Рейтинг@Mail.ru

Об усовершенствовании технологии обогащения песков

Фоменко Т.Г., инженер

Журнал «Колыма» №10, 1953 г.

 

Как уже установлено рядом работ, потери металла или минерала при обогащении песков россыпных месторождений на промывочных скрубберных приборах достигают высокого уровня и в некоторых случаях составляют для песков со свободным металлом до 10%, а для песков, содержащих минералы, — до 50 %. Однако ценные металлы или минералы, теряемые при промывке на шлюзах, сравнительно легко улавливаются отсадочными машинами и концентрационными столами.

Применение при обогащении песков более совершенных методов (отсадка, концентрация) дает возможность улавливать не только относительно крупные фракции металла или минерала, но и так называемые тонкие фракции, не улавливаемые шлюзами.

 

Рекомендуемые для подобного  рода  промывочных приборов тихоходные поршневые отсадочные машины должны иметь следующую техническую характеристику:

Количество камер

3

Размеры камеры

700 х 1000 мм

Диаметр отверстий сит

3-4 мм

Высота сливного порога

200 мм

Высота трафаретной решетки

110

Размер окон трафаретной решетки

185 х 200

Размер прутков «успокоителя»

18–20 мм

Размер частиц естественной постели из шлихов и мелкой гали

6-25

Высота постели

110 мм

Пределы изменения величины хода поршней

0–100 мм

Фактический ход поршней по камерам

№ 1 / № 2 / № 3

50 мм /40 мм / 30 мм

Число качаний поршней

125–150

Высота всего слоя материала в машине (вместе с постелью)

200мм

 

Практикой и специальными исследованиями установлено, что при обогащении песков крупность сносимого металла обычно составляет: на шлюзах — 0,2 мм и меньше, на подшлюзках — 0,1 мм и меньше, на тихоходных поршневых отсадочных машинах — 0,074 мм, на концентрационных столах — 0,04–0,05 мм. Таким образом, каждый тип обогатительной машины или устройства имеет свой предел крупности надежно извлекаемых зерен. Поэтому зерна металла или ценного минерала, имеющие крупность меньше предельной для данной машины или устройства, как правило, либо улавливаются неудовлетворительно, либо совершенно не улавливаются.

Проблема уменьшения потерь металла при обогащении песков должна решаться прежде всего путем сочетания нескольких обогатительных аппаратов в одной технологической схеме. По мере улавливания наиболее крупных фракций металла или минерала в схеме обогащения песков необходимо предусматривать аппараты, имеющие меньшую величину вертикальной составляющей скорости потока и способные улавливать более тонкие частицы металла или минерала.

Поэтому с целью улучшения технологии промывки песков рекомендуется следующая последовательность установки обогатительных аппаратов и устройств: в голове процесса для улавливания относительно крупных зерен металла или минерала следует применять шлюзы, затем для извлечения тонких фракций металла или минерала — тихоходные отсадочные машины и, наконец, для доводки концентратов отсадочных машин — концентрационные столы.

Встречающаяся в практике тенденция производить обогащение песков непосредственно на отсадочных машинах (обогатительные установки для россыпей) без применения шлюзов должна быть подвергнута решительной критике. Дело в том, что извлечение металлов или минералов разной крупности в один прием, например, только отсадочными машинами, более затруднительно и, как правило, менее эффективно, чем при обработке песков в два приема: на шлюзах и на отсадочных машинах, Отсюда не случайно, что некоторые установки для обогащения россыпей дают такие же показатели по извлечению металла или минерала, как и обычные промывочные приборы, не оборудованные отсадочными машинами.

Технологическая схема обогащения песков, обеспечивающая улавливание тонких фракций металла или минерала, изображена на рис. 1.

Пески дезинтегрируются в скруббере и классифицируются на ситах с отверстиями от 15 до 30мм (размер отверстий выбирается в зависимости от наличия в песках крупных фракций металла или минерала). Галя сбрасывается в отвал, а пески направляются на шлюзование. Эфеля со шлюзов подвергаются обогащению на тихоходной отсадочной машине, работающей на всасывающем peжиме. Концентрат из отсадочной машины поступает на концентрационные столы для доводки.

Общий вид такого промывочного прибора представлен на рис. 2.

Концентрационные столы в этой схеме промывочного прибора в зависимости от местных условий могут быть установлены как непосредственно у самого прибора, так и отдельно от него, например, в помещении центральной установки, куда доставляются концентраты со всех промывочных приборов, оборудованных отсадочными машинами.

