Рейтинг@Mail.ru

Бурение скважин большого диаметра с помощью экскаватора

Костюк В., геолог: chihara.gold@mail.ru


Фото 1. На экскаватор марки Hitachi 330 вместо ковша установлен вращатель Delta-3500.

 

Вращатель для экскаватора был целенаправленно приобретён под нужды колонкового бурения. Остальное навесное оборудование (штанги, колонковые трубы, коронки, резцы) заказывалось в специализированной компании Хабаровска. Там же изготовили и подстрелочную площадку. Она крепится на стреле экскаватора и шарнирно держит гидровращатель. Насколько я осведомлён, такая площадка может поставляться с гидровращателем, но и стоить будет в 2‒3 раза дороже.

К «квадрату» гидровращателя крепится колонковая труба. Ее длина может варьировать от 3 до 5 м. В нашем случае 3,3 м, внутренний диаметр — 325 мм. К колонковой трубе крепится коронка (это еще 0,2 м). Итого, колонковая с коронкой имеют длину 3,5 м. На фото 1 скважина уже забурена и почти вся колонковая ушла в грунт.

 


Фото 2. После забурки на глубину колонковой к вращателю присоединяются (наращиваются) штанги длиной 1,0, 1,5, 2,0 м. Штангу (штанги) можно изготовить самостоятельно или купить. К штанге будет присоединена колонковая (на фото сейчас лежит на земле).

 


Фото 3. Продолжаем бурение до глубины 3,5+1,0 (1,5 или 2,0) м. Наращивая штанги, мы бурили до глубины 6‒7, а также 8‒9 м. Мы продолжали бурение до плотика. В нашем случае отметка плотика редко достигала 9 м.

 


Фото 4. Деление рейсов «саблей». «Сабля» — это металлическая полоса толщиной
5‒6 мм, шириной 50‒60 мм и длиной 500‒600 мм. Один конец заострён, а другой имеет ручку — приваренный поперёк сабли пруток арматуры (получается Т-образная конструкция).

 

После подъёма колонкового снаряда отсоединяется буровая коронка. Она крепится на 4 болта М-12. Болты прикрепляют плашки, выполняющие роль крепежа коронки к трубе. От лёгкого удара кувалдочки коронка падает. В ней 0,2 м керна.

Постукивая по колонковой трубе вызываем «сползание колбасы» керна вниз. Как только сползло 0,2 м, вставляем «саблю» (или «пику») в «окошки» колонковой трубы. Именно в эти «окошки» и вставляются скрепительные плашки. «Сабля» удерживает дальнейший самопроизвольный выход керна.

Во избежание засорения пробы машинист экскаватора отводит колонковую трубу на чистое место поодаль и опускает её почти до поверхности земли. Тут надо напрячься и резко вытащить «саблю». Стрелой экскаватора поднимаем колонковую до выхода новой порции керна, но не более 0,4‒0,45 м и снова вбиваем «саблю».

Можно вытащить и весь керн из колонковой трубы, но только тогда, когда не присоединены удлинительные штанги. Именно лишняя длина и мешает вытащить керн за один раз.

Чтобы вытащить из колонковой весь керн, надо извлечь шарик запирающего клапана. Клапан — это отрезок дюймовки длиной 7‒8 см сверху колонки. В неё вкладывается шарик от подшипника, который запирает отверстие в колонковой. Сверху глухой колпачок, который одевается на клапанную трубку и скрепляется с ней элементарной шпилькой. При забурке воздух, выталкиваемый керном, приподнимает шарик и выходит из колонковой. При окончании бурения до длины колонковой в ней уже нет воздуха, и керн заперт вакуумом. Хотя не всегда происходит запирание керна. С керном может поступать и болотная жижа. Она засоряет посадочное отверстие шарика, и надо быть острожным, чтобы вообще его не потерять. Трубку и шарик надо промывать относительно чистой водичкой, чтобы хорошо удерживал керн в колонковой.

