Послание золотодобытчикам: «Не выбрасывайте хвосты шлиходоводки в отвал!»
С уважением Валерий Бородинов, директор компании-разработчика «Flexicone Россия»

На многих удаленных участках в ЗПК используют простейшее оборудование
На сегодняшний день можно сказать с полной уверенностью, что россыпное золото большинства артелями добываются по технологиям 100-летней давности. При этом в большинстве случаев идет перемывка старых участков золотодобычи, причем в некоторых случаях не по первому разу.
Низкое содержание золота компенсируются 1000-кубовыми промывками в сутки, с огромными затратами на топливо, зарплату и амортизацию техники и т.д. При этом золото, как правило, уже добывается мелкое, и шлюзовое обогащение гарантирует потери в хвосты от 20% и выше уже на этом этапе.
Понятно, что на этой стадии снизить потери гравитационного обогащения потребует существенных вложений на приобретение центробежных концентраторов, отсадочных машин, винтовых концентраторов и т.д. При этом опять же на выходе будет концентрат с содержанием золота от 100–200 г/т, который надо отправлять на обогатительную фабрику за полцены от содержания (в лучшем случае).
Но когда я приезжаю на добычной участок предприятия и вижу, что после шлюзовой суточной съемки, после шлиходоводки и съемки золотой головки (особенно меня, мягко говоря, удивило использование спиральной вращающейся тарелки, разработанной для старателей-любителей) хвосты выбрасываются в отвал — вот это совсем непонятно.
Мы провели анализы этих хвостов, и содержание в них оказалось, даже после вибростолов, то же — от 100 грамм на тонну и более. Отмечались содержания и 500, и даже 1200 г/т (!). Причем владельцы участка даже и не догадывались, ЧТО они выбрасывают в отвалы.
Вот это я и хотел бы обсудить в этой статье.
Как только речь заходит о химической доводке концентратов, то россыпники боятся даже слышать о ней. Однако это всё стереотипы, наука не стоит на месте. Теперь у золотодобывающих предприятий появилась возможность перерабатывать хвосты на месте добычи.
На сегодняшний день на мировом рынке есть несколько производителей установок интенсивного выщелачивания. Но у них у всех имеются существенные недостатки, ограничивающие их применение на небольших предприятиях. Главный недостаток — использование цианида. Его применение по российским правилам требует строгого выполнения особых инструкций.
Нами разработана уникальная портативная установка электрохимического выщелачивания золота и других благородных металлов — FLR (Flexicone Leaching Reactor), — в которой не используется цианид.
При этом скорость выщелачивания на установке FLR по йод-иодидной схеме составляет 1–2 часа в отличие от цианидных установок (8–24 часа).
В настоящее время производятся установки с производительностью загрузки:
- 14 литров/10кг по твердому — установка FLR14
- 100 литров/80 кг по твердому — установка FLR100.
Установки электрохимического выщелачивания FLR имеют небольшие размеры (рис.) и могут быть размещены в любом помещении, где ведется переработка золотосодержащих концентратов.
Стоимость установок FLR на порядок меньше, стоимости установок для цианирования золотосодержащих концентратов и промпродуктов. На порядок меньше стоимость их эксплуатации.

Установки бесцианидного выщелачивания золота FLR100 и FLR14
В наших установках (табл.) достигнуты самые высокие показатели извлечения золота из руд двойной упорности, мышьяковистых, теллуридных за счет электрохимических процессов. Такие потери при извлечении, как недорастворенные крупные частицы золота, сростки и вкрапленное золото, а также потери при промывке кека сведены к минимуму за счет конструкции реактора и протекающих в нем физико-химических процессов.
