Рейтинг@Mail.ru

ОЗП при −40 °C: как Кулар в1975 спас план и что можно взять на вооружение сегодня

Луняшин П.Д., горный инженер
в Куларе работал в 1972-1995 гг.


 

В 1974 году Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин вместе с группой руководителей министерств совершил почти недельный визит в Магаданскую область и в Якутию. Сам факт прибытия столь представительной делегации и на столь длительный срок говорит о том, какое большое значение придавало правительство развитию Крайнего Севера.

Главной целью посещения стала оценка перспектив золотодобывающей отрасли. Внимание высшего руководства к региону обуславливалось резким скачком мировых цен на золото. Руководство страны опиралось на прогнозы роста цен на золото, выступавшего залогом получения кредитов за рубежом.

При обсуждении проблем золотодобывающей отрасли руководители регионов поставили вопрос о технической модернизации горного производства — без этого уровень золотодобычи было не удержать. Правительство выделило валюту на закупку нужной горной техники с условием перевыполнения планов золотодобычи на 2%. Горняки свои обязательства в 1974 году выполнили, сдержал слово и А.Косыгин: отрасль получила сотни импортных бульдозеров, которые в корне изменили технологии ведения горных работ. Так, золотой Кулар получил в 1975-1976 гг. 33 единицы тяжёлых бульдозеров D-9H, 41-B и погрузчиков H-400C. Приход великолепной горной техники, да еще в таком количестве произвел революцию в горном деле. Золотодобытчики значительно увеличили объемы переработки горных пород и промывки золотосодержащих песков и, главное, стабилизировали добычу золота.

 К осени 1975 года из-за неблагоприятных погодных условий стало очевидно, что выполнение плана золотодобычи объединением «Якутзолото» оказалось под угрозой срыва, что бросало тень на обещания, данные руководителями региона по обеспечению золотодобычи. Прииск «Кулар» (ГОКом — горно-обогатительным комбинатом прииск стал в 1976 году), восходящая звезда на золотом небосклоне страны, свои планы по добыче 9 тонн золота успешно выполнил, но только здесь объединение за счёт высоких содержаний могло компенсировать потери, понесённые другими предприятиями. Было принято решение об организации ОЗП.

 

ОЗП, осенне-зимняя промывка — это отголосок командно-административной системы, которая порой успешно, а порой неуклюже действовала в Советском Союзе.

План в советские времена был законом, причём выполнять его надо было любой ценой. Планирование в СССР осуществлялось на очень высоком уровне, планы по золотодобыче всегда были напряжёнными, и приходилось принимать много усилий для их выполнения. Но в жизнь порой вмешивались посторонние факторы, такие как неблагоприятные погодные условия, паводки, неотход среднего содержания золота в песках.

Надо сказать, что с 20-х чисел сентября в заполярном Куларе твёрдо устанавливались круглосуточные отрицательные температуры. В октябре средняя температура составляла минус 20-25 градусов мороза, в ноябре — минус 40, а в декабре бывало и ниже.

Для выполнения поставленной объединением «Якутзолото» задачи куларцам предстояло решить целый комплекс проблем. Во-первых, найти пески с высокими содержаниями в десятки граммов на кубометр (содержания золота в подземных песках на некоторых участках достигали 30 г/м3), построить утеплённую промывочную установку, способную работать при крайне низких температурах, а также решить вопросы водоснабжения.

 Геологи определили подземные участки, пески с которых самосвалами КрАЗ-256 вывозили на промывку. Тяжёлые 410-сильные бульдозеры D9H производили рыхление мест стоянок промывочных приборов, в основном, бункерных ям — с каждой такой ямы можно было получить от 3 до 5 кг золота.

Поскольку вода в водоёмах на Куларе промерзала за зиму не менее чем на 2 метра, был выбран небольшой, но глубокий водоём в районе шахты «Омолой», возле которого построили промприбор особой конструкции, состоявшей из двух скрубберных бочек (одна из которых была с глухим ставом и предназначалась только для дезинтеграции песков) и шлюзов мелкого наполнения. Под шлюзами располагались полубочки, в которые наливался мазут и солярка, и огонь в них поддерживался постоянно.

В те годы не было современных панелей и материалов, и вся конструкция закрывалась в основном с помощью дерева, толи или вентиляционных рукавов, которые были очень удобны для такого рода работ. Нечего и говорить, что пожароопасность такого объекта была очень высокой, но куларцы избежали чрезвычайных происшествий на своей установке ОЗП. Все трубопроводы оборачивались силиконовыми лентами с напряжением греющего элемента 220 В. (Прошло уже свыше 50 лет, и многое из той эпопеи забылось. К тому же, я работал на другом участке, и о работе установки ОЗП знал только со слов товарищей по работе.)

