Пример экономичной отработки россыпи

Неретин А.В., ОАО Иргиредмет
Золотодобыча, №75, Февраль, 2005

В бюллетене «Золотодобыча» неоднократно говорилось о том, что эффективность отработки россыпных месторождений золота можно многократно повысить, в частности, за счет выбора наиболее рациональной для каждого конкретного месторождения технологии горных работ /1/. Чаще всего наши россыпи отрабатываются самым дорогостоящим бульдозерно-гидромониторно-гидроэлеваторным способом. Очень трудно идет отказ от традиционного и привычного.

Ниже, в качестве примера выбора рациональной технологии для конкретных условий, приведены результаты освоения одного из месторождений Монголии новозеландской фирмой CGM. Фирма отрабатывала россыпь без применения бульдозеров и гидроэлеваторов и добилась высоких экономических показателей. Возможно, реальный пример будет убедительнее, чем предыдущие наши статьи.

Статья подготовлена на материалах доклада, статьи /2/ и устных источников. Приносим извинение за возможные неточности.

Россыпь «Ялбаг» находится на ручье Ялбаг — маленьком левом притоке реки Еро. Многие компании пытались проводить горные работы в долине Ялбаг, однако почти все они использовали российский метод работ (бульдозер и вашгердная установка с гидромонитором) и большинство не достигли финансового успеха. Помимо финансовых потерь, российский метод (бульдозер и вашгердная установка с гидромонитором) всегда по завершению работ наносил экологический ущерб. Содержание в россыпи составляло порядка 400 мг/м3, средний размер золота 0,5 мм. Пески преимущественно талые, хорошо промывистые, обводненные, что требовало откачки воды из карьера. Вскрыша — около 4 м, пласт — 1.2-2.0 м.

Для горных работ компания CGM использовала два 20-тонных экскаватора: один – для снятия вскрыши и другой – для загрузки песков в промывочную установку. При покупке в Гонконге оба экскаватора на счетчике имели время наработки 1000 часов, а в конце сезона 2001 г. один из экскаваторов имел наработку 9000 часов, другой – 8000 часов. В конце сезона 2001 г. оба экскаватора имели еще хорошие характеристики. Компания CGM считает, что плановый ремонт является главным ключом низких эксплуатационных затрат и высокой работоспособности машины. К тому же, фирма «Hitachi» является одним из наиболее надежных в мире производителей экскаваторов. Для перевозки некоторых запчастей из Новой Зеландии требуется 7-10 дней. За 3 года эксплуатации 2-х экскаваторов компанией CGM в Монголии не было никаких поломок, вызвавших остановку горных работ, за исключением небольшой неполадки в работе бортового компьютера, которая была быстро устранена.

Компания CGM использовала 6 автосамосвалов на вскрыше. Использовались российские автосамосвалы КрАЗ: от 5 до 6 штук с емкостью кузова 7 м3, с 90 % ресурсом от первоначального. Для условий Северной Монголии автосамосвалы достаточно неплохо работали. Тем не менее, время простоев на ремонт было огромным, и полезная работа составляла 50-60% времени. Преимущество российских автосамосвалов состояло в том, что запчасти к ним можно было легко достать в Монголии, и они были очень дешевы.

Бульдозер использовался для планировки поверхности при рекультивации и при обслуживании хвостохранилища.

Подача воды на установку производилась турбодизелем Isuzu мощностью 125 кВт с насосом Аякс, обеспечивающим подачу воды для промывки в объеме 2200 литров на 1 м3 промываемых песков. Вода из карьера откачивалась дизельным насосом мощностью 100 кВт. Насос можно было также использовать для подачи воды на установку, однако для этого ему приходилось работать со скоростью, близкой к максимальной — 2200 об./мин. Но компания CGM старалась не использовать оборудование продолжительный период времени с максимальной нагрузкой, так как это снижает срок эксплуатации.

Оба насоса оснащены 6-метровыми пластиковыми всасывающими шлангами (для двигателя 100 кВт — диаметр 150 мм, 125 кВт — 200 мм). На концах шлангов были установлены предохранительные фильтры, чтобы избежать поломок и увеличить срок службы. Насос и промывочная установка соединялись прямыми шлангами диаметром 150 мм, оснащенными быстросъемными соединениями типа Кемлок, причем длина секции прямого шланга составляла 20 м для облегчения транспортировки при перемещении установки.

Для извлечения золота компания CGM использовала собственную (новозеландскую) промывочную установку производительностью 60 м3/ч. Промприбор смонтирован на полозьях и включает бункер для загрузки экскаватором, скруббер-бутару длиной 4 м (из которых 1 м — скрубберная часть), шлюзы мелкого наполнения и отвалообразователь.

