Конституция Российской Федерации закрепила основные права человека, к которым относится право на благоприятную окружающую среду. В этой сфере общественных отношений базовым является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», вступивший в силу 10.01.02 г. (ред. от 27.12.09 г.), он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное развитие социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов.
Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Ранее были приняты и ныне действуют следующие основополагающие законы федерального уровня, регулирующих отношения в сфере природопользования.
1. Федеральный закон «О недрах» от 02.01.92 г. (ред. 08.08.01 г.) № 2395-1 (ред. от 27.12.09 г.);
2. Федеральный закон от 26.03.98 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ (ред. от 24.07.07 г.);
3. Федеральный закон от 23.11.95 г. № 174-ФЗ.) «Об экологической экспертизе» (ред. от 1712.09 г.);
4. Федеральный закон от 21.12.94 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ (ред. от 25.11.09 г.);
5. Федеральный закон от 14.03.95 г. «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ (ред. от 13.12.08 г.);
6. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.95 г. № 52-ФЗ (ред. от 24.07.09 г.);
7. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 г. № 167-ФЗ (ред. от 27.12.09 г.);
8. Федеральный закон от 24.06.98 г. «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ (ред. от 30.12.08 г.);
9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.06 г. № 200-ФЗ (ред. от 14.03.09 г.);
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.00 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.04.09 г.);
11. Федеральный закон от 26.12.08 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и муниципального контроля № 294-ФЗ (ред. от 286.04.10 г.);
12. Федеральный закон от 07.05.01 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ред. от 03.12.08 г.);
13. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99 г. № 96-ФЗ (ред. от 27.12.09 г.);
14. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.01 г. № 136-ФЗ (ред. от 27.12.09 г.).
В целом, существующая законодательная и нормативная базы достаточны для исполнения функциональных обязанностей и реализации прав по контролю в области природопользования и охраны окружающей среды, хотя отсутствие инструкций и методических указаний несколько затрудняет работу. Но усилия органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня за последние годы ощутимо исправляют пробелы в этом направлении.
Комментарии, отзывы, предложения
бабушка, 03.07.20 08:44:53 — черному ястребу
Приём, как слышно? Прошу передать Груту: птичка в клетке, повторяю, птичка в клетке.
Татьяна, 02.08.23 19:55:43 — Самому главному
Здравствуйте,в новостных лентах появляются новости,о том,что на Камчатке разрешено целый год и без ограничений охотникам убивать полярных волков. Это что за дикость и варварство по отношению к дикой природе,кто вообще посмел додуматься до этого?Огромная просьба начать работать над этим делом,это не мыслемое безобразие и жестокое обращение с животными
Самый главный, 02.08.23 20:04:19 — Татьяне
Помилуйте! Неужели старатели и в этом тоже виноваты?
Магадан, 03.08.23 05:23:23
Оне во фсем виновны. Во Фсем!
Артём, 07.12.14 10:40:42 — -----
Предлагаю в крации к каждому закону написать , что он регламентирует