Труд геологов при поисках золота остается и сегодня нелегким, хотя многие уже не помнят, что такое многодневные маршруты по тайге и болотам без троп и дорог, как ловить и вьючить оленей или лошадей, как нелегко даются броды через речки. Не все знают, что такое маршруты в дождь, ночевка в непросохшем спальнике, комары и мошка.
Ко всему вышесказанному к тяготам поисковиков, которые работали 150 лет назад, можно добавить отсутствие карт, средств связи, возможности вызвать вертолет, если закончились продукты или забрать образцы, или если что-то случилось.

Все трудности поиска золота на огромной территории Амурской области и Хабаровского края достались горному инженеру Николаю Павловичу Аносову. После окончания Санкт-Петербургского Горного института 20-летним парнем и военным чиновником он попал в распоряжение Генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьёва. Муравьев был поглощен решением проблемы границы с Китаем. Молодого специалиста он использовал для изучения новой территории, которую планировал осваивать.
Уже в мае 1854 года Н.Аносов стал участником сплава по Амуру и написал «Краткий геогностический очерк прибрежий Амура». Это стало первой его научной работой и первой для этого района геологической публикацией.
Затем ему было поручено изучение золотоносности Нерчинского горного округа. Руководимая им поисковая партия открыла несколько золотых россыпей, в числе которых была и богатая Бальджийская.
Земли, на которых производились поиски, были государственными, поэтому открытые госслужащим Аносовым прииски также были собственностью государства. За открытие россыпей военный чиновник Аносов получил государственную награду и пенсию, несмотря на то, что ему было немного более двадцати лет.
В январе 1857 года Муравьёв отправил Аносова в новую экспедиции на Амур. Золотопоисковая партия, в которой, кроме самого горного инженера Аносова и штейгера Тетерина, были ещё десять рабочих, вышла из Шилкинского Завода 18 мая 1857 года. В течение зимы 1857-го и лета 1858 годов были исследованы верховья р. Уды, впадающей в неё р. Половинной или Маи, также часть верховья Зеи. Работы показали высокую перспективность западных склонов Удских гор, что подтветрдилось открытием россыпи по р. Кинлянджак, впадающей в р. Купури. Дальше партия прошла по горам и по верховьям рек, бегущих из Станового хребта и впадающих в Зею. Они прошли весь север Амурского края и вышли благополучно в верховье Амура к станице Албазино.
Еще несколько крупных поисковых экспедиций Н.Аносов выполнил по договору с золотопромышленниками. Они предложили талантливому геологу хорошее вознаграждение: за открытие россыпей ему причитались «попудные», то есть за каждый пуд добытого с открытых им площадей золота 400 рублей серебром (что составляло две трети годовой пенсии, назначенной государством).
О том, как велись работы, можно представить по его рапорту горному департаменту.
«Имею честь донести, что к осени нынешнего года я оканчиваю свои занятия по управлению горно-приисковыми партиями г. Бенардаки. В настоящем году все мои занятия стремились к отысканию золотых россыпей, различные условия которых могли бы дать возможность вести работы с выгодою, несмотря на удалённость края и всеобщую дороговизну. От меня требовалось, чтобы найденные россыпи имели значительные размеры, чтобы среднее содержание песков, принимая в соображение расстояние приисков от берега Амура и прочие обстоятельства, дозволяло рассчитывать на дивиденд не менее 30 проц. и на количество золота не менее 40 пудов в год. При этом только госп. Бенардаки решался основать правильное золотое дело в таком отдалённом крае, как Амур.