Перфорация скруббера имела диаметр всего 12 мм. Это приводило к потере самородков (по данным фирмы их в россыпи меньше 0,5%), но позволяло после скруббера поставить сразу шлюз мелкого наполнения. За счет этого достигалось снижение расхода воды и повышение  извлечение мелкого золота.

Промприбор перетаскивали с места на место волоком. Время перестановки занимало около 30 минут (от прекращения промывки до загрузки первого ковша песков на новой стоянке), включая монтаж трубопроводов, так как они пластиковые и соединяются муфтами.

Пионерный карьер был заложен за счет выкладывания вскрыши на прилегающий участок. Первые 15000 м3 песков были перевезены автосамосвалами на расстояние 1,5 км на ближайший отработанный участок, где стояла промывочная установка. После этого были пройдена лента длиной 100 м, шириной по дну 40 м, ширина по верху составила 60 м. Эта лента служила двум целям: первые 60 м длины ленты, начиная от края, использовались для отстоя и осветления воды. Оставшиеся 40 м длины использовались в качестве первоначального хвостохранилища.

Затем промприбор был установлен на борт ленты, и началась переработка песков на месте. Экскаватор брал пески снизу, непосредственно из забоя, и сразу грузил их в бункер промывочного прибора (рис.). То есть, подача песков производилась тем же экскаватором, который вел добычу песков, а хвосты обогащения прямо отсыпались в ленту.

После того, как все пески, доступные экскаватору, перерабатывались, установка  передвигалась вдоль карьера. Количество перестановок значительно менялось в зависимости от мощности песков. Так, например, при 2-метровом пласте установку нужно было перемещать приблизительно через 18 часов.

Вскрыша послойно снималась в районе опережающих горных работ, вывозилась автотранспортом за зону хвостохранилища и сваливалась на хвосты. Верхний слой почвы отделялся и из него формировался верхний слой, облегчающий регенерациию растительности. Рекультивация являлась составной частью системы горных работ компании CGM. Рекультивация была недорогой технологией за счет того, что вскрыша переваливается только один раз. При этом стоимость работ по вскрыше включала затраты на рекультивацию.

При работе в обычном режиме компания CGM перерабатывала свыше 1000 м3 песков в сутки и переваливала 2000 м3 вскрыши в течение дневной смены (вскрышные работы проводили только в дневную смену).

В 2001 г. компания CGM на участке «Ялбаг» поставила цель – достичь продолжительности сезона горных работ 165 дней при 24-часовом рабочем дне (теоретический максимум 3960 рабочих часов).

В 2001 г. компания CGM начала горные работы 30 апреля на участке, где вскрыша была выполнена в 2000 г. Однако этот участок был частично промерзшим в течение зимы, и лед затруднял ведение горных работ. Копание мерзлых песков 20-тонными экскаваторами деформировало машины, поэтому компания CGM в случае поломки стрелы экскаватора вынуждена была бы после окончания сезона оплатить ремонт. Спустя 15 дней большая часть мерзлых песков оттаяла, что позволило работать с полной производительностью.

В течение 2001 г., работая 22,5 часа в сутки с остановкой в 20:00 каждый день для съемки ковриков из просеченной сетки, компания CGM получала в голове столов большую часть золота (65 %) от общей добычи. В это же время производилась дозаправка и смазка экскаватора. При работе в 2 смены горные работы останавливали в 8:00 утра на 15 минут для смены вахты и повторной дозаправки и смазки экскаватора. Следующие остановки для перемещения промывочной установки на салазках для максимального приближения установки ко лбу забоя экскаватора проводились каждые 24 часа в течение 45 минут. Каждые две недели промывку останавливали для извлечения оставшихся 35% от общей добычи золота, что занимало около 3 ч. Все необходимое техобслуживание проводили в то же время. В течение сезона замена сеющей поверхности бочки промывочной установки производилась всего один раз — после переработки 100000 м3 при продолжительности основной операции в течение суток.

Из теоретических 3700 часов работы установки, запланированных на участке Ялбаг в 2001 г., на практике получили 3350. Компания CGM закончила работу 15 октября 2001 г., что было вызвано отсутствием воды для промывки и обледенением оборудования.