 

Как показал наш опыт, бурение разведочных скважин с помощью экскаватора, снабженного вращателем, позволяет быстро и экономично получать представительные пробы. На талых грунтах 3‒4 категории за рабочий день 12 часов мы проходили 3‒5 скважин глубиной по 5‒7 м. За сутки получалось до 40 пог. м.

Большеобъёмное опробование дало надежный результат для сравнительного анализа и будет включено в проект разведочных работ 2022 года.  

 


-0+5
Уникальные посетители статьи: 2743, комментариев: 36       

Комментарии, отзывы, предложения

Генералов В.И., 26.05.22 09:21:10 — Костюку В. геологу

Хорошая статья, наглядные фото, реальное описание технологии бурения; приятно общаться с профессионалом! Но для каждой деловой и практической разработки должна присутствовать конструктивная доля критики, иначе нет дальнейшего её развития.

1. Бурение экскаватором скважин глубиной до 10 м с керном 325 мм, это несомненно технологический успех при выполнении ГРР на неглубокозалегающих россыпях.

2. Керн будет всегда подниматься ненарушенный (100%), пока нет воды. Как только появился водоприток, то водонасыщенный грунт сразу же потечет из колонковой трубы. Даже воздушый клапан не поможет из-за большого веса поднимаемого керна. Здесь может быть применена "маленькая хитрость". Керн будет находиться в колонковой трубе, пока в скважине будет столб воды (если не будет быстрого подъема снаряда - "помпаж", то есть искусственное создание отсутствия воздуха и воды на забое скважины). Как только колонковая труба будет поднята "на воздух", так текучепластичный грунт сразу же потечет из трубы. Есть выход - держите уровень воды на нулевой отметке скважины (а ещё лучше на устье кондуктора, приподнятого на 0,5 м от поверхности. Должен быть непрерывный долив в скважину в процессе подъема снаряда. Бурение должно быть короткими интервалами в 0,5 м. Как только подняли керн в кондуктор, сразу вставьте "вьюшку" под коронку (узкая широкая прорезь в кондукторе под лист железа). Конечно, я такой "вьюшки" сам не делал, но лопату мы быстро подсовывали при ручном бурении со льда дражных прудков. Подобным образом мы поднимали текучий ил; при этом стенки скважины стояли всю ночь под водой без признаков их обрушения.

3. Ну, не вижу я оборудованного рабочего места геолога рядом с буровой! Весь смысл работы не в подъеме керна (т.е оплаты за пог. м.), а в его быстром и качественном изучении непосредственно в процессе бурения скважины. (описание, фото, промывка до черного шлиха с контролем в виде медных проволочек, визуальное изучение "на глаз" золотин). Иначе теряется здравый смысл вашего усовершенствования!

Студент , 26.05.22 12:21:06 — Автору

Хорошая практическая статья, побольше бы таких. Спасибо. Только я не нашел в интернете вращатель Дельта 3500. Есть Гидробуры Дельта RD-2 до RD-25. Уточните, пожалуйста, марку вращателя.

Сhihara, 27.05.22 01:35:58 — Студент , 26.05.22 12:21:06

Delta-RD35

Магадан, 27.05.22 01:51:47 — Автору

Грунты у вас устойчивые, без обсадки можно бурить. И не разу стенки не обвалились? Сколько всего пробурили? Снаряд теряли?

Костюк В, 27.05.22 01:53:03 — Генералов В.И., 26.05.22 09:21:10

Да, с водичкой конечно возникнуть могут проблемы но на то и существует обсадная труба. Нам повезло, даже кондуктор ни разу не ставили. Что касаемо места геолога то тут всё дело в мобильности. Из мебели только пенёк (как у Ленина в Разливе). Непонятно только назначение медной провлоки. На ударно-кнатном всегда применяли. Да и в отборе проб в шахте я постоянно делал контроль работы промывльщиц на прииске "Штурмовой". Здесь же зачастую скважина отбуривалсь за 1-2 рейс. Контроль только за работой промывальщика. Но он и так всегда перед глазами. Причём весь сезон промывальщики отличались ислючительной ответственностью. Это достигнуто душевным отношением к делу. ЕСли геолог сам "горит" то весь коллектив как единое целое. НИ разу я не видел равнодушных, лишь сильно уставших.Доводку на лотке всегда делает геолог. Материл обязательно изучается лупой или бинокуляром на базе. А контроль промытого лотком и так , как закон делается после отмывки всей скважины(валовый).