Установка успешно работала до конца декабря 1975 года и выполнила установленный ей план в 200 кг золота. Золотой Кулар дал в этот год Родине 9149 кг чистого золота. Генеральный директор ПО «Якутзолото» Т.Г.Десяткин вскоре после этого стал Героем социалистического труда «за выдающиеся успехи в выполнении принятых на девятую пятилетку социалистических обязательств по увеличению производства продукции и повышению производительности труда».

Об экономике ОЗП говорить даже не стоит: затраты были баснословными, а извлечение золота не превышало 20%. Все пески после осенне-зимней промывки в дальнейшем были промыты повторно. В отдельные годы на Куларе и в последующие годы иногда продляли промывочный сезон, утепляя промывочные приборы, но такой масштабной промывки больше не практиковали. 

 


-1+2
Уникальные посетители статьи: 15751, комментариев: 58       

Комментарии, отзывы, предложения

Автор, 21.11.25 16:48:21

Особую сложность представляла погрузка песков - в те годы ещё не было мобильных пневмоколесных погрузчиков, и для погрузки песков приходилось их грузить с помощью бульдозеров. Для погружаемых песков строили стенку из брёвен, сверху устанавливали лоток, через который бульдозером подавали пески в кузов самосвала.

Telek, 21.11.25 19:25:40

Так в тексте пишите про International Hough H-400C. Они в это время были примерно были уже. Погрузчики эти.

AlexX, 21.11.25 21:43:28 — Telek

Гугол говорит что с 1977 делались. События в 1975 происходили.

Telek , 22.11.25 01:25:54

International Hough H-400 c1964 по 1969,

International Hough H-400B с1969 по 1973,

International Hough H-400C с 1973 года..

Я помню эти машины в ПНО Якуталмаз.. А вообще все снабжение техникой шло по линии Союззолото, позднее Главалмаззолото, примерно в одно время у всех и D9H и D9G, и погрузчики эти, кому что, от Киргизии до Магадана))

А вообще был вопрос к автору..

Игорь К., 22.11.25 02:41:22

Прочитал о посещении золотодобывающих предприятий председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным золотодобывающих предприятий Севера, и немного освежил в своей памяти книгу В. Туманова "Всё потерять - и вновь начать с мечты" в том месте, где Вадим Иванович пишет о посещении по просьбе золотодобытчиков Магадана и. о. премьер-министра Е. Гайдара.

Две эпохи, два человека, два подхода.

Не стало советской власти, пришёл капитализм, но фундаментальные понятия должны же оставаться? Слова Гайдара на том магаданском совещании о том, что "нам дешевле золото покупать на лондонской бирже, чем у вас" просто в ступор ввели. Деньги, уплаченные за золото на лондонской бирже, там и остаются, а деньги за золото, уплаченные здесь, в стране, своим золотодобытчикам, возвращаются государству в виде налогов, закупки ГСМ, закупки техники и оборудования, в виде зараплаты своим, но не зарубежным работникам - неужели такие простые вещи не были понятны и. о. премьер-министру?

Кстати, Е. Гайдар вечером прилетел в Магадан, на следующий день утром провел встречу с золотодобытчиками, и уже после обеда улетел обратно к себе в Москву.

В отличие от Косыгина, поездившего тогда практически по всему Крайнему Северу, который побывал в том числе и в Якутии, на запускавшихся тогда новых обогатительных фабриках "Якуталмаза".

СНС, 22.11.25 05:36:37 — Игорь К.

Во время Гайдара людям государство платило за золото, печатало деньги и платило, еще печатало и еще. Помните инфляцию? Вы бы стали покупать золото, когда у вас денег на еду нет? Да еще к тому же по цене дороже, чем в соседнем ювелирном магазине? Гайдар видел инфляцию и не хотел, чтобы у нас был Зимбабве. У нас ведь тоже тогда доллары ходили в вместо рублей, помните?

Борисыч, 22.11.25 06:05:07 — СНС

А далее, в Лондон, продать золото государство (Гайдар) не могло? И получить за это не фантики а вполне себе ликвидную валюту?

Старый, 22.11.25 09:29:55 — Борисыч, 22.11.25

Вы совершенно правы. Во времена Гайдара (90-е годы) оно продавало золото в Лондон, получало ликвидную валюту и на нее покупало себе особняки. Откуда в Лондоне наши богачи, как вы думаете? А для золотодобытчиков опять печатали бумажные денежные знаки... Гайдар был честный человек, он хотел прекратить это безобразие. Пришлось его отправить в отставку.

Во время ОЗП в 1975 году советское правительство себе особняки не покупало, оно тратило золото добытое ОЗП на помощь нашим друзьям в соцлагере. Помните, был такой? Я уж забывать стал, кто там был: Польша, Болгария, ГДР...