Производительность отсадочной машины в час на 1м2  площади сита — 6–7 тонн. Общая площадь сит — 2м2.

В конце шлюза установлен «успокоитель» из железных прутьев, изображенный на рис. 3.

Результаты эксплуатации такого прибора в течение трех промывочных сезонов оказались вполне удовлетворительными и показали, что извлечение минерала (в пересчете на металл) при условии доводки на столах концентрата, полученного из отсадочной машины, в этом случае 90–93 % достигает по данным опробования столом, тогда как в случае ра­боты только шлюзов оно составляет 72–75 % по данным лоткового опробования и 53–55 % по данным опробования концентрационным столом.

Таким образом, извлечение металла на приборе, оборудованном шлюзом и отсадочной машиной, значительно выше, чем на обычном промывочном приборе, и выше, чем на россыпных установках, работающих на исходных песках без шлюзования в голове процесса.

Если приходится подвергать обогащению эфеля из отвалов промывки прошлых лет, то есть материал, из которого уже извлечены относительно крупные зерна металла или ценного минерала, указанную технологическую схему целесообразно упростить.

В этом случае эфеля из отвалов после дезинтеграции разделяются на классы +15 и минус 15 мм. Галя размером +15 мм выбрасывается в отвал, а материал крупностью минус15 мм направляется на тихоходные поршневые или диафрагмовые отсадочные машины. Слив отсадочных машин сбрасывается в отвал, а концентрат доводится на столах.

При обработке эфелей из отвалов применение подобных установок, безусловно, оправдает себя, так как оно обеспечивает высокое извлечение металла или минерала и большую производительность установки.

Однако следует иметь в виду обязательную необходимость проверки отсутствия в эфелях крупных частиц металла или минерала и самородков (крупнее 15 мм), прежде чем применять такую схему для их обогащения.

Что же касается использования подшлюзков для доизвлечения металла или минерала из эфелей текущей промывки, то, как показала практика, они оказались менее эффективными по сравнению с отсадочными машинами — установленные после шлюзов подшлюзки извлекают в среднем лишь 45–50 % металла от его количества в поступающих эфелях.

Опробование работы рекомендуемых к широкому использованию установок как для обогащения песков, так и для переработки эфелей из отвалов необходимо производить только на концентрационных столах, так как опробование ручным лотком для оценки улавливания тонких фракций металла или минерала в этом случае не достигает цели. 


-0+3
Уникальные посетители статьи: 4272, комментариев: 35       

Комментарии, отзывы, предложения

vch, 28.02.17 08:12:50 — автору

После шлюза перед отсадкой надо грохот поставить.

Станислав, 28.02.17 09:01:33 — Автору

Из личного опыта. Потратил в одном сезоне на данную технологическую схему два месяца. Убедился , не работает. Добиться результата можно, но добавив еще каскад оборудования, но тогда нет никакой экономики. Отсадочные машины прекрасно работают на ОФ где на них подается равномерно сырье и вода и нет глины и не надо каждый месяц переезжать. На россыпных месторождениях данное оборудование работает неэффективно особенно на среднепромывистых и труднопромывистых песках. Основные проблемы:

1. С шлюза идет большой объем воды который не соответствует ОМ и сразу из-за этого с отсадки идет снос. Значит перед ОМ надо ставить обезвоживатель, а это каскад доп. оборудования, доп. вложения. Можно конечно поставить ОМ большой производительности но у него сразу падает коэффициент извлечения.

2. Неоднородность сырья.

3. Неравномерность подачи.

4. Перед отсадкой обязательно надо ставить грохот.

5. Отсадочных машин надо ставить минимум две шт. + распределитель потока.

6. Отсадочная машина это дорогое удовольствие + надо хорошего специалиста к ней.

7. На средне и труднопромывистых песках решетка замазывается.

Вот и получается если в песках ТМЗ 5% артельщики его просто бросают , на 100 кг добычи 5% это 5 кг-11 млн. а денег на оборудование надо потратить 20 млн. + постоянная затратная часть.

Вот я и считаю что на россыпях отсадка неэффективна, надо применять другое оборудование для улучшения извлечения. Если в чем то не прав, поправьте меня.

Евгений, 28.02.17 10:54:02 — Станиславу

Конкретные и понятные доводы, все по полочкам.