Технические характеристики установок интенсивного выщелачивания
| Модель |
FLR-14 |
FLR-100 |
Конкуренты |
| Техническая производительность, кг/сут |
150 |
1000 |
1000 |
| Вес установки, кг |
10 |
100 |
от 2000 |
| Химическая формула |
Йод-иодид |
Йод-иодид |
Цианид |
| Размер золотин, рекомендуемый максимальный, микрон |
1000 |
1000 |
50 |
| Регенерация реагента |
Регенерируется |
Регенерируется |
Нет |
| Требование разрешений экологических организаций |
Не требуется |
Не требуется |
Требуется |
| Извлечение золота из сульфидов без обжига, % |
75 |
75 |
45 |
| Срок поставки |
В наличии на складе |
В наличии на складе |
3-6 мес. |
| Цена, руб. |
320 000 |
900 000 |
От 18 000 000 |
- FLR14 реакторы рекомендуются для лабораторий, проведения анализов и отработки технологий электрохимического обогащения и поставляются нами с 2019 года по всему миру.
- FLR100 реакторы с объемом разовой загрузки начали поставляться в 2024 году и уже работают в России, Казахстане, Узбекистане, Армении.
По заказу возможно изготовление реактора выщелачивания большего типоразмера.
Мы также проведем для вас исследования вашей пробы по электрохимическому извлечению золота на установках FLR при заказе реакторов FLR100 и выше. Для исследований пробу 10–20 кг необходимо выслать в г.Санкт-Петербург (детали можно уточнить в переписке).
---
Подробная техническая информация на сайте: https://www.flexicone.net/turboreaktory
Просмотр видео-канала Flexicone на Rutube: https://rutube.ru/channel/41712242/videos/
КОНТАКТЫ
«Flexicone Россия»
БЦ Механобр, 22-я Линия Васильевского острова, 3, корп. 1, Санкт-Петербург, 199106
Тел.: +7 965 075 59 23
WhatsApp: +79650755923
ИП Бородинов В.Н., ИНН 784215877600, рекламодатель ЕРИР #1591650 Токен: LjN8KSphE
Комментарии, отзывы, предложения
Бурят, 19.10.25 22:43:00
Слышал, что Вашу йод-иодидную технологию запустили на Лензолоте?
СУрала , 20.10.25 20:24:57 — Бурят
Интересно, что за технология? И разве йод не опасен? В йод-иодиде без йода никак, вроде бы.
МБрат, 20.10.25 20:38:35 — Суралу
Опасно все, особенно водка!
СНС, 23.10.25 11:14:36 — Автору
Рассказали бы, что нового у вас за прошедший год? Выщелачивание йодом тема интересная, но новое трудно продвигать даже крупным фирмам. Жаль будет, если ваша разработка не найдет применения.
Автор , 10.11.25 12:56:41 — СНС
Согласен с Вами . Интерес со стороны золотодобытчиков огромный . Но много как всегда объективных и субъективных причин тормозящих широкому внедрение инновационных технологий. Основная -это нежелание рисков связанных со всем новым.
Считаю для нас этот год очень успешным
В этом году :
в сентябре успешно запустили мини-фабрику (4 линии) Йод-иодидного выщелачивания на объекте Лензолоте .
Также одну линию поставили в Читу (ЗАО Витимгеопром)
Также одну установку поставили в Армению ( Араратская ЗИФ)
2 Линни поставили летом в Венесуэлу.
Несколько поставок установок FLR.
Список можно конечно пополнить договорами на следующий год.
Кроме того, мы не стоим на месте, технология совершенствуется.
Сейчас разрабатываем установку непрерывного действия.
Также очень интересна разработанная нами технология на йод-иодидном методе экспресс анализа содержания драгоценных металлов а породе от 0.1 г тонну . ( том числе в полевых условиях).
Считаю, что сегодняшняя ситуация с рынком и ценами на золота также способствует внедрению новых технологий
Практик, 12.11.25 17:45:39 — Автор , 10.11.25
Отличный у вас результат, хоть бы какой-нибудь отзыв показали или у всех коммерческая тайна? В Лензолото - точно ничего не узнаешь. А вот у Витимгеопрома наверное не так противно, про них можно бы рассказать.
Автор, 16.11.25 13:38:02 — Практик
Да, это так. Когда все хорошо идет, то делиться успехами золотодобытчик не спешит. Закон рынка.