Автор, 22.11.25 10:58:45 — Telek

Мы получили 2 погрузчика Н-400С с ковшом ёмкостью 9,4 м3 только в 1976 г. Потом были польские L-34 с ковшом 3,5 м3, но на горных работах мы их не использовали, а только на вспомогательных. Уже позже в конце 1980-х получили 2 погрузчика 570 фирмы Дрессер Индастриз с ковшом 9,4 м3. Эта же компания поставила нам 5 бульдозеров TD-40B мощностью 410 л.с., аналог D9H. Бульдозеры оказались надёжными. Их выпуск продолжает польская DRESSTA и в наше время

AlexX, 22.11.25 11:04:32 — Автор

Гугл заблуждается. Н-400С производили раньше. Сначала они шли с ковшом 7,6 м3, а потом их выпускали с ковшом 9,4 м3. Мы получили в 1976 г именно с ковшом 9,4 м3. Они послужили почти 20 лет

Павел, 22.11.25 11:22:18

Такой опыт в наше время совсем не нужен. Промывку вести, когда пески уже мерзлые, никакого смысла нет. Деньги вылетают в трубу. Хотя для выполнения плана иногда старались продлить сезон. План- это 40% премии, такая система была в СССР. Поэтому и стремились выполнять. Применяли так называемое топтание песков - заливали пески водой и гоняли по ним тяжёлые бульдозеры, а уже потом отправляли в бункер гидроэлеватора

Старый, 22.11.25 13:19:05 — Автору

Огромная держава СССР (350 млн населения) рухнула от 1 человека, который в течение полугода (июнь—декабрь 1992 года) был исполняющим обязанности председателя правительства. Вы в это верите?

Telek, 22.11.25 13:44:51 — Автору

Спасибо за ответ. Тоже помню эти Stalowa Wola..

Автор, 22.11.25 17:09:10 — Старому

СССР рухнул не от Гайдара, который был мелкой сошкой. Но главным в этом процессе был болтливый горбачев, но ему активно помогали его "соратники". Во всех республиках к власти рвались местные князьки, которые хотели стать королями. А гайдар уже потанцевал на обломках империи.

Автор, 22.11.25 17:11:54

А кому-нибудь из читателей сайта приходилось сталкиваться с ОЗП?

Старый, 22.11.25 17:37:20 — Автор, 22.11.25

А чего бы вам не вспомнить Брежнева, Он построил вторую нитку нефтепровода Дружба и посадил СССР на экспорт нефти, а потом и газа и импорт всего прочего? А когда цена нефти упала с 38 до 10 долл за бочку, то все пропало (талоны помните) и "друзьям" помогать стало нечем, и они разбежались. Это случилось при Горбачеве. Ему не повезло.... Память у вас какая-то короткая. Брежнева совсем не помните?

Брат, 22.11.25 18:26:17 — Автор

Мне приходилось в том же 1975-м. Против тучного 1974-го он по золоту был провальным. Партия велела притащить на полигоны паровозные котлы на полозьях. Затопили эти паровозы для подогрева воды, но в целом это мудово рыдание.

Случалось и после; последний раз был в 1987-м и, кстати, удачный. На Утинке утеплили ГЭП, полубочки с солярой под шлюз и полоскались до двадцатых чисел ноября. Нашёл хлебный кусок в русле; талые пески таскали из воды. Удачно, на полсотни кг. Кстати, по весне перемыли хвосты ОЗП - и ничего особенного.

Старая ведьма, 23.11.25 00:24:30 — Старому

Помню как в сказке милого Никиту Сергеевича Хрущева ВЕЗДЕ ПОСАДИМ КУКУРУЗУ И ПЕРЕРЕЖЕМ ЧАСТНЫХ КОРОВ

Магадан, 23.11.25 04:06:09 — Старушке

Никита Сергеевич хотел как лучше. Это при нем первую нитку нефтепровода Дружба построили. Название какое хорошее! Но не успел нефтяными деньгами воспользоваться - подсидел его Брежнев, сняли Н. С. как раз перед запуском. Никита вообще-то о народе заботился. Многие при нем из бараков вылезли и в хрущевках до сих пор живут.

Инженер, 23.11.25 11:44:51

Сейчас утеплить прибор не проблема и воду тоже можно подать. Главное пески талые найти и довезти, чтобы не замерзли. Любопытный был бы вариант - круглогодичная добыча россыпного золота, например, на Чукотке.

Старая ведьма. , 23.11.25 12:07:03 — магадану

Я и говорю милый он же хотел перегнать Америку

Автор, 23.11.25 18:08:59 — Инженеру

Сейчас нет никаких проблем с утеплением, можно и дробилки поставить, и горячую воду подать, но какой смысл? Сейчас главная задача - извлечение прибыли, а в СССР были другие задачи и приоритеты. Тогда быть советским человеком звучало гордо, а сейчас русские стали изгоями во многих странах мира. Попробовала бы тогда какая-нибудь страна тявкнуть на СССР, а сейчас нашу страну поливают грязью все, кому не лень

Магадан , 24.11.25 02:13:46 — Автору

Вы пишите лучше про технику. У нашей страны прекрасные отношения с большинством стран мира, в то числе с великим (1, 4 млрд население) Китаем. У нас с ними скоро безвизовый режим будет.