Местность для поисков золота была избрана мною ещё в прошлом году. Поздний приход известия о разрешении частного золотого промысла на Амуре не позволил мне зимою в прошедшем году исследовать эту местность. Между тем начавшийся наплыв других частных партий не позволил мне отложить исследование до лета 1866 года. Вследствие этого, желая избегнуть столкновения с другими частными партиями, а равно и всякой суеты в разведках, которые по местным обстоятельствам, напротив, должны были вестись правильно и на значительном протяжении, я вынужденным нашёлся сделать разведку зимой, начиная с 1 января; затруднения в переходах от глубины снегов, морозов, выкупились вполне удобством шурфовки, от отсутствия притока воды вплоть до 1 апреля; но тогда местность с золотом уже определилась, команда, расположенная зимою попарно на шурфах, раскинутых в разных речках и отстоящих один от другого часто в сутках хода, была уже сосредоточена, и работы пошли артелями.
Переходы зимою делались на лыжах и оленях. Ночлеги делались под открытым небом или расставлялись тунгусские кожаные юрты, имеющие вид конусов, с диаметром основания в 2 сажени. Прочие частные партии, не имевшие оленей, не могли идти за нами и быть помехою нашим исследованиям; только в конце апреля они дошли до нас, но уже тогда, когда всё главное было сделано… Всего в этой местности открыто площадей партией госп. Бенардаки – две, госп. Каншина – три, госп. Иконникова – три. Всего 8 площадей. Общее протяжение — 40 вёрст» (Рапорт, 1866).
Аносов писал, что затраченные Дмитрием Бенардаки средства окупятся двадцатью саженями открытой площади по р. Джалинда. И на самом деле, уже через два года, когда на джалиндинском Васильевском прииске завершился самый первый промывочный сезон, Верхнеамурская компания Дмитрия Бенардаки отчиталась о добыче пятидесяти пудов и одиннадцати фунтов золота (804 кг). Следующий сезон дал 93 пуда (1490 кг), а в 1870 году добыча перевалила за 100 пудов (1600 кг). Это была победа!
Свою долю от добычи золота (попудные) получил также Н.Аносов. Это была очень большая сумма, она позволила ему вернуться в Петербург и самому стать золотопромышленником.
Послесловие от редакции. Сейчас, к сожалению, у геологов осталась только трудная работа. А где награды, где попудные? Как вернуться к условиям, которые были у геологов раньше?
Несколько энтузиастов решили поставить надгробный памятник Николаю Аносову. В итоге памятник смогли оплатить и открыть /1/.
Подробнее
1. Собираем средства на памятник Николаю Аносову, открывшему золото на востоке России
Комментарии, отзывы, предложения
СНС, 23.08.21 12:17:18
Попудные за открытие россыпей платили еще и в СССР до 30-х годов, правда уже тогда старались зажилить:
"Сколько заплатили первооткрывателю Колымского золота Ф.Р.Поликарпову"
Павел Афанасьев, 23.08.21 13:04:59 — Брату
Да, это теперь известно. Николай Аносов организовал поиски на Селемдже, отправив туда своего младшего брата Павла. На основе этого организовал Средне-Амурскую золотопромышленную компанию, которая разорилась, потому что найденные россыпи с небольшими запасами оказались нерентабельными. Николай обвинял в неудаче Павла. Затем он отправил поисковые партии с Селемджи в верховья Буреи, поручив поиски однокашнику Вс. Набокову. Набоков открыл крупное месторождение и застолбил хорошие участки для Ниманской компании, созданной Николаем Аносовым. Но пай Аносова в компании был небольшим, и он в этом предприятии тоже не разбогател. Умер Аносов с долгами...
Эксперт, 23.08.21 13:17:28
Какое право имел Аносов вести поиски без лицензии БП и без проекта, согласованного с госэкспертизой? Это просто безобразие и безответственность! Какой ему памятник? Его надо было примерно наказать!
Павел Афанасьев, 23.08.21 13:51:10 — Зксперту
И то правда! Хоть теперь мы сможем с него спросить на всю катушку! Кто возьмётся за предъявление обвинения и составит иск?