Костюк В, 27.05.22 02:04:55 — всем

В чём несомненный плюс по сравнению с УБСР-25м? ЛОматься здесь нечему! Если по какой-то причине (кратковременно) нет помбура так промываальщик может его заменить и наоборот. В самом крайнем случае остаются машинист экскаватора и геолог. Но в крайнем. По своему опыту скажу что это очень тяжко и как следствие-малопроизводительно.

Магадан, 27.05.22 02:13:16

А сколько человек нужно для хорошей работы?

Ринат, 27.05.22 07:04:29 — Автору и комментаторам

Крайне полезная статья и не менее отличные комментарии. Практический опыт в деньгах не оценить.

Костюк В.Л., 29.05.22 03:46:06 — Магадан, 27.05.22 02:13:16

Грунты не то чтобы устойчивые, главное время года. Самое рациональное середина января-последняя неделя мая. Далее наступает распутица и грунты соответственно растепляются. Глубина проморозки 0.8 метра. Снаряд ни разу не теряли, равно как и коронку. Для нормальной работы нужен машинист экскаватора, помбур и промывальщик. Если бурёжка идёт как по маслу то не помешает второй промывальщик. Очень быстро всё делается. Спотыкаемся только при бурении заглиненного разреза. Очень устаёт промывальщик. Ну и геолог соответственно на доводке. Самое главное смотреть за состоянием коронки, чтобы не расплетались троса. Желательно иметь набор. Только расплелись чуть-чуть то тут-же менять. Тем более, что ремонт коронок можно делать в полевых условиях. Обязательно надо, чтобы народ владел электросваркой или газосваркой. В Якутии все экипажи буровых мло-мальски владели сваркой. Даже ваш покорный слуга. Слава "зайцам"! Или же на две буровые отдельно приставленный сварщик.

Повторюсь, если вас заинтересовал материал то я могу сбросить на вашу почту видео. Дм контакты мастерни в Хабаровске, где можно заказать колонковую, штанги , коронки и прочее. Пусть хоть для начала, а там , при наличии своей производственной базы и сами начнёте изготавливать. И конечно приобретите бетономешалку на 220 вольт. Через автомобильный инвертер можно подключить к аккумулятору экскаватора и мыть. Пожалейте труд промывальщика. Мой емэйл : chihara.gold@mail.ru

Генералов В.И., 29.05.22 05:46:20 — Косюку В.Л., геологу

Промывальщик, это тот, кто промывает пробу до золота. У вас же - рабочий на ГРР 3 разряда, а промывальщик - геолог. Рабочий 3 разряда работает на бетономешалке для отмучивания и дезинтеграции пробы, и ещё для частичного отброса гальки и гравия. Затем по технологической схеме материал должен поступить на промывку "минивашгерд или другие электрические варианты). Здесь уже должен работать второй рабочий на ГРР 3 разряда. И после, с ковриков геолог промывает остатки пробы на лотке до черного шлиха. На каждой операции надо обязательно обмерять (взвешивать) фракции пробы, т.е. необходимы электронные весы и мерная посуда (ведро с рейкой). Если обмер происходит "на глаз", исходя только из теоретического диаметра коронки (а грунт имеет свойство сплющиваться и растягиваться), то конечный результат - "г/куб.м", будет весьма приблизительным и не точным. Весь смысл вашей практической работы будет только в фиксации "на глаз" наличия или отсутствия золотин в пробе. А ваше "взешивание на базе" отдутого золота превращается в "морковку" для экспертов ГКЗ. И все это обогатительное оборудование (плюс ещё мотопомпа для подачи чистой воды и ещё плюс горячая вода из бойлера) должно находится на месте бурения скважины. То есть, должен быть передвижной геологический балок-промывалка при буровом экскаваторе. Это надо осознать и денег не жалеть. Иначе будет "как всегда", то есть основной смысл работы в добыче денег с погонного метра бурения, а не в качестве измеренных и подсчитанных запасов.