Как считаете, коллега, чем наиболее эффективно можно улавливать мелкое золото, если не отсадкой?

vch, 28.02.17 12:07:21 — Евгению

Могу предложить схему и с отсадкой и с концентраторами, рабочие.

смок, 28.02.17 15:40:34 — всем

Статья вроде как 1954 года, полемизировать с автором бесполезно )))

Деминг, 28.02.17 22:28:45 — Станислав

Так что если вы поставите фидер в начале схемы для удалить 2,3 проблема? или это не по фэн-шуй русский традиция? будьте добры если не понимать.

Александр, 28.02.17 23:27:34 — Автору

Подтверждаю мнение Станислава. Пробовали отсадку - в реальных условиях не работает. То есть в теории запустить конечно можно, но даже при решении технологических проблем (устранение пульсаций питания и подрешетной воды, обезвоживание и обезглинивание пульпы, предварительная классификация питания) экономики никакой нет. Есть еще пара проблем - перестановка прибора и доводка концентрата, чистота шлихового на тонком золоте низкая (а иначе извлечение упадет), а это повышенные затраты на аффинаж. То же и с концентратором (хотя концентратор в теории эффективнее). То есть все это работает только в условиях ОФ.

Самое правильное поставить после шлюза подшлюзки увеличенной площади с гидрогрохотом. Цена вопроса 800 т.р. (с резиновыми или полиуретановыми ситами). В зависимости от грансостава золота съемка на килограмм съемки с шлюзов -30-60 грамм.

Hover, 01.03.17 03:41:10 — Автору

Лично мое мнение, для улавливания мелкого золота в такой схеме и уменьшения потерь, однозначно нужен центробежный концентратор в схему, а из схемы убрать шлюз и отсадку....

Hover, 01.03.17 03:44:17 — Автору

Могу предложить схему с центробежным концентратором.

Механик, 01.03.17 05:38:22 — Hover, 01.03.17

Все так и норовят что-то запарить нам подороже. Кто большой прибор на 100 кубов с отсадкой, кто сепаратор, кто концентратор. А ведь реально нигде ваша замечательная техника не работает. Разве что на момент подписания акта сдачи-приемки.

Станислав, 01.03.17 06:22:20 — Александру

Спасибо за поддержку! Мы с вами двигаемся в правильном направление. По поводу концентраторов тоже согласен ,не работают на россыпях . До сих пор на складе стоят четыре штуки. Концентраторы у меня хорошо работали на эфеле, но опять же пришлось поставить каскад оборудования и без шлюза не обошлось.

Данила, 01.03.17 06:24:33

Если техника работает на момент сдачи приемки, то проблема похоже не в технике, не так ли?

.

Решайте технологические проблемы и не преувеличивайте их - нерешаемых проблем не так много и колебания по питанию явно к ним не относится.

.

На ОФ все работет, потому что там есть технологи. На россыпях, где есть технолог, а не "технолог" тоже много чего работает.

По большому счету мы сами ставим себе ограничения и невозможность использовать что-то кроме шлюза, а также то, что экономика не играет - всего лишь пара из многих надуманных таких ограничений.

Станислав, 01.03.17 06:29:34 — Евгению

Мы в конце концов остановились на виброшлюзах, некоторые их называют качающийся шлюз. Правда пришлось для них придумать специальные трафареты с зоной разряжения, но результат получили хороший.

Руслан Серый, 01.03.17 13:55:58 — Всем

Проблема в том, что все те кто производят или предлагают оборудование для россыпей пытаются отказаться в технологической цепи от шлюзов. И получается, что старатели заменив шлюза на отсадки или центробежники не могут понять какой прирост они имеют или не имеют.

Автор еще в 54 году!!! правильно подметил:

"Проблема уменьшения потерь металла при обогащении песков должна решаться прежде всего путем сочетания нескольких обогатительных аппаратов в одной технологической схеме. По мере улавливания наиболее крупных фракций металла или минерала в схеме обогащения песков необходимо предусматривать аппараты, имеющие меньшую величину вертикальной составляющей скорости потока и способные улавливать более тонкие частицы металла или минерала."

Многие до сих пор работают на приборах элементарно без шлюзов мелкого наполнения, которые без больших затрат на их внедрение (от 200 тыс.руб на один прибор типа ПГШ-50) могут дополнительно извлекать от 2 до 20%, в среднем на шмн снимая по 30-50 грамм, потраченные деньги отобьются за несколько дней.