Генералов В.И., 23.08.21 15:12:42 — Читателям
Памятник достойный достойному человеку. Сегодня, как и обещал, перечислил деньги на памятник. В течении трех дней сбербанк переведет. Пожелание завсегдатаем сайта - может быть поменьше трёпа, а деньги перечислите на памятник?! Номер карточки недавно был опубликован в комментариях. Борис Константинович в списке есть. А вам слабо?!
Брат, 23.08.21 23:23:03 — Павлу Афанасьеву
Спасибо, весьма поучительно.
Магадан, 24.08.21 02:55:38 — Автору
А кому нынче платить так, как Аносову? Сегодня в России почти нет хороших геологов. Большинство задрочено чиновниками. Геолога пасут всякие эксперты и природнадзоры, шаг вправо, шаг влево - штраф. В итоге тупые правят тупыми.
Есть, конечно, как всегда исключения, но они не в чести. Хороший геолог делает то, что считает нужным, не любит кланяться экспертам, когда они говорят чушь. В итоге его отчет долго не проходит защиту в каких-нибудь "недрах" и переделывается по много раз. А это потери времени. Потому таланты у нас не в чести.
Павел Афанасьев, 24.08.21 06:52:11 — Магадану
Во времена Аносова отчёты не проходили защиту. Они принимались. А так, как Аносову, частные предприниматели платили всем открывателям. Кому больше, кому меньше, но платили попудные. Поэтому у них и был интерес искать такие месторождения, с которых будут получать много пудов. С казёнными приисками было иначе: могли назначить пожизненную пенсию. С которой не разгуляешься.
Потому-то Аносов и ушёл с государевой службы и нанялся к капиталисту. И потому-то искал такое месторождение, которое сделает его богачом. Но богачом, подобным Бенардаки, Асташову, Базилевскому так и не стал, хотя очень к этому стремился. Хороший геолог не стал хорошим предпринимателем.
СНС, 24.08.21 08:19:45 — Павел Афанасьев
Вы написали: "умер с долгами" - но это не говорит, что он был бедным. Тут стоит уточнить.
1. У Аносова была госпенсия, никто ее не отбирал.
2. После возвращения в Петербург он вернулся на госслужбу, там тоже платили.
3. Куда делись попудные? Неужели все его площади отработали?
Семья Аносова, после его смерти уехала куда-то за границу, в Италию что-ли?
Это не говорит о бедности Аносова. Компания, в которой он был одним из учредителей не приносила прибыль и была в долгах. Ну и что? У нас, например, Петропавловск весь в долгах, а владельцы не бедствуют.
Аносов - это пример успешного геолога. Таких у нас сейчас нет, потому Аносову нужен памятник, чтобы люди вспомнили, как было и поняли, как надо.
Павел Афанасьев, 24.08.21 10:58:28 — СНС
Я и не сказал, что он был бедным. Но не был и таким богатым, как ему хотелось. А свои попудные он капитализировал, заставляя деньги работать. Снаряжал на них поисковые партии и вкладывал деньги в паи золотопромышленных компаний. Но не все его инвестиции приносили прибыль. И он постоянно брал взаймы, и об этом писал в своих, ещё мало кому известных, мемуарах.
Да, он благополучно выдал двух своих дочерей замуж за людей высшего света, иностранцев. В т. ч. Александра вышла за итальянца Альфредо Гандольфи. А Ольга вышла замуж за другого итальянца, графа Делл Мелло. Туда, в Италию, и уехала с младшими детьми после смерти вдова Николая Павловича с младшими детьми, поскольку наследства, видимо, ей не осталось.
И похоронен он был на престижном кладбище, но на чужом участке, участке своих друзей Невельских.
И в мемуарах его явно чувствуется депрессия и недовольство жизнью.
Не так уж всё просто и однозначно...
Брат, 24.08.21 11:02:43 — Генералов В.И., 23.08.21
Что значит "как и обещал", дружок? Кому "обещал", чего "обещал"... В течении трёх дней, говорите? А если Сбер оплошает со сроками, то пулю в висок? Вы ж человек чести, читателям вон облико морале рихтуете. Поди и моральное право имеете...