Генералов В.И., 29.05.22 05:51:59 — Костюку В.Л., геологу

Простите меня - Костюку В.Л., геологу!

Николай, 30.05.22 10:01:14 — Генералову

Главное в том, чтобы золото потом было на колоде. А оно будет. Тонкости, о которых вы рассказываете хороши где-нибудь в НИИ. Но их, НИИ, уже нет, значит ваши тонкости не нужны никому. Чуть больше, чуть меньше вы почитаете, кому это надо? Лучше посчитать чуть меньше, быстрее и дешевле.

Костюк В.Л., 31.05.22 14:14:59 — Генералов В.И., 29.05.22 05:46:20

Несомненно вы правы в части технологии обработки проб. Но! Это не государственная организация, а частный капитал. Есть конечно промывалки в контейнерах и они стоят хороших денег. Больше скажу. В Якутии, в одной очень большой артели, почти каждая буровая имеет балочек на санях и в нём прибор по сепарации. Причём аппарат достаточно производительный. Сколько народа им пользуется? Правильно.....

Простите, но я не вижу особой ошибки на сжатие и растяжение материала проб. Согласитесь, что объём проб более чем представительный и выполняет свою роль для подсчёта ресурсов и запасов на 100%.

Нет в коммерческих организациях такого толка разрядов и тарифов. Есть понимание, что золото есть. Так себе или нормальное. Все золотодобытчики с оптом очень быстро и без калькулятора считают сколько металла они возьмут с такой-то площади при имеющихся результатах.

Результаты ударно-канатного бурения так вообще полный ахтунг но даже и там как-то выкручиваются. Лично я полностью сравнивал результаты ударно-канатного бурения и затем бороздового опробования строго в этом же контуре в подземных условиях. Почти всё совпало. И бурение и подземка были проведены исключительно. Причём разными организациями.

Есть один момент! Медленно-вращательное бурение вряд-ли будет иметь успех в условиях вечной мерзлоты. Елозит коронка долго. И конечно плюс-не надо делать операции монтаж-демонтаж буровой. Процентов на 10-20 Экскаватор с гидровращателем бурит быстрее , чем УБСР-25М.

Впереди очень большой проект. И там , вполне возможно будет ещё более хитрая постановка дела. Даст бог, я всё досконально зафиксирую. Но это совсем другая история.

Генералов В.И., 31.05.22 20:58:18 — Костюк В.Л., геологу

Согласен с Вами! Но керн вы нарезаете "на глаз". Можете 0,4 м, а можете и 0,6 м. И г/м3 будут очень даже разные, ибо К пересчета - 1000! И бурение можете остановить " на глаз", не перебурив полностью трещиноватый плотик. А просадка металла может быть до 10 м! (читайте статью на параллельной ветке). А ещё 20-80% золотин имеет крупность менее 0,2 мм (в той же статье). Но ваша "коммерческая организация" может добывать только более 0,25 мм. Согласен, что такое "промышленное весовое" золото можно определить и в лупу "на глаз", и взвешивать нет необходимости. На эксплоразведке опытные пробщики вполне надежно отбивают "на глаз" кровлю и подошву пласта. А количественные расчеты по методикам ГКЗ и порядок процедуры разрешения добычи только тормозят время освоения месторождения. А всякие "аукционы" и "конкурсы", устраиваемые МПР РФ, это, по существу дела, узаконенный наглый отъем твоей оцененной площади акулами горного бизнеса. Поэтому и приходится "прятать" россыпь за подложными цифрами типа " менее 0,6 г/м3". И идейный лозунг "хапануть и смыться" сейчас хорошо приветствуется. Но как-то все это - "грустно жить, девочки".

Алексей, 03.06.22 12:56:32 — Костюку В.

Все эти варианты с колонковой и уже тем более экскаватором всё равно не дают качественного результата по отобру.