При этом если мыть мерзлые пески, не размытую глину и отстойники делать размером с заводную канаву никакие ШМН, отсадки и прочие прелести цивилизации не помогут и потери будут не зависеть от крупности извлекаемого вами золота.

Александр, 01.03.17 16:35:27 — Станиславу

Не могли бы Вы поделиться более подробной информацией относительно виброшлюзов со специальными трафаретами и какие получены результаты.

Если есть возможность то отправьте на почту : aaabramenko@yandex.ru

Брат2, 01.03.17 18:07:05 — Hover

Hover,скиньте схему в личку. kruiser333@mail.ru Спасибо

Ден, 01.03.17 19:23:10 —

Про виброшлюз тоже интересно

ashitoksv, 02.03.17 02:40:17 — автору

Предлагаю автору прочесть статью «Мелкое золото можно извлечь до 90 %» . Я там описал (в коментариях) эпопею применения отсадочных машин и на драгах и на приборах (могу прислать видеоролик моей разработки и внедрению прибора ПГШ-50 с отсадочными машинами столом концентрационным. Там есть и грохот и оригинальный обезвоживатель, предотвращающий снос мелкого золота. Так что уважаемый, vch, можете воспользоваться положительным опытом применения отсадочных машин).

Отказываться от шлюза глубокого наполнения (самородкоуловитель) категорически нельзя. А вот для извлечения мелкого золота из хвостов ШГН наиболее эффективнhо центробежными концентраторами. Такой прибор описан в вышеуказанной статье. Но самая основная ошибка при использовании центробежных концентраторов, это обработка полученного концентрата традиционными способами (СКО, лотки), которые не могут взять мелкое золото. Т.е. ЦК ловит мелкое золото, а СКО сливает его в отвал.

Обработка концентрата ЦК должна производится только на специальной ШОУ, которая описана в вышеуказанной статье.

Строительство таких мобильных ШОУ мы предполагаем организовать в ближайшее время, обращайтесь ashitocsv@mail.ru.

Н.С., 03.03.17 03:32:48 — редакции

Журнал датирован не 1954 годом, а 1953 №10

Н.С., 03.03.17 03:44:36 — всем

Хорошо изложен материал по отсадочным технологиям в журнале Колыма таких авторов как Т.Г. Фоменко 1950-1954, Соломин В., Кузнецов Г.Г., Н.Ф. Пантелеева 1953, А. П. Арефьев 1953. Написано нормальным языком всё раскрыто ясно и понятно. Отсадочная технология достаточно эффективна если иметь грамотного специалиста.

Сейчас на шлюзовых установках уже разучились работать. Поставили абы как и всё, что уж говорить об центробежниках и отсадках.

Редакция, 03.03.17 06:07:50 — Н.С., 03.03.17

Спасибо, исправили.

Директор, 03.03.17 06:39:55 — Н.С., 03.03.17

Директор Иркутского Института земной коры сказал:

"Профессиональных кадров осталось очень мало, уровень подготовки в вузах – вообще печальная тема. Если брать студента-выпускника, то ему ещё года три надо доучиваться, чтобы какие-то работы выполнять самостоятельно. Нет кадров ни по теме мелкодисперсного золота, ни по алмазопоисковым работам, ни по нефтегазовой отрасли. И так везде, не только в науке. Это кадровая катастрофа в масштабах страны."

Источник: http://nedradv.ru/news/branch/?id_obj=f8e9e1f499291374ebb7235bf41926e3

Н.С., 03.03.17 08:27:18 — Директору

Согласен полностью с Вами. Уже практически нет понятия горный инженер. Программы подготовки будущих инженеров, всё урезают и урезают. Квалифицированного инженерного состава практически нет. Один знакомый декан так и сказал: Россия превращается в банановую республику.

Преемственности кадров нет!!!

Все ОК!, 03.03.17 12:39:09 — Н.С.

Зато у нас теперь много чиновников, охранников, священослужителей и других служивых. Это отличные теплые рабочие места в городе, там и обогащаться проще. А вам бы все золото добывать.

Данила, 03.03.17 16:57:24

А что вообще мы сделали, что бы у нас были квалифицированные инженерные кадры, вот лично каждый??? Все хотят что бы эти вот квалифицированные кадры взялись и появились. Ни кто не хочет готовить специалистов, все хотят только потреблять уже готовых!!!

