20 лет Союзу старателей России. История, современное состояние и задачи. 2009 год

Таракановский В.И.
Золотодобыча, №123, Февраль, 2009

 

Доклад председателя

Совета Союза старателей России

В.И. Таракановского 19.02.09

 

Уважаемые участники съезда и приглашенные!

20 лет назад 22-23 февраля 1989 года в г. Душанбе по инициативе Совета председателей артелей и поддержке руководства «Главалмаззолото» СССР (Рудаков В.В.) был проведен первый учредительный съезд артелей старателей Советского Союза. 240 участников учредительного съезда представляли 180 артелей, в т.ч. из России 155 артелей, 25 артелей - союзные республики.

Образованный Союз артелей старателей СССР избрал Совет Союза в количестве 26 человек, первым председателем Союза был избран Лопатюк Виктор Андреевич - председатель старательской артели «Амур» (Хабаровский край).

Со времени проведения 1 съезда было проведено еще 12 съездов, на которых были рассмотрены самые важные вопросы старательского движения; подробно об этих съездах в прилагаемой брошюре (книжечке) «20 лет Союзу старателей России»

Ко времени проведения 14 съезда (19.02.2009г.), 20-летия Союза осталось 46 артелей, часть преобразовалось в ООО, ЗАО. Из участников I съезда осталось 30 человек, в т.ч. 14 председателей.

С начала 90-х были ликвидированы крупнейшие золотодобывающие объединения Советского Союза, включая «Главалмаззолото». Резко упала добыча золота, в этот сложный период артели старателей смогли удержать от полного разрушения добычу золота в России.

За время деятельности Совета Союза артелей старателей после распада Советского Союза, в современной России удалось добиться принятия чрезвычайно важных решений в исполнительных и законодательных властях, решений, которые принимали на съездах Союза. Основные из них кардинально решали судьбы артелей старателей и добычи золота в России.

За эти годы Союзом проделана значительная работа по законотворчеству в области золотодобычи, недропользования, природных ресурсов.

Это был совместный, коллективный, коллегиальный труд, так как ряд председателей артелей являются постоянными членами Совета Союза. Они принимали самое активное участие во всех заседаниях Совета, вносили дельные предложения и замечания при подготовке тех или иных документов.

Каждому съезду предшествовало заседание Совета, на котором утверждались повестка дня и регламент съезда, доклад председателя Совета и проект решения.

В дискуссиях вырабатывалось мнение по различным вопросам, касающимся золотодобывающей промышленности.

Совет Союза работает в тесном контакте с департаментами драгметаллов и драгкамней Минэкономики РФ, с Министерством природных ресурсов,

подкомитетом драгоценных металлов в Государственной Думе, с комиссией по драгоценным металлам и драгоценным камням Совета Федерации.

Совет принимал самое активное участие в подготовке и выходе отдельных документов президента и правительства Российской Федерации.

В частности, это касается Указа президента РФ №214 от 15.11.1991 г. «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР.

Указом было дано разрешение предприятиям, добывающим драгметаллы, оплату 25% добытого золота и 25% реализованных на внешнем рынке металлов платиновой группы производить в свободно конвертируемой валюте.

21.02.1992г. был принят Федеральный закон «О недрах» № 2395-1.

15 июля 1992 года Верховный Совет РФ издал постановление №3314-1, которым утвердил Положение о порядке лицензирования пользования недрами и определил порядок введения его в действие.

В нем, в частности, говорилось, что пунктом 19.1 данного Положения все действующие горнодобывающие или иные предприятия, пользующиеся недрами, в том числе имеющие горный отвод или получившие право на пользование недрами в ином порядке (в том числе артели старателей, работающие в горных отводах государственных предприятий), должны в месячный срок со дня введения в действие настоящего Положения подать заявку с целью подтверждения своего права на пользование недрами путем получения лицензии.

Это постановление окончательно раскрепостило артели старателей, отныне они самостоятельно начали заключать договоры с государством на поставку золота.

Постановление Правительства РФ №117 от 26.02.1992 г. «О работе артелей старателей на территории Российской Федерации» определило единые для всех расценки на драгметаллы.

Постановление Правительства РФ №480 от 21 мая 1993 г. «О мерах по содействию частной инициативе в горнодобывающей промышленности» определило правовой статус старателя. Этим постановлением определялся срок выдачи лицензии на месторождение АО артели старателей «Полюс» и передачи в аренду используемых ею объектов промышленного и непромышленного назначения.

Постановление Правительства РФ №756 от 30 июня 1994 г. «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» определило возможность покупки слитков золота коммерческими банками.

26 марта 1998 года был принят Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

С января 2000 года, согласно части II Налогового кодекса РФ, вновь введен подоходный налог в размере 13% с физических лиц, занимающихся старательской деятельностью. Так старатели лишились единственной льготы, по которой они не платили подоходный налог и которой пользовались в течение многих лет.

В 2001 году Союзом старателей России была выполнена значительная работа по учету интересов золотодобытчиков при подготовке к принятию главы 26 Налогового кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» (Федеральный закон №126, введен в действие 08.08.2001 г.).

Совместно с Союзом золотопромышленников РФ и Ассоциацией российских банков Союзом старателей России была завершена работа по отмене пятипроцентной вывозной пошлины на золото (Постановление Правительства РФ №17 от 14.01.2002 г.), начатая в 1999 году, что позволило максимально приблизить цену реализации золота к лондонскому фиксингу.

После принятия Трудового кодекса изменился режим труда и отдыха в артелях старателей. Раньше требования КЗОТ не распространялись на старателей, поэтому работа но 12 часов без выходных не рассматривалась как нарушение закона. Теперь же Трудовой кодекс распространяется на все предприятия независимо от организационно-правовых форм собственности.

Совету Союза пришлось проделать большую работу по выходу приказа №29-н от 02.04.2003 г., подписанного министром финансов РФ А.Кудриным на основании статьи 100 ТК, который позволяет ввести суммарный учет работы и сохранить существующий режим работы и отдыха.

Наш Союз был создан в 1989 году, как раз накануне смутного времени перемен.

Артели прожили это время вместе со страной и сделали все возможное, чтобы сохранить уровень добычи золота в России: перешли к рудной золотодобыче, передовым технологиям ("Полюс", "Золотая звезда", "Амур". "Западая", "Селигдар", "Чукотка", многие другие), увеличили россыпную золотодобычу ("Полярная", "Восток", ДВР, «Мая», «Дражник», «Витим», «Лена», другие). Артели показали, что в тайге и тундре можно в кратчайшие сроки возводить за год-два новые шахты, карьеры, золотоизвлекательные фабрики.