Павел Афанасьев, 24.08.21 11:47:08 — Брату
Деньги от имярек поступили в том размере, в котором он обещал. Просто по техническим причинам ещё не внесены в таблицу.
Генералов В.И., 24.08.21 14:00:32 — Павлу Афанасьевичу.
Спасибо Павлу Афанасьевичу за то, что познакомил читателей "Золотодобычи" с достойной жизнью и честной профессиональной деятельностью Николая Аносова. А моральные и профессиональные качества завсегдатаев сайта читатели оценят сами.
Толидед, 24.08.21 15:45:38 — Брат
Брат, надо бы еще напомнить "генералам", что царские "первопроходцы" и "первооткрыватели" вообще-то описали то, что было известно коренному населению и показано "успешным чиновникам" по наивноти.
Старый, 24.08.21 16:10:07
Похоже, тут некоторым завидно, что Аносов нашел хорошее золото и получил хорошие деньги. Это бывает у геологов. Даже бывает первооткрывателя забывают в список награжденных включить.
Брат, 24.08.21 16:55:49 — Павлу Афанасьеву
А так это он вам обещал... Право слово, я не в претензии и про технические причины всё понимаю. К тому же "поступили в том размере, в котором он обещал" характеризует имярека с самой лучшей стороны. В чём сомнений и не было...
Старый, 24.08.21 17:14:04
Глянул список. А там уже денег полно. Не только 5000, но и 90 000 и Иргиредмет 20000 отвалил. Ну так уже и хватит, а я только только собирался пойти бутылки сдать.
Павел Афанасьев, 25.08.21 03:01:41 — Старому и всем
Да, необходимый минимум уже собран. Даже наблюдается избыток. Он тоже будет полностью потрачен на памятник: проценты банку и налоги государству. Ещё и не хватит. Но у Ольги Андреевны Новиковской есть ещё свои сбережения, которые она использует в этом последнем случае. Поэтому я выражаю огромную благодарность всем, кто принял участие в нашем общем с вами добром деле - восстановлении исторической памяти.
Спасибо!
Ivanhoe, 26.08.21 15:44:18 — сообществу
Не ту икону в красный угол ставите)))
Есть генеральный директор крупнейшей горнодобывающей компании Баррик - Марк Бристоу.
Он геолог, кандидат геологических наук, сам африканер (ЮАР), охотник и мотоциклист.
Сам основал свою компанию - Рандголд, которая была настолько хороша в операционной эффективности, что акционеры большого и рыхлого Баррика предложили ему слить его мелкий Рандголд с Барриком, на его условиях. И все ради того чтобы он возглавил Баррик.
Такая вот фигура - спортсмен, геолог, менеджер и богатый человек.
Неоднократно присутствовал на его выступлениях, очень адекватный и приятный человек, от сохи.
И как водится - подвергается нападкам зеленых.
Так что неплохая ролевая модель для геолога.
Генералов В.И., 26.08.21 16:48:21 — Ivanhoe
Успешных и богатых людей много на Земле. Вот сейчас блогеры в моде. Но благодаря стараниям геолога Николая Аносова, Россия "Сибирью прирастала". А помер человек в долгах. Могилу с трудом отыскали. Но за то ему памятник от потомков поставят. По моему мнению, тоже "неплохая ролевая модель для геологов".
Нынешняя философская дилемма - для себя любимого сейчас или для державы на будущее.
Ivanhoe, 26.08.21 17:55:10 — товарищ Генералов
Так Аносов на себя работал, еще и начинал ГРР по зиме, пока другие отряды (артели) не подойдут, ведь у него олени были, а у них - нет.
И экономику россыпи держал в голове и содержания.