Бурят , 22.11.25 13:42:36 — Автору
Можно ли использовать другие реагенты на Вашем оборудовании ?
Автор, 07.12.25 14:04:30 — Буряту
Можно использовать хлор-хлоридное, бром-бромидное выщелачивание золота .
Требуется более тщательный контроль кислотности пульпы . Емкость растворов по золоту у них ниже , чем у йод-иодидных растворов.
Из-за летучести хлора и брома следует также требуется более тщательная герметизация оборудования
Мы проводили также испытания на JinChan реагенте на установке , извлечение золота было выше и быстрее чем рекомендуемым производителем чановым методом . Кроме того наша система фильтрации и электролиза , позволяет регенерировать , большую часть Jin Chan реагента для рециклинга.
Золотой Витим , 02.01.26 00:09:59 — Автору
Несколько вопросов
Каково минимальное содержание золота в шлихах для рентабельной переработки ?
Поставляете ли установки с большей производительностью?
Каковы сроки поставки?
Что с расходникамиб
OPEX ? расходники поставляете?
автор, 06.01.26 22:20:57
Рентабельность переработки руды/хвостов и выбор вещелачиваля зависит не только от содержания, но и от упорности руды , от производительности линии , удаленности объекта и др. Как провело себестоимость переработки йод-иодидным методом на сегодняшний день от 30000руб и выше на тонну концентрата. Считаем что можно рассматривать 30г/тонну -уже рентабельно Лучше всего конечно провести полноценный тест у нас на извлечение йод-иодидное , бром-бромидное , хлор-хлоридное и также Рутенитом.
Установки с производительностью поставляем до 10т/сутки -сроки поставки от 2 месяцев ( производство Россия)
все расходники поставляем (основные - йодистый калий , Leach Beta , Смола ионообменная и другие- регуляторы кислотности , золотоосадитель, тест реагент , реагенты сорбции и дисорбции со смолы)
Магадан, 06.01.26 23:46:56 — Автору
Установка на 10 т/сутки вряд-ли вам нужна. Там есть иргиредметовский Август и канадская Акация. Вас туда не пустят. Ваша установка интересна для обычных предприятий (не гигантов). Несомненное преимущество йодного выщелачивания в менее жестких требованиях к йоду от экологов и прихлебателей. Объем нужен хотя бы на 1 т, чтобы за цикл получать 50 г золота. При нынешней цене - это 500 000 руб. Для небольшого предприятия, вроде хорошо, хотя надо цену расходников вычесть.
Прохожий, 07.01.26 17:47:52 — Всем
Есть информация, что извлечение при йодном растворении ниже чем при цианировании на 20 %. А еще, йод не так прост, как кажется.... При накоплении может провоцировать онкологию. А куда будет сливаться йодный раствор и где накапливаться ?
Трудоголик-алкоголик, 07.01.26 18:16:37
Преимущество йода по сравнению с цианидом в летальности. Йод-йодидная схема использует реагенты второго и третьего класса опасности. Да, йодом тоже можно отравиться, но если утечку HCN без датчиков можно спокойно пропустить и сдохнуть, то с йодом такого не получится если только вы не кретин, или решили "изящно" так самоубиться.
При этом безобидность йод-йодидной технологии это заблуждение. С этой технологией можно успешно заработать йодизм.
Справедливости ради любая технология требует соблюдения техники безопасности. Езда на красный сигнал светофора опасна для здоровья даже если вы за рулем броневика.
С точки зрения промышленной безопасности и экологии йод-йодидная схема объективно менее опасна, но дороже, сложнее по обороту реагентов и их регенерации и пока существенно менее отработана.
Нет, я конечно рад что где-то что-то работает, но пока это всё на уровне разговоров что что-то куда-то поставили и вроде запустили. В это пока слабо верится.
Поэтому предлагаю поднять бокалы за технологии которые обещают безопасность и за тех кто проверяет их на практике.
Трудоголик-алкоголик, 07.01.26 18:22:50
Да, кстати, ввиду отсутствия МТЗ в россыпях в хвостах шлиходоводки остается крупное золото которое гидрометаллурги не очень то и стремятся выщелачивать.