Черемнов, 24.11.25 02:14:04 — Автор

Вы правы, что сейчас нет никаких проблем с утеплением- есть подходящий легкий укрывной материал, есть компактные производительные тепловые пушки. Возможность утеплить промприбор есть, она не очень затратна и трудоемка. Вода, пока не превратилась в лед, имеет положительную температуру и нагревать ее дополнительно- это увеличение необоснованных затрат. Остается иметь талые пески. Вот здесь есть где поработать инженерной службе. Способы предохранения существуют и давно известны. Правильно организованные промывочные работы в холодное время года, или ОЗП кому как угодно, это выгодно и значительно продлевает короткий промывочный сезон. Это значительный резерв россыпной добычи.

Автор, 24.11.25 14:13:24 — Черемнов

ОЗП в любом случае значительно удорожает добычу золота, падает извлечение металла. Зачем организовывать и продлять заведомо экономически невыгодную добычу? Предприятия сейчас наоборот придерживают объёмы добычи - чтобы хватило запасов. И люди устают за промсезон так, что поскорее бы домой отправиться.

Автор, 24.11.25 14:36:25

Когда в 1975 г на Куларе получили бульдозеры D-9H, кабины доставить не успели, они застряли в Нижнеянске. И бульдозеры работали вплоть до декабря 1975 без кабин, которые позже привезли зимником. Это была картина маслом - бульдозеры при минус 50 работают без кабин. Было тяжело, но люди выдерживали!

Черемнов, 25.11.25 02:54:08 — Автор

Уважаемый Павел Дмитриевич, понятие "значительно удорожает" весьма относительно к применяемым технологиям. Для примера : дражный флот Соловьевского прииска из десяти 250- литровых драг практически всем составом работает ноябрь- декабрь при очень значительных природных минусах, на бедных содержаниях ( по результатам 2024 г- 105 млг/м3), оставаясь самым эффективным в экономическом плане способом добычи по сравнению с рудой и раздельной добычей предприятия. Производительность в морозы до - 40-45 падает по отношению к летней всего на 10-15 %. При промывке ТАЛЫХ песков в теплом помещении драги увеличение технологических потерь золота не наблюдается. "Придерживании объемов добычи" запасы никак не увеличит- получим наблюдаемое сейчас падение золотодобычи и только. Запасы приростают, когда в ГРР вкладываются деньги, которые где-то надо брать и, желательно, не в банке под грабительские проценты. Что бы люди в конце сезона не чувствовали себя вымотанными каторжанами, надо организовывать возможность их продолжительного отдыха в промсезоне. Вахтовый метод позволяет это делать. Вопрос справедливой оплаты решается, в том числе, за счет дополнительного металла, полученного при продлении сезона промывки.

Драга и промприбор любой конструкции, по сути, промывочные аппараты для извлечения россыпного золота. Научив работать зимой драгу, так же возможно научиться эффективно работать другими промывочными машинами. Для чего следует промприбор утеплить, а талые пески эффективно предохранить от промерзания, максимально сократив расстояние транспортирования от забоя до промывки.

Повторю сказанное в предыдущем комментарии- продление сезона промывки один момент из цепочки вариантов увеличения эффективности. Но... при правильной организации производства. Не подвиги следует делать, а работу.

Кент, 25.11.25 03:44:39 — Черемнову

"Не подвиги следует делать, а работу." - замечательно! Утащил...

Сергей Александрович, поклончик Вам за то, что делитесь опытом.

СНС, 25.11.25 10:04:46 — Черемнову

Спасибо, Сергей Александрович. Отлично сказано, лучше не придумаешь. По делу понятно и принцип полезный.

Еще хороший принцип - учитывать реальные горно-геологические условия и считать, а не делать "как у соседа". Об этом здесь часто говорят, но потом забывают.

Где-то зимняя промывка - экономическая глупость. Например, на Куларе зимой проводили БВР, взрывали и вывозили торфа, летом мыли пески. Для зимней промывки места нет, люди и техника без этого загружены.

В статье Луняшин рассказал про подземные пески. На Куларе они тоже мерзлые, потому, несмотря на двухзначные содержания, получалось дорого и потери огромные. Так что для Кулара Луняшин все написал правильно. Там действительно зимняя промывка - это неприемлемо дорогое удовольствие: "затраты были баснословными, а извлечение золота не превышало 20%."