И разбогатев - на последующие ГРР шел чтобы воспроизвести успех и разбогатеть. И сам не ехал, а брата послал. И в Питере зажил, не в Таксимо.
Вполне себе успешный капиталист, нормальный человек.
Вот умеют у нас нагнать пафоса, да залакировать всех и вся.
Анатолий, 26.08.21 18:25:05 — Ivanhoe
Он находил золото для других, и за это ему достойно платили
Генералов В.И., 26.08.21 21:31:39 — Ivanhoe
Отрывок из воспоминаний В.А. Китаева (были опубликованы в "Золотодобыче"). Текст сохранен полностью, как в оригинале.
- История Чукотского промышленного золота практически началась с 1949 года с момента, когда Ичувеемской геолого-рекогносцировочной партией, масштаба 1:500 000, удалось установить в бассейне реки Средний Ичувеем перспективную площадь на золото, на которой с 1958 года началась плановая добыча золота, первым прииском на Чукотке, обеспеченным крупными запасами золота. Прииск строили комсомольцы и его назвали «Комсомольским». Обнаружение крупных запасов золота в бассейне реки Ичувеем явилось толчком к развитию золотодобывающей промышленности на Чукотке. Анализируя поисковые данные по работам прошлых лет, геологи снова вернулись на территорию где ранее была выявлена региональная золотоносность по долинам рек. На неё стали смотреть исходя из опыта Чаунских геологов и стали вновь и вновь искать уже золото. Проведя более целеустремлённые поисково-разведочные работы позволило выявить одно за другим промышленные месторождения золота.
Так советские люди полные энтузиазма в исключительно трудных условиях, неся огромные лишения, мечту о Золотом олене сделали былью. На территории Чукотки с интервалами в один (и меньше) – два года начали появляться все новые и новые золотодобывающие прииски. За короткий срок – одиннадцать лет появились:
1.Прииск Комсомольский – 1958 г.
2.Прииск Билибинский – 1959 г.
3.Прииск имени ХХII съезда КПСС. – 1961 г.
4.Прииск им. Алискерова – 1962 г.
5.Прииск им. ВЛКСМ – 1963 г.
6.Прииск Экспериментальный – 1964 г.
7.Прииск Полярный – 1964 г.
8.Прииск Отрожный – 1964 г.
А есть, ли памятник первооткрывателям месторождений на Чукотке? Например, в Екатеринбурге есть станция метро "Геологическая". Там висит памятная доска с фамилиями первооткрывателей месторождений, которые работали в Уральском ПГО. А что в Магадане? Чего-то подобного я в этом городе не встречал.
Геолог, 28.08.21 11:56:27
Хороший вопрос, кто открыл Чукотское золото?
Романтику придумали в СССР, чтобы деньги не платить. Тогда не было богатых, в том числе геологов. Но сейчас-то уже не СССР и отношение к геологам должно быть другое. Гоните, господа, попудные или сами ищите себе золото.
Павел Афанасьев, 28.08.21 15:16:44 — Геологу
Чтобы получать попудные от господ, надо заключать с ними контракты на поиски золота, в которых будет включён пункт о получении этого вознаграждения с каждого пуда добытого на открытой площади золота. Не хотят господа этот пункт включать? не ищите золото для них. Ищите для других. Господ таких ищите, да!
А если соглашаетесь работать за жалованье, то грех на господ жаловаться.
Старый, 28.08.21 16:14:59
Геологи так и ищут, как платят. Самородки на Гари 2 много лет всех удивляют, а откуда они взялись? Много раз искали.... но не нашли. Много чего ищут... но не находят. Главное процесс.
Ivanhoe, 31.08.21 10:15:40
Это все конечно прекрасно - попудные, но в мире отсутствует схема оплаты труда технического специалиста (физ лица) с количества произведенного золота.