В эти годы возникли новые предприятия, в том числе и с участием иностранного капитала: Покровский рудник, Полиметалл, Руссдрагмет и другие, в результате слияния хозяйств образовалась самая крупная компания России "Полюс" (бывшая артель "Полюс"), получили лицензии канадские фирмы.

Эти артели возглавляли и возглавляют высочайшие специалисты и организаторы горного дела и добычи золота, такие как Лопатюк В.А., Совмен Х.М., Малышевский Г.И., Милинский Л.И., Лабунь А.Н., Бабарыкин П.П., Жарков Ю.В., Совмен В.К., Цитлидзе К.М. и многие другие, которые десятки лет своей жизни отдали золотому делу России. Созрела новая смена руководителей в золотодобывающей промышленности. Это Васильев С.А. («Высочайший»), Масловский П.А. (ЗАО УК «Петропавловск»), Сидоров Ф.В. (прииск «Соловьевский») и другие.

Сейчас практически нет государственных предприятий, в 2002 году было более 631 предприятия по добыче золота и платины, в 2007 году осталось 471 предприятие (минус 160 предприятий), в 2008 году действующих предприятий сохранено 420, из них 30 предприятий дают до 70% общей добычи золота. Работают 43 предприятия на руде, 377 на россыпях.

Немного об истории добычи золота в России и роли в ней старателей. Золото в России добывается почти 300 лет, с 1719 года (недавно вышла прекрасная книга В.Г. Лешкова «Российское золото» - государственная и старательская добыча 1719-2007 гг.). Старатели работали на добыче золота с начала 18-го века. Добыча золота в России составляла в 1719-1800 гг. - 22,6 тонн, в 1801-1825 гг. - 150 тонн (25 лет). Всего до 1917 года было добыто (учтено) 2500 тонн золота (90,7% - россыпного золота, 8,8% рудного и 0,5% попутного), из них старатели добыли 1620 тонн (55,8%). При этом также было добыто и выявлено в пределах 550-700 тонн (за 90 лет).

Максимальная добыча в 1914г. - 61,7 тонн (четвертое место в мире). Золотой запас России - 1307 тонн (1914г.). В 1921г. добыча 938 кг. В 1928г. -36 тонн. Основная масса золота добывалась старателями. 1934г. - 35,1 тонны (58%) общесоюзной старатели. 1937г. - 120 тыс.старателей - 46 тонн (34 общесоюзной 134,6 тонны). Наращивание старательской добычи «встревожило» партийное руководство и постановлением Экономсовета при СНК СССР от 25 июля 1938г. было предписано преобразовать его в статус государственной с одновременной ликвидацией установленных ранее старателям льгот и преимуществ и в   1939г. добыча золота упала до 26 тонн (сокращение почти наполовину), а число старателей сократилось до 70 тыс.человек.

И.В.Сталин постановлением СНК СССР и ЦК BKП(6) от 27 апреля 1940г. отменил указанное выше решение Экономсовета, были восстановлены льготы старателям. В 1941г. добыча золота была восстановлена.

По представлению СГУ правительством был издан ряд постановлений по данному вопросу, в частности, №2283 от 1 июля 1947 г. «Об утверждении Типового устава артели старателей в системе Главспеццветмета МВД СССР», №1457 от 2 мая 1948 г. «О мероприятиях по увеличению старательской добычи золота, платины и алмазов» и ряд других.

 Период 1960-80-х годов в отношении деятельности артелей старателей характеризовался в целом достаточно стабильным наращиванием объемов добычи золота и проявлением ими незаурядной стойкости в противостоянии давлению различных центральных и территориальных властей.

Наиболее показательным в этом периоде являлись 1965-1979 гг., когда при поддержке государственных структур старательское движение организованно укреплялось и к середине 70-х практически полностью приобрело признаки одной из форм государственных разработок недр, осуществляемых по договорам с золотодобывающими предприятиями и под их контролем. Это вытекает из того, что условия производственной деятельности членов артелей старателей и работников государственных приисков стали сходными между собой, поскольку труд тех и других носил коллективный характер, с применением принадлежащей государству техники и производством необходимых затрат государственных средств.

Весьма важным элементом в деле закрепления правовой основы и государственной регламентации условий и порядка ведения старательской добычи драгоценных металлов явилось издание правительством бывшего СССР постановлений № 198 от 10 марта 1975 г. «Об утверждении Типового устава артелей старателей (СП СССР, 1975г., № 9.С. 47), а в последующем и № 393 от 3 мая 1984 г. «О мерах по улучшению деятельности артелей старателей» (СП СССР, 1984г., № 17. С.98), сыгравших важную роль в наращивании объема добычи золота этим способом.

Период деятельности артелей старателей с середины 70-х - начала 80-х годов отличался особым качественным подъемом их организационной структуры, укреплением кадрового состава и технической оснащенности. В частности, к этому времени в системе бывшего Минцветмета СССР на добыче золота, олова и вольфрама использовалось более 23 тыс.старателей, объединенных примерно в 190 артелей, на вооружении которых имелось около 4,1 тыс.бульдозеров, в т.ч. 2,5 тыс.арендованных у горнодобывающих предприятий. Добыча золота артелями старателей достигала от 40 до 50 тонн и более в год при удельных затратах в 1,7 - 1,8 раза ниже, чем это достигалось предприятиями госсектора.

В 1983г. комиссия под руководством старшего референта аппарата Совмина СССР В.Г.Пешкова рекомендовала бывшему Минцветмету СССР «....целесообразность создания при ВО «Союззолото» общесоюзного Совета или объединения (на хозрасчете) старательских артелей для коллегиального решения вопросов, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью этих артелей, и централизованного руководства ими».

В 1992г. все артели добыли 75 тонн (51,4%) от общероссийской (146 тонн). В 1989г. максимальное производство золота в СССР 304 тонны (Россия из них 221,3 тонны - 72,8%). В 1990г. добыто 201,4 тонны (66,7%), в т.ч. артелями старателей 51 тонна (23,1%) и 52 тонны (25,8%).

Всего в СССР было произведено в 1918-1990 гг. 11 тыс. тонн золота, в т.ч. из руд и россыпей 9000 тонн (82%), из них артелями старателей - 3243 тонны (36%).

В Российской Федерации в 1991 - 2008 гг. производство составило 2735 тонны, в т.ч. добыта 2461 тонна за 18 лет.

Всего в Российской империи, в СССР и Российской Федерации с 1719 по 2008 гг. было добыто 16350 тонн золота.

В 2003 году произошел перелом: из руды добыто 81,5 тонны -  51,5% общей добычи, россыпи - 76 тонн (48,5%).

 

Экспорт золота через коммерческие банки:

Годы

Тонны

Годы

Тонны

2002

191

2005

120

2003

150

2006

87

2004

173

2007

34,5

Всего за 6 лет: 756 тонн.