Черемнов, 25.11.25 10:43:21 — СНС

Ни коим разом не посягаю на оспаривание заслуженного права Павла Дмитриевича рассказать как было и что не следует повторять. Судить прошедшее любой мастак, но все же не удержусь:

Мыть с извлечением 20 % нельзя, категорически. Но если жизнь заставила этим заниматься (такое бывает по разным причинам), то стараться надо это делать эффективно. Песков из шахты относительно не много, содержания высокие, промприбор утепленный. Дело то было за малым- оттаять пески перед подачей на промывку. Варианты, даже в тех условиях были. Можно паром, можно горячей водой, можно подержать некоторое время в специальной теплой палатке. Доля отогрева в себестоимости не более первых единиц процентов. Зато добыть могли не 200 кг, а как минимум, 800-850, коль из мерзлых песков извлекали со слов уважаемого автора " не более 20 %". В нормальных условиях теплой промывки ивлекается 85-90 %. 850 кг с теми же затратами, что при добытых 200 кг - это другая экономика, другая эффективность. За науку как нельзя делать Павлу Дмитриевичу глубокую признательность. Это то, что называется - опыт. Делиться им благородно со стороны делящего и полезно для долю получившего. Автору долгих лет и крепкого здоровья.

Брат, 25.11.25 16:05:52 — Черемнов

Коли работали диким образом на "катарах" без кабин, то, скорее всего, специальной тёплой палатки, в которой можно было бы подержать некоторое время мёрзлые шахтные пески для оттайки, на Куларе в те поры не было. Думаю, там ещё много чего не было.

Теперь об объёмах этого "счастья". Содержания в подземных песках, как пишут, на некоторых участках достигали 30 г/м3 и, стало быть, в КРАЗы-лапотники загружали перебутор при, скажем, 10 г/м3 и сугубо мёрзлый. Бункерные ямы даже и хлебные, с заведомо протёртым "стаканом", разбираемые не мелкошпуровым, а на мехрыхло, давали материал с содержанием, думаю, даже меньше 10 г/м3. Это по исходникам.

Прибор, работавший два с лишним месяца, вряд ли пропустил более 50-60тыс.м3, то есть на круг отошло грамма 3-4. Технических возможностей обеспечить оттайку мёрзлых песков в таких объёмах у прииска не было. В лучшем случае потоптали гусками - и на промывку.

Автор, 25.11.25 20:55:38 — Черемнову

В России на дражный способ приходится порядка 8% добычи россыпного золота. А у меня речь идёт об открытом способе. Оттаивать пески при минус 40 градусов, когда выдыхаемый воздух шуршит от мороза, занятие неблагодарное. Тёплых палаток для десятков тыс кубометров песков тоже не напасёшься. Ну и опыта такой работы, конечно, не было. Сейчас другое дело - есть многолетний опыт работы обогатительных фабрик в любые морозы, есть материалы для строительства и утепления, есть возможности предварительного дробления песков. В 1975 году ничего этого не было, а сроки были поставлены жёсткие.

Автор, 25.11.25 21:29:30 — СНС

Да, планы были всегда напряжёнными, и сразу по окончанию промсезона приступали к вскрыше торфов. Основная масса торфов вскрывалась бульдозерами - не хватало как погрузочных механизмов, так и самосвалов. 15-20 метровые по глубине вскрывались бульдозерами. Однажды на полигоне с объёмом торфов порядка миллиона кубометров собрали 32 тяжёлых бульдозера. Картина была впечатляющая!

Бригады, которые вели промывку песков, начиная с октября, занимались бурением и подготовкой полигонов. Лишних людей на дополнительную промывку не было. Сезонников было немного - все работы вели одним составом, текучесть кадров была невысокая - хорошая зарплата, хороший психологический климат. Из отпусков на Кулар возвращались с радостью. И сейчас, по прошествии более 30 лет, многие куларцы поминают добрым словом работу в Заполярье. Хотя большинство народа жили в не лучших условиях, без элементарных удобств в балках , где вода привозилась водовозками раз в несколько дней...

Старый, 26.11.25 14:54:26

Зимой строительство идет, лесозаготовки идут, люди работают на всех рудниках. А почему россыпное золото не добывать? Конечно, сначала надо считать почем грамм выйдет. Это всегда полезно считать до, а не после. Наверное при современной цене золота и не в самых холодных условиях ОЗП может быть хорошее мероприятие.

Автор, 26.11.25 15:00:55 — Старому

Вы так говорите, потому что не общаетесь с артелями. Сейчас старатели рассчитывают, сколько им надо добыть для покрытия расходов, для нормального трудака и для расходов на подготовку к новому сезону. Никто не собирается добывать лишнее золото, тем более с повышенными расходами. Многие артели снижают добычу, некоторые даже крупные артели её снизили за последние 2 года в полтора раза.

Брат, 26.11.25 18:06:49 — Автор

Пожалуй, разумно поступают ваши "некоторые даже крупные артели".