И если добрая половина из здесь присутствующих по окончании института получала работу (пусть и по распределению), жилье (пусть и в общежитии) и хоть какую-то перспективу, то в 90-х и начале 2000-х годах по окончании института давали диплом и крутись как хочешь.

Вот мы "выживали и росли" как могли.

Как сейчас не знаю, наверное чуть получше но если уехать куда-нибудь вахтой работать и опыта набираться.

Во все времена институты готовили специалистов - "теоретиков" которым как ни крути всегда приходилось набираться практики. Просто "тогда" (когда был Союз) у тех же студентов было гораздо больше практики во время учебы.

Спасибо моим преподавателям (некоторых уже нет с нами), которые помогли мне во время учебы и сразу после окончания института устроиться на работу и подсобили с крышей над головой как-раз на те самые три года.

Магадан, 05.03.17 03:16:34 — Даниле

Специалиста вашего уровня найти трудно и не по карману большинству артелей. Вот вы пойдете работать в среднюю артель? Условия жизни вам известны. За какую зарплату?

Данила, 06.03.17 19:10:12 — Магадан

Вообще средним и мелким артелям выгодно ключевых специалистов брать не на зарплату, а в долю!

.

Опять же нужно понять зачем вам технолог, сбивать балансы или все же запустить / отстроить технологию.

Если второе, то опять нет смысла брать специалиста в штат - оговаривайте условия, заключайте срочный трудовой договор.

.

Или можно просто заказать данную работу в фирме где работает интересующий вас специалист, естественно с привлечением его к это работе.

Магадан, 07.03.17 03:46:43 — Данила, 06.03.17

Что такое "брать специалиста в долю"? - любопытный вариант. Остальные варианты известны. Специалист уехал и все заглохло, купленное дорогостоящее оборудование стоит без дела.

Александр, 07.03.17 07:08:34 — Магадан

Магадан, 07.03.17 03:46:43 — Данила, 06.03.17

Что такое "брать специалиста в долю"?

договор на процент от прибыли добытого металла - его интерес добыть больше чтоб получить больше

Евгений Прокопьев, 07.03.17 07:49:43 — Данила

Речь идет об аутсорсинге - либо по договору подряда с физическим лицом (технологом), либо с компанией, которая выделит технологов хоть на весь сезон за определенную плату. Правильно я понимаю?

Это очень интересная схема взаимодействия, наша организация сейчас как раз заключает контракт на аутсорсинг обогатительной фабрики на весь сезон. Заказчик обозначает задачи и платит за их выполнение, остальные заботы наши.

Данила, 07.03.17 18:07:45

Евгений Прокопьев:

Да, правильно понимаете. Мы также работаем по такой схеме.

.

Магадан:

Как выше ответил Александр, "брать специалиста в долю" - платить %% от добытого металла.

.

Если специалист уехал и все заглохло, то это показатель, что ни кому ни чего не надо!

Потому как зачастую всегда можно объяснить что и как работает и на что обращать внимание, главное было бы желание что бы это работало!

Может не в оборудовании и специалисте дело? Может, что-то в консерватории подправить? Не первый раз слышу такой довод.

Магадан, 08.03.17 02:29:29 — Даниле

Я не хочу спорить, я привел факт. Я знаю много россыпных предприятий, где концентраторы имеются, но не знаю, где они работают. Этот факт хотелось бы понять и осмыслить. Ведь ситуация ненормальная, правда?

Обогатитель, 08.03.17 17:49:29 — Магадану

Учить надо людей работать. Вот и проводит Данила семинар. Люди научатся - будут использовать концентраторы, извлекать больше золота.

Старый, 28.03.17 09:34:39

Не понял фразу: "Результаты эксплуатации такого прибора в течение трех промывочных сезонов оказались вполне удовлетворительными и показали, что извлечение минерала (в пересчете на металл) при условии доводки на столах концентрата, полученного из отсадочной машины, в этом случае 90–93 % достигает по данным опробования столом, тогда как в случае ра­боты только шлюзов оно составляет 72–75 % по данным лоткового опробования и 53–55 % по данным опробования концентрационным столом."

Чтобы это значило в переводе на русский язык?

Магадан, 29.03.17 02:34:26 — Старому

Вы должны помнить, что во времена советской секретности золото называли металлом, а касситерит минералом (что бы враг не догадался). Автор написал, что извлечение золота достигает 90-93, а касситерита 72-75%. По моему, как-то так.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Об усовершенствовании технологии обогащения песков»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 12":