 

Цены на золото $USD за тройскую унцию:

Годы

Цена, $/oz

Годы

Цена, $/oz

1998-2001

294-271

2005

444

2002

309

2006

603

2003

363

2007

695

2004

409

2008

803

Максимальная цена: более 1000$/унцию

 

От истории Союза артелей старателей СССР (Союза старателей России) и истории добычи золота переходим к вопросам финансового кризиса и проблемам золотодобычи. Как говорил классик, грозящая катастрофа и как с ней бороться; как недавно выразился В.В.Путин: «Пришло время прозрения и время разобраться в причинах финансового кризиса».

Казалось бы, добыча золота в России в 2008 году составила 163,9 тонн, а общее производство 184,5 тонн (+19 тонн) и 21,6 тонн золота соответственно к уровню 2007 года). Это высшее достижение за все годы производство. Необходимо знать, что 14 тонн прироста добычи получено канадской компанией «Кинросс голд» на месторождении Купол на Чукотке при среднем содержании более 35 г/т руды и бортовом содержании бг/т. Думаю, что эти цифры специалистам говорят обо всем. Русские компании добывают золото на содержании 2-3 г/т. Думаю, что «Кинросс голд», проводя колониальную политику в России, как образно на Давосе выразился председатель правительства В.В. Путин, вычерпает Купол, как и Кубаку в Магаданской области, и уйдет из России.

На совещании в Торгово-промышленной палате было отмечено, что финансовый кризис в США создал раковую опухоль с метастазами, проникшими в экономику других стран, охваченных глобальными связями. Сегодняшняя и на ближайшую перспективу реальность в России не может рассматриваться без учета влияния мирового финансового кризиса на ее социально-экономическое и политическое положение. Еще недавно достаточно многие думали, что кризис пройдет стороной, уповали в этом плане на средства, накопленные за счет высоких мировых цен на нефть и газ. Конечно, нельзя отрицать преимущество, создаваемое накоплением средств в Резервном фонде, Фонде благосостояния, золотовалютных запасах, в профицитной части бюджета. Но главное заключается в том, как будут использованы накопленные государством средства в антикризисных целях.

На сегодняшний день практически не слышен голос тех, кто еще недавно возвышал его, отстаивая неолиберальные идеи, отвергающие важную роль государства в рыночной экономике. Основой многочисленных причин, породивших финансовый кризис в США, является тот факт, что американские банки своевольно работали в условиях полной, неограниченной свободы. Нет сомнений и в том, что единственным способом спасти рынок от катастрофы является существенное расширение роли государства, что происходит повсеместно.

Хотя, по словам главы Палаты, сегодня не время для того, чтобы развертывать критику линии российских правительственных финансистов, он все же назвал несколько вызывающих сомнение моментов.

Это:

● отказ от вливания значительной части накапливаемых средств в реальную экономику;

● вложение накапливаемых средств в американские казначейские бумаги вместо их использования внутри России для диверсификации ее экономики;

● отсутствие докризисных мер по увеличению капитализации российских банков, ликвидности всех звеньев финансовой системы, в том числе при использовании части накапливаемых средств;

● фактическое поощрение получения кредитов, необходимых нашим предпринимательским структурам, из зарубежных источников (корпоративный долг достиг 450 млрд. долларов), мы погасили внешний долг 90 млрд.долларов;

● слабое использование налоговой системы для развития экономики на инновационной основе;

● потерянное время, связанное с явно запоздалым признанием промышленной политики, стратегического планирования, создания инвестиционного фонда;

● медленное использование бюджетных средств и медленное осуществление уже принятых программ, в том числе создание особых экономических зон, сети венчурных компаний, призванных стать механизмом поддержки высокотехнологичного производства и экспорта.

При этом, на взгляд главы ТПП РФ, следует исходить из двух главных принципиальных моментов.

Во-первых, ни внешние рынки, ни приток иностранного капитала больше не могут быть главным источником финансирования российской экономики. Необходимо менять механизм финансирования роста экономики. В новых условиях особое значение приобретают внутренние источники - долгосрочные депозиты юридических лиц и населения, свободные средства Пенсионного фонда, часть средств Фонда благосостояния и профицита бюджета.

Во-вторых, нужно сделать все, чтобы антикризисные меры не пришли в прямое противоречие с курсом на экономическое развитие России и ростом благосостояния населения.

Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян считает, что, несмотря на дыхание кризиса, у России есть некоторые преимущества, связанные с тем, что мы только-только вышли на мировой рынок. Наш бизнес последние годы жил на «голодном пайке» - ресурсы из страны выводились, «захлопывались» в фондах, и предпринимателям приходилось идти за кредитами за рубеж. Причем российские деньги размещались на Западе по низкой процентной ставке, а кредиты наши компании там же получали под высокий процент. Вот такой «российский бизнес» внес свой вклад в возникновение нынешних трудностей.

Ставки составляют в Сбербанке до 22%, в других банках до 25%, а ведь коммерческие банки получают деньги от Центробанка под 8% годовых.

Ставка рефинансирования в США снижена до беспрецедентного уровня в 0 - 0,25%. В Европе финансовые власти зоны евро опустили ставку до уровня 2,5% годовых. Банк Англии снизил ставку до 2%. В Японии, где ставка традиционно низка, сейчас она вообще практически на нуле. Китай тоже идет по пути снижения ставок, пытаясь удержать экономику в зоне активного роста.

Ставка рефинансирования - это тот процент, под который ЦБ готов давать деньги бюджета в коммерческие банки. Это ориентир для всего банковского сектора и экономики в целом. В подходе к проблеме ставок далеко не все сводится только к нынешней кризисной ситуации в мировой экономике. Взгляд на ставку у наших финансистов всегда был связан с уровнем инфляции. И, по их мысли, раз инфляция высока, то и ставка будет расти. В подтверждение этой позиции всегда произносится множество «наукоемких» речей. Полностью отрицать эти «эффекты, корреляции, лаги и функции» конечно не надо. Но нужно понимать и то, что все это виртуальная бухгалтерская экономика, продолжая плавать внутри которой, мы ничего не построим и далеко не уедем.

Повышение объясняют еще необходимостью сдерживать спекулятивные атаки на рубль. Однако эти доводы становятся все более эфемерными по мере того, как Банк России ударными темпами расширяет коридор колебаний рубля к бивалютной корзине, постепенно фиксируя в национальной валюте новый пониженный уровень равновесия.

Игнорирование нашими либерал-монетаристами объективных задач реального производства наблюдалось давно. В их нынешнем взгляде на экономику, исключительно как на столбики цифр в компьютере, нет ничего нового.

Наши доблестные банкиры и министры-финансисты неверно оценили механизмы экономического роста последних лет.