Старый, 27.11.25 07:53:59 — Автору

Вы совершенно правы: "добывают золото для покрытия расходов, для нормального трудака и для расходов на подготовку к новому сезону." А ведь это на самом деле нехорошо, так как при высокой цене золота можно погасить все что угодно. А о том как снизить расходы думают немногие. Нередко можно увидеть как бульдозер толкает эфеля в горку, моют пески старым ПГШ, доводка шлюзового концентрата, хуже чем в советское время (когда ртуть разрешалась). Сейчас можно уменьшить потери золота, можно улучшить технологию горных работ, снизить затраты на ремонт техники и многое другое. Но многие ли это делают?

Редкие фирмы, такие как Соловьевский прииск, ищут способы снижения затрат. Еще реже рассказывают об этом.

Черемнов, 27.11.25 08:02:28 — Старый

Спасибо, коллега, на добром слове. Промывка при отрицательных темпрературах- это не про снижение затрат, это про получение дополнительной прибыли.

999, 27.11.25 08:24:58

Артелей, в которых все рабочие являются собственниками предприятия, осталось исчезающе мало, остальные не артели.

Брат, 27.11.25 11:51:08 — 999

Ваша правда, "артели", как и "старатели" - это старые, практически досоветские ещё вывески, под которые многие пока мимикрируют. Какой-то содержательности здесь искать не следует.

ПО, 27.11.25 11:51:16 — Черемнов

Температура песков в шахте в естественном залегании в условиях Кулара минус 7 - минус 9 градусов. А в шахтном воздухе, когда на поверхности минус 20 - минус 30, за счет вентиляции тоже холодновато: -15-20оС. Не будет преувеличением, если среднюю температуру песков, доставленных к месту зимней промывки принять за минус 10 градусов (да и считать так легче). Объемная теплоемкость мерзлого грунта 2,3 МДж/м3. 1МДж=0,28 кВтчас. Это чтобы 1 кубометр на один градус нагреть, нам нужно 0,64 кВтчас. А нам наш мерзляк нужно хотя бы до +1оС. Т.е. на 11 градусов. Итого - 6,4 кВтчас на 1 кубометр. А есть еще энергия теплоты плавления льда - ужасающие 334Мдж/тонну. У нас влажность песков 10% - это как ни крути 33,4 МДж на кубометр песков, или плюсом 9,3 кВтЧас. Итого куб песков нагреть с минус десяти до +1 градуса Цельсия - 15,7кВтчас. Это без потерь тепла, если бы вся энергия источника превращалась в тепловую энергию грунта. А нам сначала теплоноситель нужно нагреть, потом "пески". Теплопотери неизбежны. 50% - это чтобы считать легче, хотя это более чем скромно. Итого, как ни крути - чтобы растеплить кубометр Куларских песков нужно 30кВтчас. Представьте - ДЭС30 час молотит и на выходе куб талых песков... Так что вот это утверждение: "Доля отогрева в себестоимости не более первых единиц процентов"(с) - довольно спорное. Ну и кинетику процесса я даже не затрагиваю...

Это я к тому, что условия везде разные - где-то талые дражные пески под водой, а в Мьянме вон, вообще круглый год тепло, но воды местами нет. Искать новые подходы нужно, чужой опыт изучать - безусловно. А вот слепо копировать последний - не всегда путь к успеху.

Черемнов, 27.11.25 15:20:54 — ПО

К спорному вопросу по доле отогрева в себестоимости. Согласен с Вашим " Итого, как не крути- что бы растеплить кубометр Куларских песков нужно 30 кВтчас". Эта цифра коррелируется с данными В. Г. Лешкова, который дает среднюю цифру на оттаивание в 26 кВтч/м3. Примерно посчитаем стоимость "расстепления" через стоимость кВт. При нынешней стоимости от 2,5 до 27,0 руб/кВтч, получим вилку от 30 х 2,5 = 75 рубкВт/м3 до 30 х 27 = 810 рубкВт/м3. При цене золота 10426, 96 руб/г и " куларском"содержании 5 г/м3 получим долю стоимости оттайки мерзлого м3 песков от: ( 75 /(10426,96 х 5)) х 100 = 0,14 % до:

(810/(10426,96 х 5)) х 100 = 1,55 %.

Конечно, себестоимость по разным причинам у каждого своя. Введя на это поправки 0,5- 0.7, получим - доля "растепление куларского кубометра" будет таки составлять "первые единицы процентов"...даже реально представив работу ДЭС- 30 кВт в течении одного часа. Не было палаток на Куларе, но были доски, рубероид, шланги вентиляционные- делай ангар. В ангаре складируй мерзлые пески, организуй их пароотайку, используя забиваемые поинта из простых труб - разрыхленный грунт оттает быстро, греть не сутками- часами. Оттайка будет те же 30 кВт энергии тепловой. Организовать быструю доставку песков на промывку, что бы не успели смерзнуться.