Стоимость горных работ, производимых компанией CGM на участке Ялбаг, была низкой в виду того, что пески переваливали только один раз. Стоимость экскавации песков и процесса извлечения золота составила всего 0,6 доллара США на 1 м3. Добавочная стоимость удаления вскрыши, которая складировалась на хвосты для последующей рекультивации, составила 0,7 доллара США на 1 м3. Она включала также стоимость работ по планировке бульдозером последнего почвенно-растительного слоя при рекультивации и обслуживании хвостохранилища.

Общее энергопотребление оборудования составило 1200 литров дизельного топлива в сутки, включая топливо для автосамосвалов. Дизельное топливо доставлялось местными подрядчиками с использованием российской автоцистерны вместимостью 6500 л из Улан-Батора, который находился на расстоянии около 240 км от участка. Стоимость дизельного топлива с доставкой составляла 0,4 доллара США за литр. На участке топливо хранилось в цистерне емкостью 24000 литров.

Компания CGM работала 24 часа в сутки. Дневная двенадцатичасовая рабочая смена для проведения вскрыши и добычных работ состояла из 8 человек. Ночная 12-часовая смена включала 2 человека для обеспечения работы промывочной установки. За сезон 2001 года добыто 81 кг золота. Расход дизтоплива составил 2,4 л на 1 г добытого золота. Добыча на 1 работника составила около 5 кг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преимуществом примененной новозеландцами технологии добычи россыпного золота по сравнению с типичной российской технологией является следующее:

  • Минимальное использование дорогой в эксплуатации бульдозерной техники;
  • Минимальная перевалка песков за счет быстрой перестановки промприбора;
  • Минимальная дальность транспортировки отвалов за счет размещения их в отработанном пространстве;
  • Использование экономичного промывочного прибора, потребляющего минимум воды и подсоединенного к насосу быстромонтируемым трубопроводом;
  • Использование надежной техники, почти не требующей ремонта и запчастей;
  • Предельная экономия дизельного топлива;
  • Уменьшение количества работников до минимума. Добычей песков и промывкой занимается два (!) человека.

В результате россыпь отработана с высокими экономическими показателями.

Можно говорить о том, что россыпь р.Ялбаг очень простая: торфов всего 4 м, пласт – до 2 м, породы – талые. Именно поэтому фирме CGM удалось выгодно ее отработать.

Однако, если бы на эту россыпь пришла типичная российская артель, то она привезла бы с собой десяток разбитых бульдозеров, полвагона запчастей, прибор ПГШ с перфорацией на гидровашгерде 50-70 мм и около 30 работников. В результате значительную часть золота потеряли бы с эфелями (из-за высокой скорости потока на шлюзе), половину золота заплатили бы за дизтопливо. Объект был бы отработан на грани рентабельности.

В России на предприятиях, отрабатывающих россыпи, расход дизельного топлива достигает 20 л/г добытого золота, редко – меньше 10 л/г. Количество людей на участках - несколько десятков, производительность оборудования ниже, время работы меньше. Соответственно выработка золота на одного работника порядка 2 кг/год, зарплата работников соответствует выработке.

Результаты работы новозеландской фирмы убедительно показывают, что россыпи можно отрабатывать с минимальным расходом дизельного топлива и высокой выработкой на одного работника. Чтобы добиться высоких экономических показателей, нужно отказаться от стереотипных решений и простейших технологий. Возможностей снизить затраты и увеличить прибыль при добыче россыпного золота очень много.

 

Литература
1. В.Г.Пятаков, Б.К.Кавчик, В.М.Маньков. Повышение прибыли при добыче россыпного золота. Бюлл. «Золотодобыча», № 61-64.
2. Danny Walker. Placer Gold Mining in Mongolia – the New Zealand Way //World Placer Journal. – November 2001. - volume 2.


-1+6
Просмотров статьи: 19033, комментариев: 32       

Комментарии, отзывы, предложения

Соколов, 09.10.12 10:18:21

Интересные варианты рассмотрены, особенно по горным работам. Отработка россыпи без бульдозеров у них, конечно, намного дешевле, чем у нас. По прибору тоже много нового, чего у нас редко увидишь. Небольшое потребление воды, гибкие трубопроводы, отвалообразователь, время перестановки 30 минут. Надо бы и нам что-то менять, наверное.

X-FAKTOR, 20.11.12 17:32:11

Случайно наткнулся на статью. Мы стояли выше Новозеландцев на пару километров. Был у них на участке не раз. они тоже к нам хаживали и хватались за голову видя нашу технологию. У нас было 5 приборов ПГШ-50, 6 огромных бульдозеров Фиат-Аллес и около 23 шушлаек. Не считая другую технику. Обслуживало всё это 120 человек ))) Намыли в 2002м 110кг и обанкротились)))

М.Г., 22.11.12 06:21:35

Приборы типа Аляска, в последнее время отвратительного качества, начиная от подерживающих катков, упорного подшибника кончая сетки перфорации. Используются комплектующие из КНР, хуже за последнее время ничего не видел.