Банковская безответственность порождает проблемы в реальном секторе экономики, а следом могут исчезнуть и сами банки как кредитные учреждения, поскольку их благополучие всецело зависит от состояния реального сектора.

Вторая проблема сегодняшних финансов - повышение ставок по кредитам. Евгений Примаков передал президенту письмо от руководителя одного из российских предприятий, в котором он высказал мнение, что развитие бизнеса на кредитные ресурсы дороже 10-15% годовых абсолютно бессмысленно.

Президент Д.А. Медведев (на совещании в Кремле 11.11.08г.) заметил, что размер ставки для предприятий должен быть равен размеру ставки, по которой КБ получают средства от ЦБ, т.е. 8% плюс маржа в размере ставки Либор, т.е. общая сумма до 10% годовых. Необходимо «дружеское и настоятельное» принуждение банков к кредитованию реальной экономики, да и национальные резервы пришли в банковскую систему (в 2008 году прибыль банков составила 450 млрд.рублей), и деньги должны оказаться там, где производство и где трудятся люди. Иначе инфляция разгонится еще больше - это провоцирует инфляцию. Почему бы КБ не брать пример с рыночных стран, где абсолютно другие (меньшие) ставки? (Об этом говорилось ранее в докладе). В Советском Союзе ставки Госбанка были 0,5-1% годовых..

Необходимо помнить, что сотни миллиардов долларов Минфин разместил в американских казначейских бумагах.

Союз старателей России с 2000 года предлагал закупать государству все добытое золото, цена которого за последние годы увеличилась в 4 раза (400%). В настоящее время цены на цветные металлы (медь, никель и др.), сталь и даже на платину упали в 2-3 раза. В цене осталось только золото, да и резервы, надеемся, золотовалютные. Мы еще раз предлагаем через Гохран закупать по госзаказу по контрактам все добываемое золото с предоплатой в 30%, государство только выиграет. Средств для закупки золота достаточно - 4,5 -5 млрд. долларов.

Кризис поставил точку в споре, нужна ли регулирующая роль государства в движении России к цивилизованному рынку.

Необходимо поддержать решение Председателя Правительства РФ В.В.Путина «открыть антикризисный фронт» непосредственно в реальном секторе экономики. Предприятиям обещано расширение госзаказа, субсидирование процентных ставок по кредитам, реструктуризация налогового кредита, а при необходимости - участие государства в их капитале.

Думаю, что теперь даже Г.Греф не будет называть неандертальцами сторонников вмешательства государства в хозяйственные процессы. «Невидимая» рука рынка разрушает экономику.

Монетаристкий курс не выход из кризиса. Государству необходимо регулировать цены на продукцию естественных монополий, в первую очередь ГСМ и электроэнергию, тарифы на ж/д, морской и речной транспорт.

Отсутствие государственного регулирования в промышленности по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней  (ни у одного министерства нет даже такой функции) привели к тому, что принятая Федеральная целевая программа производства золота и серебра в России на 1996-2000 гг. провалена, она предусматривала рост добычи золота в 1,5 раза.

Еще в 1999г. кандидат экономических наук В.В.Путин отмечал, что «в России на некоторое время государство выпустило из рук управление природно-ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-ресурсного потенциала, развалом формировавшейся в течение многих десятилетий геологической отрасли».

На совещании в г. Магадане 22.11.2005г. Госсовет планировал ввод в течение 2005-2015 годов 50 рудников и увеличения добычи золота к уровню 2003г. на 50-55%о, т.е. до 254 тонн в год (не выполняется). Нужен центр принятия решений.

Последние годы трагически складывается судьба российской россыпной золотодобычи.

В 1989г. общее производство золота в СССР составило 304 тонны в год, в т.ч. из руд и россыпей 236 тонн, в т.ч. по РСФСР - 153,3 тонны. При этом из россыпных месторождений среднегодовая добыча составляла: 1976-1980гг. -126,8 тонн, 1981-1985гг.- 110,3 тонны, 1986-1990гг. - 113,5 тонн, 1991г.-113,7 тонны, а в 2007г. - 59 тонн, т.е. добыча россыпного золота по сравнению с 1990г. упала более чем в два раза, в 2008 году россыпная золотодобыча упала до 55 тонн в год.

Россия имеет почти 190-летнюю историю россыпной золотодобычи. Природная черта золотоносности недр России состоит в том, что на её огромной территории находится много россыпей, доступных для разработки. Заселение восточных территорий России было обусловлено в значительной мере освоением новых районов россыпной золотодобычи. Именно разработка россыпей во многих регионах России определяла развитие их инфраструктуры, способствовала впоследствии открытию и освоению на этих территориях коренных месторождений золота.

Россыпи имеют очень важное преимущество перед коренными месторождениями - они значительно меньше по капиталоемкости. В советский период золотодобывающая промышленность в значительной мере ориентировалась на разработку россыпей. Не имея необходимых капиталов для освоения коренных месторождений, государство разведывало их «на полку», тогда как россыпи продолжали интенсивно разрабатываться. При соотношении запасов коренного и россыпного золота как 4:1, добыча из них велась в обратном соотношении - 1:4 с небольшими отклонениями.

Снижение россыпной золотодобычи увеличивает безработицу и отток населения из Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера на «материк». По данным Администрации Магаданской области в последние пять лет численность населения области сократилась на 11%, ВРП - на 6 %, добыча золота - на 44%.

Весь прирост от добычи рудного золота за эти годы больше направлен на возмещение уменьшения добычи золота из россыпей. Число золотодобывающих предприятий по добыче россыпного золота с 2002 по 2008 годы уменьшилось на 38% (с 586 до 370). Средняя зарплата составляет 21 тыс.руб. в месяц.

Малые и средние предприятия в золотодобывающей промышленности насчитывают до 300 единиц  (из общего количества 420 в 2008 году). Но их не признали малым и средним бизнесом. Более того, сейчас делается все, чтобы уничтожить малые и средние предприятия по добыче золота. А именно:

1. Резкое, до 80%, увеличение стоимости ГСМ за один год (с 17,5 тыс.руб. за тонну до 34 тыс.руб., а на Чукотке до 40 тыс.руб. за тонну), а отсюда резко растут цены на всю промышленную продукцию, тарифы на ж/д, речные, морские перевозки, авиаперевозки.

2. Ликвидируются собственные службы безопасности по охране добываемого золота, отбирается оружие, услуги МВД в 7-8 раз превышают собственные расходы на охрану.

3. Оплата разных неквалифицированных посредников при согласовании технических проектов достигает громадных сумм, качество проектов снижается (об этом говорилось ранее).

4. Получить лицензии на добычу практически невозможно из-за громадных разовых платежей.

5. Не выдаются государственные средства на геологоразведочные работы но разведке россыпей.