Когда в угольную чукотскую компанию, выросшую из юниорной, пришел один австралийский геолог с договором с условями уплаты определнной суммы с каждой тонны угля (вероятно ГРР на ранней стадии, занимался подбором перспективных участков), то ему заплатили, но гендир кто заключал с ним договор - на него все подумали что он мошенник и отмывал деньги.
Есть другое - юниорная компания может перепродать лицензию с условием выплаты роялти - как раз определенной части от выручки, выпуска золота и пр. параметров.
Но тут проблема - что циклы от поисков до выпуска металла у нас лет 10, так ждать согласны не все.
Брат, 31.08.21 11:57:27 — Ivanhoe, 31.08.21
Ну, та же проблема и с "попудными", выплачивавшимися по факту металла в кассе. И ничего, все всё понимали и согласны были ждать. Ничего ведь не изменилось...
Геолог, 31.08.21 13:32:59
Сейчас все, кто могут, идут в конторы сидеть экспертами или "наблюдателями" процесс поиска из кабинета. Романтика сейчас не работает.
СНС, 01.09.21 13:21:54
Прислали посмотреть диссертацию по Среднеканской дайке 1988 года, защищена в Горном институте в Питере. Золото в дайке крупное, установлено, что надо обрабатывать пробы с предварительной гравитацией. Давно это уже установлено, много раз об этом писали.
Ну и что? Где эта предварительная гравитация? До сих пор ее практически не применяют, а если применяют, то неправильно. Справедливо отмечено, что "как платят - так и ищут".
Ivanhoe, 01.09.21 13:59:33 — всем
Экспертами конечно можно, на хлеб с маслом заработаешь. А вот с икрой - фиг)))
Если хочешь денего много - и рисковать надо много) Вот пример г-на Иванова, что гендиром Полюса когда то был. После ухода из Полюса создал свою компанию Н Майнинг, выделил портфель проектов в 21 штуку, из них выстрелил Чульбаткан, который и продал за 300млн.долл, по его же словам за 8 лет на ГРР по 21 площади было потрачено 30 млн. долл.
Ivanhoe, 01.09.21 14:01:55 — СНС
Скрин металлик с сухим рассевом на 100 микрон и двумя анализами - надрешетного и подрешетного. Способ рядового опробования на Наталке да и на многих ГРР проектах
Мокрая гравитация долго и дорого, установка в Красноярскгеологии делает 5 проб в смену.
Журавлев, 01.09.21 15:49:58
Некоторые геологи тоже научились получать деньги. Нашли и оформили по заявительному принципу хорошие участки БП и продают теперь иногда очень круто, как Дражнику, например, за 200 млн. Так можно без попудных обойтись.
СНС, 02.09.21 06:51:42 — Ivanhoe, 01.09.21
Скрин анализ - очень хорош для освоения денег. Снижение погрешности опробования, конечно есть, но непринципиальное и на результат разведки практически не влияет. Если бы платили "попудные", то этой ерундой заниматься бы не стоило.
Мимо шел, 06.09.21 16:54:13
Смотрю новости по Канаде, там постоянно новые месторождения золота появляются. Геологи у нас, конечно, что-то находят, не без этого. Но много-ли? Гляньте комментарии по Канаде, здесь на сайте. Там то одно то другое, а у нас все про Сухой лог, да Наталку, которым 100 лет в обед
Игорь, 07.09.21 04:41:17
В советское время Геология была эффективнее. Это сейчас Роснедра все испортило. Не Геология, а бумаги и бюрократия.
СНС, 07.09.21 18:05:55 — Игорь, 07.09.21
Насчет эффективности геологии в СССР - это смотря в чем. По золоту эффективность была только на россыпях. Новых рудных месторождений было "кот наплакал". В СССР находили и добывали в основном россыпное золото. Заметный прирост рудной добычи начался после того, как в геологию пришел бизнес, после 2000 года.
Павел Афанасьев, 18.12.21 02:41:21 — Всем
Наконец-то могу сообщить, что договор на установку памятника Николаю Аносову подписан всеми сторонами. По этому договору памятник будет поставлен на могиле до начала августа 2022 г.