феникс, 22.12.12 20:25:45

Для Х-Fактора:братан,ты случайно не в "Селегдаре"старался?В2002 я старался в том районе:видел,как работают новозеландцы-надо им

отдать должное-молодцы,прибор это скруббер-SKR-60(были ещё:80,100 и 120 м3 часовой производительности,120 потом сняли с произ-

водства).В последуюшем работал с таким прибором у одного монгола в 2004г.на Ульзите в Баянхонгорском аймаке.

Иванов Н., 26.12.12 09:50:10

При такой организации работ у них нет нужды в разваловке гали и эфелей. Прибор переставили и сыпят отвалы на новое место. Это похоже на передвижную мойку сухопутную мойку. О них у нас говорят лет 50 наверное, но до дела никак не доходит. Прибор надо мобильный, перестановка новозеландского прибора занимает 45 минут, потому они переставляют прибор каждый день. С нашими приборами так не получится.

Василий, 14.04.13 17:11:32

Хороший прибор, для узких россыпей очень привлекательный.

Журавлев, 10.05.14 06:20:06

Молодцы новозеландцы, хорошо посчитали экономику и сократили затраты.

Gen&Kap, 26.11.14 22:25:27

Во многом поучительная статья! Вспоминается суворовский принцип: не числом надо воевать, а умением. И это прекрасно реализовал В.Туманов на россыпях Колымы ("Все потерять и вновь начать с мечты"). Первый советский миллионер изменил практику работы - его уроки: не грунт к промприбору, а наоборот, техника должна работать 24 часа, обслуживающему (непьющему!)персоналу-все удобства с комфортом для отдыха и нормальная пища и зарплата. За что и была оплевана и уничтожена советской властью его артель "Печора".

Стыдно читать про опыт новозеландцев (которых и на карте то не каждый найдет), которые дали фору российскому опыту отработки россыпей с выходом редко в 2кг золота на человека. Вывод можно сделать тол ько один - человек должен быть толковым хозяином на производстве и работать на себя а не на тунеядствующую власть.

Практик, 30.11.14 08:04:07 — Gen&Kap, 26 ноября 2014

У нас на Соловьевском прииске стараются сделать передвижной промывочный прибор. Но они идут своим путем. Вместо легкого и простого прибора сделали сложный и громоздкий. Таскать тяжело, бросить - жалко.

Хорошо бы купить Новозеландский прибор и пригласить фирму, которая работала в Монголии. Было бы интересно.

А как в Канаде?

Gen&Kap, 30.11.14 10:00:19

Я не занимался приборами, увлекшись шлхихогеохимическим опробованием гидросети с поисковыми целями.Но, посетив более полусотки водотоков, был разочарован. Встречено только одно (!) действующее, несколько брошенных в старину и масса клаймов, отмеченных как частная собственность, но безлюдных. И это при том, что в Ванкувере припаркованы в изобилии домики на колесах - кемперы, в которых и ездят на свои участки отдыхать и пополоскаться.

Мои данные, однако, пригородные в радиусе до 400-500км, доступных для маршрута выходного дня. Дальше вырваться пока нет возможности и о состоянии дел в глубинке лучше знают авторы статей про Клондайк.

Но даже и эта небольшая площадь позволяет надеяться на выявление месторождений золота, платины, меди. иттрия, ниобия и серебра с полиметаллами. Го Соловьевскому прииску это не надо, как мне кажется.

Жуков И.В., 12.03.15 18:17:25

А в России кто-нибудь такие приборы делает?

Для извлечения золота компания CGM использовала собственную (новозеландскую) промывочную установку производительностью 60 м3/ч. Промприбор смонтирован на полозьях и включает бункер для загрузки экскаватором, скруббер-бутару длиной 4 м (из которых 1 м — скрубберная часть), шлюзы мелкого наполнения и отвалообразователь.

Промприбор перетаскивали с места на место волоком. Время перестановки занимало около 30 минут (от прекращения промывки до загрузки первого ковша песков на новой стоянке), включая монтаж трубопроводов, так как они пластиковые и соединяются муфтами.

СНС, 25.03.15 06:17:33 — Жуков И.В., 12 марта 2015

Попытка сделать такой прибор была несколько лет назад. Разработчиком была фирма Самара-Авиагаз. Прибор назывался Самара-СП50. На сайте есть статья по этому прибору:

http://zolotodb.ru/news/10742

Данных о завершении разработки и выпуску приборов у нас нет.