6. Банковские кредиты выдаются под высокие проценты.

7. Роснедра отзывают лицензии у малых и средних предприятий.

 

22 ноября 2005г. в Магадане под руководством В.В. Путина состоялось совещание по вопросу о состоянии и перспективах развития золотодобывающей отрасли. По итогам совещания 5 января 2006 года президент подписал поручения правительству и Центробанку.

На совещании президент отметил, что он «обеспокоен» разрывом между возможностями золотодобывающей отрасли и реальными объемами золотодобычи в стране. «Очевидно, здесь есть разрыв между нашими потенциальными возможностями и реальной ситуацией. Это говорит о том, что мы обоснованно обратили внимание на проблемы золотодобычи», - сказал В.В. Путин, отметив, что Россия «обладает значительными, поистине уникальными запасами золота».

Однако, как подчеркнул В.В. Путин, занимая, по разным оценкам, примерно третье место в мире по запасам золота, мы пока остаемся на пятом месте по золотодобыче.

В.В. Путин высказался за принятие налоговых мер, которые повысят привлекательность освоения труднодоступных месторождений полезных ископаемых.

«Следует обсудить возможные, в том числе налоговые, меры рентабельности освоения отдаленных месторождений. Это касается не только золота, но и других полезных ископаемых, в том числе газа и нефти», - заявил он.

Президент отметил, что значительная часть золотоносных месторождений расположена в труднодоступных районах с плохо развитой инфраструктурой, и это «существенно снижает коммерческую эффективность проектов в сфере золотодобычи».

В связи с этим президент подчеркнул, что необходимо «выработать правовую и финансово-экономическую модель развития отечественной золотодобычи, которая обеспечит ее устойчивый рост, в том числе за счет освоения новых рудных месторождений». При этом он подчеркнул, что «государственное регулирование по целому рядов вопросов золотодобычи должно стать более гибким и более оперативным» и отметил, что роль государства в сфере изучения и разведки недр должна стать более значимой. В связи с чем он попросил министерство природных ресурсов представить соответствующие предложения, в том числе по реализации федеральных программ, научно-прогнозных и горно-буровых работ.

Одновременно, по словам В.В. Путина, «должны быть созданы условия для привлечения к геологоразведке частных инвестиций и повышена заинтересованность самих горнодобывающих компаний в изучении и разведке недр».

В.В. Путин сказал, что в золотодобыче должны быть созданы такие экономические и правовые условия, которые позволят максимально использовать потенциал всех типов месторождений: коренных, россыпных и комплексных, что позволит гарантировать занятость и уровень жизни в регионах золотодобычи.

Президент признал, что для развития золотодобычи необходимо продолжить строительство коммуникаций и энергетических сетей. Он призвал и государственные, и муниципальные власти, и золотодобывающие компании «развивать эту инфраструктуру совместно, справедливо разделяя затраты и выгоды».

Существует острая необходимость государственного участия в регулировании цен на топливо и электроэнергию, о чем говорил президент.

Поручения президента не выполнены.

 

Изменить ситуацию может полная отмена налога на добычу золота для предприятий, добывающих россыпное золото. Что касается возможных изменений в порядке исчисления НДПИ при добыче драгоценных металлов, включая золото, то работа в этом направлении началась давно. Но не все предложения находят поддержку. Так например, в 2007 году некоторыми депутатами Государственной Думы был разработан и внесен в Правительство РФ законопроект № 379925-4 «О внесении изменений в статьи 241 и 342 части второй Налогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих добычу золота из россыпных месторождений».

Однако, рассмотрев данный законопроект, Правительство РФ в своем заключении от 03.04.2007г. № 121 Зп-П 13 отметило следующее: установление нулевой ставки НДПИ негативно повлияет на формирование доходной части бюджета. Потери бюджета от нулевой ставки НДПИ составят 1,9 млрд.руб. Общие потери с учетом остальных налогов 0,9 млрд.руб. Учитывая изложенное, Правительство РФ не поддержало данный законопроект. При наличии такого отрицательного заключения Правительства РФ, рассмотрение законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы не осуществлялось.

В дальнейшем необходимо заняться решением других вышеперечисленных проблем. Все это позволит остановить падение россыпной золотодобычи в России, позволит увеличить ежегодную добычу золота, снимет социальную напряженность в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Академик Алексей Конторович, научный руководитель института нефтегазовой геологии и геофизики (г. Новосибирск), назвал прирост запасов золота в последние годы (Наталкинское - 1500 тонн, Сухой Лог - добавлено 2000 тонн, Яно-Колымский пояс - 5000 тонн) виртуальным. Нынешнее МПР не занимается задачами геологии в России. Необходима государственная геологическая служба - Министерство геологии России. Заниматься разведкой должны профессионалы. Но сегодня геолого-разведочные работы в России проводятся в неоправданно малых объемах. Если так будет продолжаться и дальше, то объемы добычи полезных ископаемых в стране начнут падать. А это нанесет огромный ущерб экономике и национальной безопасности. А в условиях финансового кризиса и без того неудовлетворительные объемы геологоразведочных работ могут упасть фактически до нуля. Убежден, что если это случится, то выход из кризиса для России, выполнение тех амбициозных задач, которые ставят президент и правительство, усложнится во много раз.

Положение с кадрами рабочих и ИТР крайне тяжелое. В 2007г. средние специальные учебные заведения (ССУЗ) и ПТУ России выпустили 1,364 млн. специалистов. Причем система начального профессионального образования обеспечила выпуск 656 тыс. обладателей рабочих профессий. Это в 4,7 раза меньше аналогичного показателя за 1976 год и сопоставимо лишь с уровнем 1940 года (602 тыс. выпускников ПТУ), поры, когда система советского профессионально-технического образования только начала складываться.

За последние 15 лет с территорий Сибири, Урала, Поволжья и Дальнего Востока отток населения составил 27 млн. человек.

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин в беседе с корреспондентом «Российской Газеты» 18.12.2008г. заявил: «Дошло до того, что после всех административных реформ в иных наших районах 80% населения составляют разного рода столоначальники. Их подоходный налог - главная статья дохода территории. То есть единственной формой выживания экономики здесь стала бюрократия. Это противоестественно».

Вот они хлопоты и заботы о бюджетниках. В этих условиях 5 лет Госдума не принимает поправки к Трудовому кодексу, который позволил бы продлить вахту на добыче драгоценных металлов и драгоценных камней на Крайнем Севере до 6 месяцев.