И в 2023 г. уже можно будет не просто отметить 190 лет со дня рождения Н. П. Аносова, но и возложить цветы к его памятнику.
Иван, 18.12.21 18:09:25
Спасибо за хорошее сообщение. Пусть будет памятник талантливому геологу в Питере.
СНС, 19.12.21 09:27:49
Памятник Николаю Павловичу Аносову - это замечательно.
А где у нас памятники людей с лотками? Именно лоточники ходили по дебрям, мыли пески, находили золото. Лотком не брезговали профессиональные геологи, такие, как Борис Вронский. Любой геолог раньше был хорошим промывальщиком.
Лотками находили золото геологи самоучки: Бориска, Поликарпов и многие безвестные первооткрыватели бесчисленных россыпей России.
Между прочим, за рубежом, много памятников Людям с Лотком. Они установлены во многих городах, золотодобывающих регионов. А кто видел у нас? Может, как-то надо исправить ситуацию?
Борисыч, 19.12.21 14:15:55 — Всем
Памятник Н.П. Аносову, дело несомненно хорошее. Сколько их "Аносовых" ушло в безвестность? Кто с "попудными", кто с премиальными, кто с почетной грамотой, а кто-то и спасибо не услышал. И это не только на золоте.
В Чите два памятника геологам.
Сейчас не то что " попудные", хорошую зарплату редко какой работодатель предлагает.
Павел Афанасьев, 30.12.21 07:25:00 — СНС
Уважаемый СНС!
Николай Аносов тоже пользовался лотком, хотя при опробовании применял и вашгерд. Соловьёвский прииск планирует установку ему памятника в Соловьёвске, на Джалинде, т. е. там, где Аносов уж точно побывал. Каким будет памятник, пока неизвестно. Можете высказать предприятию своё мнение. В СПб же устанавливается памятник надгробный. Без лотка. Бюст поисковика на его могиле. Есть возражения?
СНС, 30.12.21 16:48:52 — Павел Афанасьев, 30.12.21
Я думаю, что вряд-ли уместно делать памятник Аносова с лотком в руках. Конечно, он мыть лотком умел, но это было не его дело. Он был руководителем и организатором, честь ему и хвала.
Но было много и безвестных бродяг, которые искали и находили золото. Они были не меньшими героями, сильными и смелыми людьми. Они тоже заслуживают памятников.
Павел, 31.12.21 16:52:56 — СНС
В своих мемуарах Аносов рассказывает о том, как он лично промывал пробы. Шурфы копали рабочие, а промывал он сам лично. Конечно, только в своих маршрутах: многие маршруты по его заданию делали другие группы, которыми руководили подрядчики. Но и в этом случае они подсчитывали содержание и приносили образцы своему капитану. Если он хотел убедиться, то делал это. И его открытия тоже впоследствии заверяли. Но Аносов сделал то, что не смогли другие: он вычислил место, где должно быть "большое" золото, и в результате открыл россыпь, подобной которой больше в Приамурье не нашёл никто.
А ещё - он был первым. Он открыл Приамурье для добытчиков. Безвестные, которые тоже, случалось, что-то находили, находили уже позже, после него. Хотите поставить им всем памятники? Бог в помощь, ставьте.
Простой, 01.01.22 13:01:01 — Павлу
А простому человеку с лотком памятник можно поставить? Или только начальникам? Я тут где-то читал, что в Австралии поставили памятник русскому старателю, а у нас что, старателей нету?
В мире много памятников простым людям, трудом которых что-то делалось, а у нас что-то не видно. Почему вы против этого?

Брат, 23.08.21 12:13:53 — Автору
А сохранились ли сведения о том, как Николай Аносов, став золотопромышленником, проявил себя в этой ипостаси? Ведь разведка и добыча суть две большие разницы.