Черемнов С.А., 15.08.16 07:14:37 — Жукову, Практику,всем

Уважаемые коллеги, с удовольствием сообщаю, что старания АО "Прииск Соловьевский" на ниве разработки,строительства и эксплуатации мобильного промприбора увенчались успехом (см. журнал Золотодобыча № 7 (212) за июль 2016 г.). В данный момент успешно эксплуатируется колесный вариант "Тайга-2" и вариант на санях "Шилка-150", на этапе завершающего строительства модернизированная "Тайга-2", на которой решена проблема механизированного сполоска, что позволит производить съемку в течении 10-15 мин, что в свою очередь сделает возможным многоразовый сполоск в течении суток. Расчитываем новый прибор поэксплуатировать в сезоне 2016. По весу, производительности, маневренности, возможности работы с валунистым материалом и разноразмерным золотом, значительной площадью улавливания шлюзов (порядка 20 м2 при фронте 3,6 м), времени перестановки наши приборы превосходят иностранные аналоги. Но они вряд ли бы состоялись, если бы не было прибора ".. вместо легкого и простого был сделан громоздкий и сложный, который таскать тяжело, бросить-жалко...", который же,кстати, отработал три сезона и добыл за это время 140 кг на содержаниях 100-250 млг/м3. ПВМ-100 "Тайга" явился опытно-промышленной площадкой на чьей базе родились "Тайга-2", "Шилка-150". Хочу выразить особую благодарность Неретину А.В. за статью, в обсуждении которой мы учавствуем. Она, эта статья, в свое время дала толчок в разработке того, что сейчас дает реальное золото "Прииску Соловьевский". Спасибо.

Студент, 17.08.16 15:09:52 — Черемнов С.А., 15.08.16

Когда можно будет подробнее узнать о ваших приборах? Рассказали немного и замолчали. Фото бы посмотреть.

Городец И., 08.09.16 12:59:28 — Горнякам

Посмотрел на рис. съему горных работ, прибор и экскаватор на борту карьера.

В тексте статьи написано: промприбор был установлен на борт ленты, и началась переработка песков на месте. Экскаватор брал пески снизу, непосредственно из забоя, и сразу грузил их в бункер промывочного прибора (рис.). То есть, подача песков производилась тем же экскаватором, который вел добычу песков, а хвосты обогащения прямо отсыпались в ленту.

Мне эта схема показалась вполне реализуемой и весьма эффективной. Что мешает?

Брат, 08.09.16 23:50:18 — Городец И.

Ничего не мешает. Поэтому схема и была реализована новозеландской компанией, о чем и рассказано в статье.

СНС, 09.09.16 06:24:52 — Городец И., 08.09.16

1. У нас не выпускаются мобильные приборы. Вы прочитали в статье, что перестановка занимает 20 минут. А наши приборы переставляют сутки. Какая мобильность?

Сейчас на Соловьевском прииске мобильный прибор сделали. Но это опытные образцы, в серийном производстве их нет. Недавно предлагалась еще "Самара-50", но тоже прибор не серийный.

2. Мерзлые пески так отработать не получится. Нужен еще бульдозер, чтобы работать "на оттайку", то есть схема усложняется.

3. Еще, пожалуй, традиционное советское равнодушие к затратам и нежелание перестраиваться на новую технологию. Ведь пока можно работать по старому. Так ведь?

Dave, 10.09.16 07:45:17

В Канаде, США и др. бестранспортная отработка россыпей применялась широко, да и сейчас осталась, хотя россыпей уже почти нет. Когда копейка своя, тогда схема экскаватор-прибор начинает работать. Везде, где можно - "третий лишний". Кстати, за рубежом очень распространены не только сухопутные, но и плавающие мойки, в которых тоже используется бестранспортная схема - экскаватор - прибор. В России плавающих моек тоже нет, хотя объектов достаточно.

Neretin A.V., 14.06.17 09:12:08 — Админ

Прошу исправить техническую ошибку в выходных данных по настоящей статье " Пример экономичной отработки россыпи" (указана «Зoлотодобыча» № 48 от 2002 года). На самом деле статья была опубликована в информационно-рекламном бюллетене «Зoлотодобыча» № 75, 2005 г.

Админ, 15.06.17 04:10:28 — Neretin A.V., 14.06.17

Спасибо, исправили.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Пример экономичной отработки россыпи»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 1":

подписаться на комментарии