Я к чему про это- талые дражные пески под водой есть результат результат грамотной горной подготовки. Солнце летом не за бесплатно светило и грело. Пески предварительно были вскрыты, оттаяны и предохранены от промерзания. Промываются как в ОЗП, так и ранней весной за будь здоров. Готовить талые пески для открытой разработки кто не дает? Отвечаю- косность не дает, мозги мхом поросшие мешают взяться. Понятно, что не везде есть возможность предохранить оттаенное затоплением, но другие способы никто не отменял. Так и использовать их . Пена, исскуственный снег- давно все придумано. Плюс к 150 дням штатной промывки дополнительно дней 60- это же совсем не плохо. Не Мьянма с Австралией и прочими Африками, конечно, со своим круглогодичным теплом, но воды у нас за то значительно богаче.

Самое простое в жизни объяснить почему нельзя "слепо копировать" и разговоры разговаривать про некую особенность условий. Слепо копировать - глупость конечно. Сложнее и, главное, важнее, ценнее, дороже сделать лучше. Для этого- чужой опыт, не копирование, только в помощь. Куларцам тех лет - хвала. Подвиг делали. Учили потомков, дай Бог.

ПО, 27.11.25 16:32:08 — Черемнов.

Но есть один нюанс - сегодня при цене золота 10 000 рублей за грамм его содержанием в Куларских песках в лучшем случае 1 г/м3. А в те времена, про которые пишет Автор, содержания были, а вот цена золота была несколько иная. И киловаттчаса тоже. А централизованной электроэнергии за полярным кругом ни по 4 рубля за киловатт*час ни по 30 ни тогда, ни сейчас не было, и нет. И промсезон, в лучшем случае 110 дней. И, да, если в знаменателе выручка, то частное никак не доля в себестоимости. А вот на счет "сделать лучше" - вот это верно.

Инженер, 08.12.25 17:32:38

ОЗП понятие зависящее от продолжительности и суровости зимы. В Якутии - это дорогое удовольствие, в Приморье или в Забайкалье намного проще. Стоимость энергии тоже дело.

Автор, 18.12.25 11:55:28

К вопросу о нагреве песков. Наверное, не все представляют, что такое минус 50. А именно такая температура устойчиво держалась на Куларе в декабре. Кружка воды, вылитая на морозе вверх, на землю эта вода падает в виде льда. Воздух при выдохе шелестит замерзаемым паром. Лёд становится крепким как гранит, в него даже стойка тяжёлого бульдозера входит с трудом. Сталь становится хрупкой как стекло. Поэтому никакой нагрев россыпных песков не имеет смысла, их спокойно можно промыть и летом.

Магадан, 18.12.25 23:19:46 — Автор, 18.12.25

ОЗП на Куларе и вообще на северах дело сомнительное. Там зимой надо вскрышу делать: бурить, взрывать, возить - работы полно. А иногда еще и пески надо вывезти на сухое место, чтобы их не затопило. Солнышко пригрело - пески оттаяли - их промыли. Зачем зимой их мыть, когда других дел полно? Кушать сильно хочется что-ли?

В советское время понятно - давай план хоть удавись, деньги не в счет. А сейчас считать надо и учитывать условия.

Кент, 19.12.25 03:41:25 — Магадан, 18.12.25 23:19:46

Согласен.

Еще не доводилось видеть (и слышать о таком) ситуацию, когда песков, готовых к промывке, так много, что за сезон уходящего года не успели промыть и на следующий сезон их будет больше чем смогут промыть - это, как мне видится, хороший повод подумать всерьез об ОЗП. Предположу, что в крупной компании, у которой денег так много лишних, что могут себе позволить поразвлекаться во всякое, ОЗП также будет "уместным".

Черемнов, 19.12.25 04:39:28 — Кент

Уважаемый, а вы не подскажите откуда в крупной компании много денег берется? Лишних там нет, знаю точно. У крупных расходы большие. Предположу, что в серьезных компаниях серьезно подходят к горной подготовке- на перспективу готовят и предохраняют от промерзания необходимое количество талых песков, которые можно промывать с разумным подходом поздней осенью и ранней весной, чем значительно промывочный сезон продлить, стало быть, производительность сезонную увеличить, технику не подвергать критической нагрузке, когда мерзлоту долбишь. Может отсюда, в том числе, у компании денежка свободная заводиться?

Статью про Кулар 70-х , по моему, стоит рассматривать, кроме интереса производственного исторического (он несомненно есть и несомненно интересен), а как материал для горно-инженерных раздумий. История полезна не только победами, но и анализом не совсем удачных дел.

С Наступающим Всех!!! Мира и Добра в Новом году.

ПО, 19.12.25 10:23:43 — Черемнов

Можно выращивать бананы и в условиях горной тундры, если целью задаться. Но чтобы денежка свободная завелась, целесообразнее, наверное, построить горнолыжный курорт.

Брат, 19.12.25 11:19:43

"...и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет и чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет".