Бурить нужно с одноврменной обсадкой.

Есть такая буровая установка УБГ-С-30 БЕРКУТ, которая с помощью специального инструмента, позволяет получать образцы керна 300 мм, при этом с одновременной обсадкой скважины. В этом случае обеспечивается 100% остоверность отбора.

Плюс решены вопросы по извлечнию керна, ну и производительность лучше.

Реалист, 03.06.22 16:07:22 — Алексей, 03.06.22

Все у буровой установки лучше, только цена намного хуже.

Руслан, 05.06.22 02:09:08 — всем

Цена беркута выше это факт, но не стоит брать в расчет только вращатель, если как временно - произвести разведку одного объекта то да, а если на постоянной основе, то добавьте стоимость экскаватора того же хитачи 330 и получится наверное подороже беркута.

Ринат, 06.06.22 08:35:19 — Генералову В.И., Костюку В.Л.

"Согласен, что такое "промышленное весовое" золото можно определить и в лупу "на глаз", и взвешивать нет необходимости".

Вопрос к коллегам с опытом: как это сделать, по знакам??? Взвесить не могу, а знаки есть. Как это оценить?) Пока я говорю руководству, что в кубе будет 4000 значков).

ПО, 06.06.22 09:55:17 — Ринат

Не вполне понятен вопрос. Современные весы специального (I) класса точности ( в ценовом диапазоне от 80 тыс. рублей и до бесконечности), оснащенные ветрозащитным боксом с дискретностью 0,1 мг позволяют уверенно взвешивать навески массой от 1 мг, и при определенном навыке от 0,5 мг. Вероятно, проблема в том, что без лабораторных методов не удается выделить мономинеральную навеску весьма мелкого/тонкого золота из шлиха?

Золото бывает разное. К примеру на нашем месторождении средняя масса знака класса -0,25 мм+0,125 мм колеблется от 0,07 до 0,11 мг. Т.е. 4000 таких знаков это 0,4 г/м3 (без учета пробы золота).

А средняя масса знака минус 0,125 мм (открытый класс, подчеркну) это всего 0,02 мг. Т.е. 4000 таких знаков это 0,08 г/м3.

Вывод очевиден - если золото промышленное, его взвесить можно и нужно при любой крупности. А без весов - это от лукавого.

ПО, 06.06.22 09:59:54 — Ринат

В свое время проблему определения содержаний тонкого золота в пробах большого объема (шурфовочных), характеризующихся высоким содержанием минералов тяжелой фракции и, кроме того, скрапом победитовых коронок, меди и свинца от капсюлей решали пробирным анализом шлиха (выход с пробы фиксировался в граммах) с пересчетом содержаний на исходное.

Ринат, 06.06.22 10:02:02 — ПО

В принципе ответ получил, спасибо большое. Тут правда новый вопрос -размерность знака я так понимаю ситовкой определяем?

ПО, 06.06.22 10:16:07 — Ринат

Мы определяем среднюю массу знаков каждого класса крупности только потому, что это статистически устойчивый параметр и позволяет "в одних координатах" сравнивать разные объекты и разные участки одного объекта. Масса частного знака зависит от его размера и уплощенности. Одинаковая по размеру в плане золотина класса -2+1 мм может весить и 55 мг, если она изометричная, и 5,5 мг при уплощенности 1/10. Поэтому лично я бы не советовал через среднюю массу знака пытаться определять содержания. Понятно, что в одном объекте уплощенность тоже статистически устойчивый параметр. И все же....

Рационализатор, 06.06.22 11:06:40 — Автору

Преимущество большого диаметра бурения в том, что по пробам можно получить золото для представительного ситового анализа, определения содержания в песках тяжелых минералов и пр. Эти данные необходимо для выбора обогатительного оборудования при добыче золота.

В то же время сейчас часто разведку ведут скважинами 132 мм, что дешевле и быстрее.

Предлагаю для технологических исследований на нескольких линиях 132 мм, проходить скважины большого диаметра с помощью экскаватора. При этом нужные данные будут получены, а экскаватор будет занят на разведочных работах небольшое время.