Об НДС на приобретение золотых слитков населением статья «Колымская проба» в «Российской газете». На совещании в г. Магадане в конце 2008 года президент Дмитрий Медведев поручил Минфину рассмотреть вопрос об уплате НДС при приобретении золотых слитков физическими лицами. Ведь слитки сейчас не пользуются спросом, поскольку покупателям пришлось бы заплатить НДС по ставке 18%, который не возвращается при продаже слитка. «Вернитесь к вопросу об НДС», - обратился Медведев к замминистра финансов Антону Силуанову, напомнив, что поручение рассмотреть этот вопрос уже давал в свою бытность президентом Владимир Путин (в 2005 году). «Поручения президента надо исполнять», - указал Медведев.

22 декабря 2008 года был принят Федеральный закон «О внесении в отдельные законодательные акты РФ в сфере частной охранной и детективной деятельности». По этому закону ликвидируются собственные службы безопасности, отбирается оружие для охраны добываемого золота, услуги МВД по охране золота возрастают в 7-8 раз.

В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предприятия по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней относятся к предприятиям с выполнением особых уставных задач. Необходимо принять Постановление Правительства РФ и отнести все предприятия по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней к предприятиям с особыми уставными задачами.

Союз старателей России работает за счет поступления членских взносов своих участников. Последние годы только половина поступающих доходов составляют членские взносы участников Союза, вторую половину платят не члены Союза. Факт печальный в золотодобывающей промышленности.

О научно-технических разработках. С извлечением топкого и мелкого золота пока прогресса нет, хотя его запасы, особенно в россыпных техногенных месторождениях, огромны.

Часть делегатов Законодательного собрания Магаданской области, участников золотого рынка выступают за возобновление «вольного приноса». Думаю, что никакой серьезной прибавки к добыче золота в России это не даст, но хищения золота у золотодобывающих предприятий резко возрастет.

Думаю, что говорить о крайней важности составления горных проектов излишне. Их составлять могут только высокопрофессиональные опытные специалисты, а проводить экспертизу этих проектов специалисты еще более квалифицированные. Это и безопасность людей, передовые технологии, высокопроизводительные механизмы, лучшие экономические показатели при ведении горных работ. Отсутствие вышеперечисленного - это аварии, массовая гибель людей (примеров в последние годы более чем достаточно). Десятки лет надзорные функции в области промышленной безопасности выполнял Госгортехнадзор (ныне расширенный по функциям Ростехнадзор). Я недаром обо всем вынужден напомнить, ибо административные реформы, вмешательство корыстолюбивых неквалифицированных чиновников разрушили эту систему и продолжают доводить свое черное дело до полного абсурда.

Госгортехнадзор в регионах и центре производил согласования проектов горных работ бесплатно.

Необходимо учесть, что Федеральный горный и промышленный надзор России издал постановление № 85 от 24.11.1999 г. «Об утверждении инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ». Инструкция действует до сих пор. Эта инструкция предусматривает процедуру рассмотрения региональными органами Госгортехнадзора. Этим же документом согласовываются и нормативы потерь и разубоживание как составляющие плана (проекта) горных работ. Документ составлен исчерпывающе профессионально.

Дублирование функций в области проектирования горных работ начинается в Постановлении Правительства № 293 от 17.06.2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию». В п. 5.3.13 этого постановления говорится, что Роснедра осуществляют «рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых». Установлена численность центрального аппарата в 140 человек, а в территориальных органах в 1140 человек.

Эта работа поручается ГКЗ, а ГКЗ поручает ЦКР (Центральная комиссия по разработке), а ЦКР уполномочила некоммерческую организацию «НАЭН» (Национальная ассоциация по эксплуатации недр) рассматривать проектную документацию (сотни тысяч рублей) на договорной основе для каждого заказчика. Если надо платить за эту работу, пусть будет Постановление Правительства, в котором должна быть определена стоимость услуг, а деньги должны идти в бюджет как в ГКЗ.

Дополнительно 3 марта 2007г. Правительство приняло Постановление № 140 «Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ административной реформы в 2007 году» и выделило на эти цели чиновникам более 400 млн рублей. Какое-то издевательство над здравым смыслом. Эту систему согласований президент Д.Медведев назвал легализованными взятками.

Сейчас Роснедра не согласуют так называемые «технологические потери», т.е. потери при обогащении золота. Налоговые органы будут взимать 6% стоимости золота, допущенные при обогащении.

Продолжилась административная реформа в области проектирования горных работ и утверждения нормативов потерь при добыче полезных ископаемых.

В целях наведения порядка, ликвидации всеобщей безответственности, бюрократии и коррупции, поборов коммерческими организациями при этих государственных учреждениях при экспертизе в области согласования проектов горных работ предусмотреть, что единым органом по согласованию проектов горных работ, включая и нормативы потерь и разубоживание при ведении горных работ и первичное обогащение, должен быть Ростехнадзор. При численности работников Ростехнадзора почти в 13 тысяч человек и опыте в десятки лет, эта работа вполне по силам. Экспертиза должна быть бесплатной.

Региональные органы Ростехнадзора согласовывают с недропользователями нормативы потерь в составе проектов горных работ при добыче полезных ископаемых и передают величины этих потерь региональным органам федеральной налоговой службы.

Необходимо немедленно прекратить все безобразия в согласовании проектной документации одновременно в Роснедра, Ростехнадзоре, Минрегионразвития (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству), отдельном утверждении нормативов потерь.

Все требования надзорных органов трансформируются в способ получения дохода в интересах бюрократической системы: взятки и коррупция, согласования коммерческими организациями на договорной основе любых, в т.ч. и некачественных проектов; навязывание услуг в добровольно-принудительном порядке. Отсюда аварии и смерть людей, разорение малых и средних горных предприятий.

Продолжается уничтожение предприятий с относительно малой годовой добычей золота (до 200-500кг), их количество резко сокращается. В отличие от крупных предприятий, платежи в сотни тысяч и миллионы рублей за различные согласования и т.д. непосильны этим предприятиям. Коммерческие банки не дают кредиты или дают, но под высокие проценты. Невозможно купить новую технику.

О коррупции достаточно сказано выше, и можно полностью согласиться с президентом РФ Д.Медведевым, который сказал: «Коррупция один из наиболее опасных признаков разложения государства». Мы предлагаем убрать коррупционные нормы, но все остается по-прежнему: «а Васька слушает да ест».

Съезд в целях государственной поддержки по добыче золота, преодоления финансового кризиса, сохранения добычи золота в России, предлагает принять следующие меры государственного регулирования:

1. Вернуть право субъектам федерации выдавать лицензии на право разведки и добычи россыпных месторождений и рудных месторождений с запасами до 10 тонн.

2. Установить порядок (ограничить размер) разовых платежей при проведении аукционов.

3. Решить вопрос о формировании транспортных и энергетических инфраструктур в регионах Сибири и Дальнего Востока, стимулирующих освоение месторождений полезных ископаемых с привлечением средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и частных инвесторов.

4. Центробанку увеличить долю золота в золотовалютных резервах за счет приобретения золота на внутреннем рынке.