Черемнов, 19.12.25 16:17:27 — ПО

В условиях горной тундры, наверное, можно горнолыжку организовать... но не стоит- зябко. Денежка на таком аферизме не заведется. Месяц осенью и месяц весной в лучшем метеорологическом случае. В условиях горной тундры добывают золото. Для этого Родина раньше инженеров горных учила. Сейчас таких мало осталось.

Автор, 21.12.25 22:11:43 — Черемнову

Вы правы. В советские времена учили грамотно. Давали хорошие теоретические знания, ежегодно отправляли на практику на лучшие предприятия, где на рабочих должностях студенты осваивали практику геологии и горного дела. В результате из ВУЗов выходили готовые инженеры, которые в дальнейшем определяли судьбу отрасли. Сейчас выпускают менеджеров, которые к тому же предпочитают торговать сникерсами, чем ехать в дальние края. И далеко не все понимают, что с получением производственного опыта цена такого специалиста возрастает в разы и выливается в сотни тысяч рублей месячной зарплаты - дефицит кадров всё острее.

Павел, 21.12.25 22:15:52

Скоро дебаты прекратятся. Чиновники из пятой колонны взяли чёткий курс на ликвидацию россыпной золотодобычи. Росприроднадзор провёл масштабные проверки и сделал неутешительные выводы о том, что практически никто не соблюдает нормативные требования. Привожу отрывок из статьи:

В 2025 году Росприроднадзор провёл масштабные проверки по деятельности предприятий, занятых разведкой и добычей россыпного золота. В Российской Федерации по данным Федеральной государственной автоматизированной системы лицензирования недропользования (ФГИС «АСЛН») действуют 7237 лицензий на пользование участками недр россыпного золота (957 недропользователей), из которых более 65% (4766 лицензий) - поисковые. Преобладающее большинство этих лицензий, более 87% (4171), предоставлены пользователям недр в упрощенном порядке по «заявительному» принципу. При этом в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлены на учет только 25% (1860 участков недр). Более 5 тысяч участков недр остаются вне правового поля экологического законодательства. Однако нигде не отражено, что основное число нарушителей составляют недропользователи, получившие лицензии по заявительному принципу в массовом порядке. Большинство из них никогда не занимались золотодобычей и не знакомы со всей огромной массой законов и нормативных документов и, естественно, неумышленно (а нередко и умышленно) нарушают установленные требования. При этом действующие на протяжении многих лет золотодобывающие предприятия в подавляющем большинстве соблюдают установленные правила.

" За период 01.09.2023 - н. в. 2025 гг. Росприроднадзором рассмотрено 1377 технических проектов на разработку месторождений россыпного золота, предусматривающих использование отходов недропользования. Только 2 проекта были согласованы. Практически все проекты получили отрицательные заключения Росприроднадзора ввиду их несоответствия обязательным требованиям законодательства о недрах и установленного Порядка использования отходов недропользования. 59 недропользователей добывают россыпное золото в отсутствии государственной экспертизы запасов и постановки на государственный баланс.

Такие массовые нарушения говорят не о недобросовестности законопослушных недропользователей, а о несовершенстве действующих в современной России законов и нормативных актов".

Брат, 21.12.25 22:32:03 — Павел

Так законопослушные недропользователи, столь истово исполняющие несовершенные законы и нормативные акты, по-любому будут признаны недобросовестными. При таких-то массовых нарушениях...

Магадан, 22.12.25 02:21:20 — Павел, 21.12.25

Наши чиновники и законотворцы написали всяких несогласованных законов и нормативов, которые выполнить невозможно, а теперь кошмарят золотодобытчиков. Так и было задумано, иначе как их ошкуривать? Только они не из 5 колонны, а из 1-ой, идут впереди со знаменами и почестями. Это вы 5 колонна, недовольны и воду мутите. Пишите лучше что-нибудь о советских трудовых подвигах, вроде зимней промывки.

Кент, 22.12.25 03:40:27 — Черемнов, 19.12.25 04:39:28

Известно откуда деньги, из ПСБ :)

Про серьезную компанию я и не говорил, более того, сам мечтаю в такой наконец-то очутиться. В ОЗП собрались не из тех соображений, что Вы привели, а просто захотелось - нравится каждый день в сводке видеть металл.

Павел, 30.12.25 11:34:20 — Магадан

ОПР на 2026 год запретили, но магаданцы что-то молчат, а ведь именно они больше всех пострадают. Некоторые наиболее продвинутые смогут сфабриковать нужную документацию и обмануть чиновников, но большинство пострадают. А ведь СВЗ добывал 38% золота из неучтенки. Где Магаданская облдума, где тов. ШИРОПОВ?

Брат, 30.12.25 12:16:26 — Павел

"Что же делать, ё моё? Значит, будем без неё...".

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «ОЗП при −40 °C: как Кулар в1975 спас план и что можно взять на вооружение сегодня»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "одиннадцать прибавить 5":