СНС, 07.01.26 23:53:54 — Трудоголик-алкоголик, 07.01.26
Вы, кажется, идеалист. Мечтать не вредно, в том числе о безопасных технологиях в добыче золота. Можно говорить только о степени опасности. Цианид и ртуть - считаются самыми опасными. Между прочим они не запрещены, а только требуют больших затрат на соблюдение всех правил, а еще больше на согласования. Именно потому они не могут применяться на предприятиях с добычей золота грубо говоря меньше тонны в год.
Иод - по охраностоимости ниже, потому может применяться на предприятиях с добычей, может быть, до 100 кг или даже меньше.
Пусть бы разработчик посчитал и дал расклад экономики. Я цифры привел совсем условные, мне бы интересно посчитать реальную оценку стоимости охранных мероприятий и техники безопасности.
Трудоголик-алкоголик, 08.01.26 05:27:46 — СНС, 07.01.26 23:53:54
Кстати, о согласованиях.
У разработчика, насколько я понимаю, кроме самой установки по сути ничего нет. А купить и включить оборудование – это не значит эксплуатировать его в промышленном или полупромышленном масштабе.
Ключевой вопрос не в том, работает ли схема в принципе (схема рабочая и более того известная и описанная в литературе), а в том, проходил ли кто-нибудь согласование технического проекта с применением йод-йодидной схемы (да, это не первый класс опасности, как у цианида, но всё же второй и третий). Если нет, то это пока не промышленная история.
Именно этим, вероятно, и объясняется отсутствие упоминаний о реальной эксплуатации. Пока что это выглядит так, будто установку крутят втихаря, без выполнения требований экологов и технадзора, до первого визита проверяющих.
Есть ещё момент.
Хорошо, допустим, вы купили установку и, возможно, даже согласовали с ней технический проект. А гидрометаллург в комплекте с установкой прилагается? На россыпях ведь такой минеральный винегрет в шлихах, что только успевай корректировать параметры. Или достаточно прочитать брошюру с общими фразами о химических процессах, приложенную к оборудованию?
При этом, повторюсь, я рад, что это хоть как-то внедряется. Глядишь, и на россыпях появятся нормальные схемы с реальным, а не мнимым извлечением 90 % и более – когда один раз пески отработал и нет смысла повторно перемывать эфеля.
Предлагаю тост. За наличие с оборудованием техпроекта, согласования экологов и технадзора, чтобы всё работало по уму и по закону!
СНС, 08.01.26 06:16:49
Пожелаю разработчику в 2026 году найти объект, на котором извлечение золота из концентрата нерешенная проблема, успешно испытать установку и довести ее до согласованного техпроекта. Получить какой-нибудь сертификат безопасности и размахивать им как знаменем.
Автор, 11.01.26 19:03:35
К безопасности йода , можно добавить еще такие преимущества:
Полная рециркуляция раствора , никто не будет сливать дорогостоящий йод
Контролировать процесс горазто легче , даже без измерительной аппаратуры, просто по цвету раствора
Извлечение золота выше по сравнению с другими методами,просто природа йода такова , что он залезет в любую микротрещинку, и гидрофобность к примеру сульфидов ему не почем , что не скажешь о цианидах.
Регенерировать йод проще.
Ну и вишенка на торте, это способность йода работать в купе с ионообменными смолами . Сорбционная емкость смолы по йоду 1 кг йода на 1 кг смолы., а по золоту аурату 10г золота на 1 кг смолы При этом 95% йода и золота легко десорбируется щелочью , без всяких нагревов.
Спасибо всем за поддержку и с Наступающим новым Годом
Автор , 20.03.25 03:02:42 — Золото Чукотки
Очень капризная эта тиомочевина , с одним материалом идет с другим не идет .
Одна из главных проблем с тиомочевиным выщелачиванием золота это выделение/осаждение золота из раствора .
В этом и есть преимущество йод-иодидной технологии- универсальность к любым типам руд и концентратов , компактность оборудования и несложная контролируемость процесса