5. Решить вопрос об отнесении к малому и среднему предпринимательству золотодобывающих предприятий с годовой добычей до 100 кг.

6. Для золота, добываемого на россыпных месторождениях, установить ставку на добычу на уровне 0%.

7. Выдавать кредиты золотодобывающим предприятиям не более 10%.

8. Освободить реализацию золота в слитках физическим лицам от обложения налогом на добавленную стоимость.

9. Освободить предприятия, ведущие геологоразведку за счет собственных средств, от уплаты регулярных платежей за пользование недрами.

10. Разработать систему контроля и установить ответственность надзирающих органов для снижения административных барьеров, сокращения сроков оформления разрешительной и согласовательной документации предприятиями, ведущими геологической изучение недр и добычу полезных ископаемых.

11. Исключить ежегодное утверждение нормативов потерь при добыче полезных ископаемых, рассмотрение проектов горных работ. Предусмотреть, что нормативы потерь утверждаются при разработке технического проекта и уточняются лишь при изменении технологии отработки месторождения или горно-технических условий и передать от Роснедр Ростехиадзору. Экспертиза должна проводиться бесплатно.

12. Разрешить безаукционное (бесконкурсное) предоставление в пользование участков недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых, не имеющих самостоятельного промышленного значения и прилегающих к действующим горным отводам.

13. Принять поправки в Трудовой кодекс РФ «О продлении вахты до 6 месяцев при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней в районах Крайнего Севера».

14. Гохрану закупать золото по системе госзаказа с выдачей предоплаты при заключении контракта в размере 30%.

15. В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» отнести предприятия по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней к предприятиям с выполнением особых уставных задач в части обеспечения оружием.

16. Воссоздать орган по госрегулированию в области добычи драгоценных металлов и драгоценных камней.

17. Воссоздать министерство геологии.

18. Принять госпрограмму развития промышленности по добыче драгоценных металлов до 2020 года. В программе предусмотреть средства для геолого-разведочных работ на россыпные месторождения.

19. Ограничить сумму разовых платежей при выдаче лицензий на мелкие, рудные и все россыпные месторождения.

20. Цены на ГСМ, электроэнергию, тарифные услуги регулировать государству.

21. Принять Федеральный закон «О промышленности».

 

Эти меры позволят постоянно пополнять государственные резервы высоколиквидными ценностями, что будет способствовать укреплению экономической безопасности России.

Союз старателей России считает, что принятие и исполнение перечисленных мер государственной поддержки добычи драгоценных металлов может не только сохранить добычу золота на уровне 2008 года, но и обеспечить ее ежегодный прирост на 5-10%. Это позволит в ближайшие 5-7 лет довести годовую добычу золота в России до 250 тонн.


-0+0
Просмотров статьи: 26708, комментариев: 19       

Комментарии, отзывы, предложения

мелкий, 06.05.10 08:45:32

Часть делегатов Законодательного собрания Магаданской области, участников золотого рынка выступают за возобновление «вольного приноса». Думаю, что никакой серьезной прибавки к добыче золота в России это не даст, но хищения золота у золотодобывающих предприятий резко возрастет.

А его ворют и так, только сдают за плцены перекупщикам .

Насчет прибавки , так этого и боитесь . Промышленная добыча падает и живет за счет тех же "вольноприносителей" разрешая им нелегально мыть на промотвалах и принимает так же за полцены . Я понимаю , что основная масса людей уйдет от промышленников

никто не хочет работать за гроши. А воровать - воровали и будут , только в одном случае в казну сдавать , в другом ........ кому.

Проснитесь дядя , Вы слишком долго спали и проспали суть вопроса , другое дело если Вы себя в вопросе неувидели и выпадаете из него (во , что больше верится).

А чем Вам неприемлимо "вольноприносительство" . Я знаю чем (..................)

Николай, 27.06.10 05:54:05

У Таракановского союз не старателей, а "антистарателей". Кто члены его союза? Крупнейшие российские фирмы во главе с Полюс Золото. Сам Таракановский бывший директор крупного ГОКа.

Им всем старательство не нужно. Рабсила станет дороже, доходов меньше.

Таракановский отрабатывает зарплату, мешает восстановлению старательства.

Хорошо отрабатывает, в думу ходит, журналистам лапшу на уши вешает. Язык у него хорошо подвешен.

Сергей, 06.08.10 23:01:43

Нужна помощь в составлении проекта добычи полезных ископаемых. К кому обратиться? Есть инвестор.

Админ, 07.08.10 04:17:37

Сергей, обратитесь в Иргиредмет через контакты. Иргиредмет разрабатывает любые проекты.

Михаил, 07.08.10 11:19:54

Подскажите пожалуйста, как можно получить лицензию на добычу золота?

Админ-Михаилу, 07.08.10 13:58:47

Лицензии приобретают на аукционах. Объявления обо всех аукционах есть на сайте Роснедра:

странник-ВСЕМ, 16.03.11 10:47:37

Наберите в Гугле или яндексе "старатели россии" и получите результат, свидетельствующий о том, что несколько предприятий золотодобывающих, где работает бесправная дешевая рабсила,создав так называемый "ССР", присвоили самозванно себе право вещать от имени ВСЕХ старателей России. На самом деле, это структура,по сути своей, никакого отношения к СТАРАТЕЛЬСТВУ, как таковому НЕ ИМЕЮЩАЯ, скорее созданная для шельмования всего здорового в золотодобывающей отрасли России, ибо только они, члены, "являются олицетворением всего передового", "экспертами", при экспертизе законопроектов, голосом, вещающим народу о нуждах и проблемах старателей. Всяческое инакомыслие подавляется, в лучших традициях совковой системы. На самом деле, кучка ретроградов, дрожащих над своими "тронами", пытается продлить агонию существующей системы. Страх их далеко не необоснованный! Примеры людей, работающих "на себя", а не на дедушек, пухнущих никак от голода (вон как жалуются, что взносов не хватает...А не пробовали отозвать своих внуков из Женевы или Лондона?), заставляет безропотных рабов, подумывать о вольных хлебах". В случае принятия Закона о вольном приносе, во что верится слабо, эти новоявленные "БАИ" от системы, потеряют миллионы рублей, получаемые несправедливо, путем скупки за пол-цены у трудяг, добывающих свои граммы тяжким, практически каторжным трудом. Назовите мне хоть одну цивилизованную страну мира, где выкручивая руки путем применения пролоббированных законов, заставляют "делиться"50-60% результатов своего труда? Даже рэктиры 90-х, брали меньше!"Система, пронизанная коррупцией, нити которой ведут в заоблачные выси,будет стоять насмерть. Что же можно сделать? Срочно надо создавать альтернативный союз, тут предлагалось назвать его СССР, очень подходящее для поисковых систем имя! Надо заявлять о себе, иначе никто не услышит! Ход принятия нового законодательства об этом свидетельствует однозначно!