ПО, 06.06.22 11:43:20 — Алексей

Любая технология имеет ограничения по применимости в зависимости от конкретных условия. Как показано в статье, бурение большим диаметром с навесным оборудованием экскаватора в талых породах и при относительно небольших весьма эффективно (на мой взгляд) решает поставленные задачи. Беркут может бурить по мерзлоте. Но и скорость там будет уже другая. А на валунистых грунтах он бесполезен. И на IX категории тоже. На уральских россыпях алмазов бурят скважины большого диаметра шнеком и ковшебуром. А якутские россыпники-алмазники вынуждены проходить для таких же целей шурфы сечением 3-4 м2, потому что в условиях мерзлоты любой шнек упрется в прямом и переносном смысле в первый же галечник.

Магадан, 07.06.22 02:34:47 — ПО

Хорошо объяснили. Из этого следует, что для эффективной разведки надо быть квалифицированным специалистом и выбирать подходящие методы и оборудование. Впрочем так в любом деле. Потому хорошим специалистам надо платить хорошую зарплату!

СНС, 17.06.22 08:24:47 — Ринат, ПО

Расчет содержания золота по количеству знаков в пробе вполне возможен и оправдан. Мы им пользовались этим методом на Куларе при эксплуатационной разведке россыпей скважинами диаметром 100 -110 мм. Подсчет простой, определяешь среднюю массу золотин, и потом количество золотин в пробе умножаешь на среднюю массу.

Определение средней массы золотин сначала примерное (по аналогии с соседними россыпями), потом для конкретного объекта уточняется по мере накопления золота из проб.

Насчет того, что это неточно, я согласен. Но все относительно. Определение содержания на основе взвешивания золота в пробе имеет еще большую погрешность. Например, если у вас коэффициент вариации массы золотин = 500% (что не редкость), то при 4 золотинах в пробе погрешность содержания будет 250%. Это настолько много, что никуда не годится.

Средняя массы золотин имеет гораздо меньшую погрешность, поэтому результат расчета содержания имеет меньшую погрешность.

Так что, если золотин в пробе мало, оставьте весы в покое, а посчитайте содержание по количеству золотин, меньше ошибетесь.

ПО, 17.06.22 09:10:32 — СНС

Ну, тут дискуссионно, но мысль ваша понятна - с одной стороны точное определение содержания в конкретной пробе измеренного объема (массы) через взвешивание всего извлеченного металла, которая по большому счету характеризует только данную пробу, с другой оценка среднего содержания в интервале, разрезе, участке.

Но хочу привести пример, как лично я ошибся, положившись на статистический параметр, а именно грансостав золота.

Проводили опытные работы по попутному золоту в алмазных россыпях. Золото на 90-98% минус 1 мм, алмазы обогащаются по классу +1 мм. Пять промышленных установок. Обогащение на алмазы тогда еще на отсадочных машинах - рассев и надрешетная отсадка по классам крупности. Воткнули на четырех приборах шлюзы мелкого наполнения на отвальный класс -1 мм. А на пятом сразу к началу промывки не успели (производство основное важнее). Отсадка надрешетная, все- равно замельчение какое-то, ну и золото +1 мм хоть чуть-чуть, а было. Шпицкастены отсадочных машин снизу открытые, чтобы поток и пульсацию поддерживать и замельчение разгружать. Ну и в течку под ними тоже коврики бросили. Неделю моем, съемки золота с каждого прибора 30-100 граммов, где победнее, где побогаче, на двух приборах до 200 граммов доходило иной раз. Ну и из под машинок золото в т.ч. +1 и +0,5 мм какие-то граммы, грансостав везде примерно одинаковый, статистика посуточная по приборам копится. А на пятом приборе коврики только под отсадочными машинками. И вот там при одинаковом объеме промывки этого золота +0,5 и +1,0 мм стабильно в 3-5 раз выше, чем на остальных. Наконец воткнули основной шлюз. Я руки потираю - считать-то умею. Грансостав, доля крупного, доля мелкого - вот, думаю, снимем золото, так снимем. Сняли, довели - 16 граммов. И весь сезон прибор ходил в аутсайдерах - 15-20 граммов в сутки максимум. Объяснялось все просто. Река и месторождение единые, но на пятом приборе пески русловые, труба - мелочь выдуло, что покрупнее чуть накопилось, в итоге грансостав очень существенно сместился в сторону классов +0,5 мм и +1,0 мм. А общее среднее содержание в целом было заметно ниже чем на других, совсем рядом расположенных участках.

