционах.

Коррупционная емкость предлагаемых изменений ст.14 настоящего Закона не поддается измерению.

6. Особое беспокойство вызывает новая редакция ст.20. Мало того, что в соответствии с дополнениями в ст.12 расширен перечень оснований для досрочного прекращения пользования недрами, исчезла формулировка «право пользования недрами может быть досрочно прекращено». Теперь только - «досрочно прекращается». С одной стороны, это уже явный перекос в сторону администрирования, поскольку оснований для досрочного прекращения насчитывается несколько десятков. С другой стороны, налицо противоречие со ст.21, согласно которой, право пользования все-таки не прекращается по указанным основаниям, если нарушения в установленный срок устранены.

Коррупционные последствия подобной неоднозначности толкований одной из важнейших статей закона очевидны.

7. В ст.21 характеризуется механизм досрочного прекращения пользования недрами.

Согласно новой редакции этой статьи «нарушения» выявляют сами органы, выдавшие лицензии. Собственно процедура выявления нарушений не поясняется. Только ее последствия. И если для проверок Росприроднадзора установлены ограничения по периодичности - один раз в три года, то предусмотренный ст.21 порядок действует непрерывно, со всеми вытекающими для горного бизнеса негативными последствиями.

Предлагается также, что методика расчета суммы ущерба, причиненного в результате перечисленных выше «нарушений», а также таксы для исчисления размера суммы ущерба будут разработаны и утверждены МПР России.

Таким образом, создается новая система поборов за «нарушения», к примеру, объемов ГРР с разбивкой их по годам, за представления недостоверных сведений отчетности или других обязательств, которые устанавливаются в лицензии при полном отсутствии исходных данных.

В заключение отметим, что проект не способствует улучшению условий пользования недрами, а наоборот, ограничивает свободу предпринимательской деятельности в сфере недропользования и увеличивает неналоговые поборы и коррупцию.

Просим Вас, уважаемый Юрий Петрович, рассмотреть наши замечания и поручить внести необходимые корректировки в законопроект.

Наши специалисты всегда готовы принять участие в совместной работе по законопроекту.


-0+0
Уникальные посетители статьи: 7537, комментариев: 1       

Комментарии, отзывы, предложения

Наблюдатель, 06.01.14 10:25:41

Прочитал, что Брайко предлагал 2 года назад Трутневу - ничего не сделано. Брайко мужику умный и специалист высокого класса - был директором Северовостокзолото. А господин Трутнев кто? Кажется, был самый богатый в МПР. Видимо, чтобы в России быть богатым, советы Брайко не нужны.

- отказ от формирования перечней участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных средств недропользователей;

- выдача лицензий на геологическое изучение полезных ископаемых сроком на 7 лет первому, подавшему заявку заявителю, и упрощение порядка выдачи лицензий;

- освобождение лицензионного соглашения на право пользования недрами от регламентирующих требований: сроков проведения работ, объемов работ с разбивкой по годам и т.д.;

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Обращение Союза Золотопромышленников к министру природных ресурсов и экологии РФ Ю.П.Трутневу. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах»»»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 2":