ДАЕШЬ СОЮЗ СВОБОДНЫХ СТАРАТЕЛЕЙ РОССИИ!-СССР

ЮРЧИК, 16.03.11 12:09:40

Согласен,что для этого надо делать,если кто соображает давайте организуемся. В принципе дело то дрянь

если всякие там СУКИ у нас под носом от нас вещают,так рученьки и чешутся на веретенить иззуитам Таракановским.

странник, 17.03.11 11:00:07

Предложение.

По окончании сезона, собраться на учредительный съезд. Нас не так много, чтобы выдвигать делегатов, так что можно собраться, поспорить, обмозговать, зарегистрировать, как некоммерческую общественную организацию. А там видно будет, как нам дальше за права бороться, вместе или порознь... Связь можно поддерживать через сайт.

странник, 22.03.11 11:03:05

"Завтра,В 12 часов в зале №324 состоится заседание рабочей группы по совершенствованию правового регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства и обращения"

Народ, на сайте комитета есть кнопка "общественное мнение", пишите туда, пока не поздно, выражайте СВОЕ мнение, иначе за вас это сделает Таракановский и Ко...

ЮРЧИК-страннику, 22.03.11 11:36:06

Я,свое мнение отправил в комитет ни чего сложного.

Анатолий, 22.03.11 12:03:55

Взрослые люди,и всё вас привлекает правда,на баррикады рвётесь,пристыдить стараетесь власть-бесполезно! нет правды! лукавый правит.

Пытался как-то обьяснить гаишнику- не красиво брать взятки,результат - отняли права на три месяца,решил бороться дальше,суд,прокуратура,и ещё три месяца без прав.

Детей вон отбирают,ювенальная юстиция,грызут друг друга за кусок трубы, не поделился - в тюрьму,приставы судебные творят что хотят,пенсионеры и ветераны с голоду умирают,не будьте так наивны,и все эти шоу по телевизору с Соловьёвыми и им подобными ,это тоже заказ и политика партии.

Главный девиз - разнуздать,чтоб потом взнуздать.

Не тешьте себя мыслями о справедливости,берите пример с Абдулы ,из белого солнца пустыни - сядь на коня и возьми что хочешь.

Гном, 22.03.11 15:30:08

Анатолию

Если просто сидеть и молчать, то ТОЧНО ничего не изменится. Молчали, просто, очень долго. Теперь придётся столько-же, если не дольше, ломать сложившуюся систему. С молчаливого согласия "масс" берут и дают взятки, творят произвол, принимают идиотские законы, кормят убийц и педофилов, распродают страну оптом и в розницу и много чего ещё. Переодически здесь, на форуме начинаем говорить об объединении, но чего стоит объединение молчащих? Это не СССР, а интернат для тупонемых (не в насмешку будет сказано)! А стыдиться тут нечего. Если человек может высказать своё мнение открыто - это уже другой уровень, это не воздух пинать под вымышленным именем.

Анатолий, 22.03.11 18:10:52

Вот и я об этом! не сиди,иди работай,людям помогай,начни с себя,не жди подачек от дяди,увидел произвол - ткни в рыло...дальше продолжать? все всё понимают,и президент на пару с премьером в курсе всего,проку то от этого что пишешь депутатам? вокруг себя надо правильный мир строить,по совести и силам своим.

ЮРЧИК-ВСЕМ!!!!!!, 22.03.11 22:16:13

ПИШИТЕ!!!ВРЕМЯ ЕСТЬ НЕ БЕЗДЕЛЬНИЧАЙТЕ,все будет в абажуре ВСЕ В НАШИХ РУКАХ "СТАРАТЕЛИ",вот и

ПОСТАРАЙТЕСЬ,ДОКАЖИТЕ,а не плачьте.

Понч. , 23.03.11 04:38:47

Полностью согласен с Анатолием. Сам живи правильно, не по их законам, а ПРАВИЛЬНО, по СОВЕСТИ. И постарайся убедить окружающих тебя близко, жить по СОВЕСТИ. А воздух просто сотрясать, ЗАЧЕМ. Кто будет слушать. ВСЕ ВСЕ ЗНАЮТ, а толку. Кому мы пытаемся что то доказать, КОМУ? Задумайтесь, Медведеву с Путиным и их шайке? Это все равно что убеждать стаю волков, что кушать нас нехорошо. Ну правда смешно. Волки и другие хичники, тигры, медведи, крокодилы только силу понимают, со слухом, совестью и логикой у них непреодолимые проблемы. А поскольку силы в их понимании у нас нет, да и не нужно никому это силовое бодание, нужно просто делать по своему, а хичников обходить стороной. Они нас не замечают и не слышат, а мы их игнорируем. Пусть друг друга грызут, тут никуда не денешся. А мы должны на своих плечах свой мир держать. Не будем держать, все рухнет. Они то не будут, духа у них не хватит. Будем держать МИР вместе. Удачи ВСЕМ. А как стыдно мне за мою милую родину Россию. Сдали Ливийцев на сожрание другим хичникам и говорим,( не мы -народ)они Медведи говорят, -Это было наше взвешенное решение. Так же и нас сдадут кому угодно, если мв им позволим.Тоска.

странник, 23.03.11 08:52:51

Политическая инертность позволяет нехорошим политикам, игнорировать ваше мнение. Вот и "выбираем" мы свое будущее и наших потомков. Вот попытались бы отобрать у тех же Австралийцев их право свободно стараться, не думаю, что они бы молча вытерлись...А мы что, способны только шипеть, забившись в щели?

...Вот еще одна "общественная приемная":

Пишите люди, все, что думаете, о чем здесь только языками чешете. А работать свободным и по понятным и справедливым законам, вдвойне легче и прибыльнее.

Анатолий, 23.03.11 14:24:41

Читайте прессу,правильно говорит поговорка - собака лает ,ветер носит...

Обо всём пишут ,и о ламерах, и правде - какая есть,итд.

Общем пока не прийдут к власти очередные крохоборы, ничего не изменится,но за время перемен - мож пенсионеры и ветераны с голоду умирать не будут,да и под шумок педерастов можно уничтожить,а это почитай всё верхушка властей ,всех уровней.

Александр Васильевич, 18.01.12 16:12:17

Подскажите пожалуйста где можно найти рейтинг золотодобывающих предприятий.

Здесь информации нет

С ув. Александр Васильевич

Информацию можно прислать сюда: 100-da(собачка)mail.ru

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «20 лет Союзу старателей России. История, современное состояние и задачи. 2009 год»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "шестнадцать прибавить 2":