СНС, 17.06.22 16:02:34 — ПО

Конечно, крупность золота и средний вес золотин меняются в россыпи, но посмотришь иногда на разрез по бурению: пласт рвется и скачет. Сразу понятно, что объем проб маленький и погрешность опробования зашкаливала куда-то.

А если бы почитали содержания по количеству золотин в пробах, пласт бы лучше смотрелся и погрешность подсчета была бы меньше.

Надо смотреть на условия и выбирать тот способ, который дает меньше погрешность. Если в пробе меньше 4-6 золотин, то лучше их не взвешивать, а посчитать через средний вес.

999, 17.06.22 20:08:11 — СНС

Пласт рвется и скачет, часто не от погрешности опробования, а по природе строения россыпи.

СНС, 18.06.22 06:15:18 — 999

Природу мы видим так, как позволяют нам технические возможности. В геологии когда-то было понятие "наблюдаемая изменчивость" (сейчас есть или нет?).

Наблюдаемая изменчивость зависит от объема проб и плотности сети. Объект по данным бурения большим диаметром не такой, как по данным, бурения малым диаметром. Хотя природа остается одной и той же.

Подсчет содержаний по количеству золотин в некоторой мера аналогичен увеличению объема проб. Именно потому мы его использовали при малообъемном опробовании скважинами НКР.

999, 18.06.22 07:53:01 — СНС

Такие технические возможности не позволяют Вам видеть природу, а Вы пытаетесь цифрами манипулировать. Разрез можно видеть в канаве и частично в шурфе, построение межскважинного/шурфового разреза, чаще всего, абстракция. Я уж писал о строении, да ни как до читателей не доходит и шурфы/канавы, чтобы посмотреть и пройтись с лотком, видимо, не доступны.

СНС, 18.06.22 08:56:43 — 999

На Куларе зимой холодно, чтобы с лотком ходить, потому на полигоне бурили скважины. Станок НКР (пневмоударный) бурил очень быстро, еле успевали пробы в мешки высыпать. Но пробы мизерные 4 литра с 0,5 м.

Традиционный подсчет давал "дырку от бублика", потому и искали, как лучше посчитать, чтобы реально получалось.

999, 18.06.22 09:29:06 — СНС

Так, я про понимание того, что делаешь... не возможно считать то, чего не понимаешь. Сейчас не зима, всегда есть возможность расширить знания.

Генералов В.И., 18.06.22 20:54:14 — СНС, 999

Согласен с СНС, что расчет среднего содержания по количеству зерен и их весу в пробе весьма разумен при оценочной стадии разведки (С2). Когда же идет стадия собственно разведки и добычи (С1, В, А), то уже имеются технические средства для валового опробования. Здесь уже можно "намывать" необходимый "достоверный" вес металла в пробах.

Согласен с 999, что "изменчивость" пласта песков в большей степени зависит от объективных геолого-геоморфологических факторов. А "изменчивость в содержании металла из навесок проб", есть фактор в основном субъективный. Но у нас вся методология подсчета запасов россыпных ПИ основана на таком субъективном подходе.

Магадан, 19.06.22 03:30:16 — Генералову

Что-то вы путаете. Вес золота и количество знаков - объективные показатели, а мнения геологов - субъективные.

Генералов В.И., 19.06.22 05:40:32 — Магадану

Пример работы гидробура: фильм о бурении скважин экскаватором:

https://www.youtube.com/watch?v=H98zpK536bk&t=27s

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Бурение скважин большого диаметра с помощью экскаватора»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "четырнадцать прибавить 4":