Удаление льда из дражного разреза в весенний период экскаватором типа «обратная лопата»

Гущенко В.В., зав.сект.ОАО «Иргиредмет», Руденко А.А., зам. гл.инж. ОАО «Дамбуки»
Золотодобыча, №183, Февраль, 2014

Запуск драги в весенний период всегда сопряжен с рядом трудностей, одной из которых является удаление льда из дражного разреза. Эти работы необходимы для создания свободного пространства, для маневрирования драги в забое.

Процесс уборки льда — весьма трудоемок; в нем занят рабочий персонал с драги, на которой в это время ведутся завершающие ремонт-ные и предпусковые работы. Это сказывается на эффективности проводимых операций.

Чаще всего удаление льда из дражного разреза выполняется в два этапа.

1. Подготовительные работы.

В них входит резка льда на подлежащем очистке участке. Как правило, резка проводится с помощью пара на транспортабельные по размеру куски. По паропроводу под давлением водяной пар подается в «резак», которым ведутся работы. Размер одного куска  льда по площади примерно 1,5 × 1,5 м. В центре каждого из них делают сквозное круглое отверстие диаметром около 120 мм. Оно необходимо для дальнейшей транспортировки льда.

2. Уборка льда.

Следующим этапом проводят уборку подготовленных кусков льда. Самым простым и доступным, и в связи с этим, наиболее распространенным способом является транспортировка с использованием гусеничной техники. Для этого применяют длинный (около 20–25 м) стальной канат со стопором для фиксации льдины на одном конце и петлей для зацепа за транспортирующее средство — на другом. По фиксации стопора в льдине через центральное отверстие рабочие держат в натяг трос до момента его общего натяжения гусеничной техникой. Оператор трактора плавным ходом вытягивает льдину из воды и транспортирует ее на буксире до места складирования (как правило, на участок, где лед не будет мешать работе техники). При использовании такого способа нередки случаи раскалывания льдин, когда линия излома проходит через сквозное отверстие, из-за чего льдина становится нетранспортабельной.

При таком способе удаления льда задействовано следующее количество персонала (по операциям):

- паровая резка льда — 1 чел.;

- установка стопора и багрение льда — 1–2 чел.;

- перенос стального каната — 3–4 чел;

- оператор гусеничной техники — 1 чел.

Итого: 7 человек

По наблюдениям, продолжительность цикла при использовании бульдозера Shantui SD-32 на удаление одной льдины составила 4 мин. Средний объем транспортируемой льдины — 3 м3. Часовая производительность — 45 м3 льда. Удельная производительность используемой схемы — 6,4 м3 на 1 человека в час.

В 2013 году на дражном полигоне в Амурской области был опробован другой способ удаления льда с использованием экскаватора Hyundai 430 LC типа «обратная лопата» и бульдозера Shantui SD-32.

В подготовительные работы входила резка льда на куски размером до 1,5 × 2 м на всю его толщину (около 1,5 м).

При удалении льда экскаватор был установлен на борт разреза на подсыпанную «подушку» из галечного материала. В зону его работы рабочие багрили льдины (рис. 1).

Экскаватором вынимали из разреза отдельные льдины (рис. 2) и складировали их на борт разреза. Затем лед убирали бульдозером из зоны работы экскаватора. При этом оборудование работало согласованно и помех друг другу не создавало.

 Продолжительность цикла экскаватора при удалении льда составила 20 сек. при среднем объеме льдин 3,5 м3; часовая производительность — 600 м3. Учитывая простои при ожидании подачи льдин и уборке складированного объема бульдозером, коэффициент чистой работы экскаватора составил 0,7. С учетом коэффициента производительность составила 420 м3 льда в час при работе экскаватора и бульдозера в паре.

При данном способе удаления льда было задействовано следующее количество персонала (по операциям):

- паровая резка льда — 1 чел.;

- багрение льда — 2 чел.;

- оператор экскаватора — 1 чел;

- оператор бульдозера — 1 чел.

Итого: 5 человек

Удельная производительность предложенной новой схемы — 84 м3 на 1 человека в час.

При использовании экскаватора в комплексе с бульдозером удалось повысить производительность при удалении льда из дражного разреза с 45 до 420 м3 в час, а также сократить число задействованного персонала с 7 до 5.

Для оценки экономической эффективности двух схем были использованы результаты расчета себестоимости машино-часа по программе Calc Norm [1].

Так, для бульдозера SD-32 при низком уровне нагрузки себестоимость составила 1728 руб./ч, для экскаватора 430-LC — 1569 руб./ч при тех же условиях работы.

Себестоимость выполняемых работ при расчете на указанную выше производительность составит:

- вариант с применением бульдозера — 38,4 руб./м3;

- вариант с применением экскаватора и бульдозера — 7,8 руб./м3.

Расчет выполнен без учета затрат на резку льда и привлечения дополнительного персонала. Кроме того, при использовании новой схемы эти затраты будут ниже ввиду сокращения работ с паром и уменьшения численности вспомогательного персонала.

 

Литература

Программный комплекс Calc Norm для расчета себестоимости машино-часа и определения производительности горного оборудования (версия 2.0.). ОАО «Иргиредмет», отдел ГТС и РРМ. 


-14+0
Просмотров статьи: 9500, комментариев: 23       

Комментарии, отзывы, предложения

Ксения, 30.05.16 11:10:58 — Гущенко В.В., зав.сект.ОАО «Иргиредмет»

Скажите, пожалуйста, как именно рабочие будут багрить льдины при данном способе? Если например, ширина дражного полигона составляет 30 и более метров?Я пишу по этой теме дипломный проект и именно на этот вопрос у меня возникли трудности. Буду очень благодарна за ответ!

Гущенко Виталий, 30.05.16 11:58:08 — Ксения

Для подачи льдин в зону работы экскаватора использовали коридоры шириной 4-6 м, рабочие работали по краям. Так как лед убирают вокруг драги, больших дальностей нет.

Ксения, 01.06.16 16:14:19 — Гущенко В.В., зав.сект.ОАО «Иргиредмет»

То есть, если я правильно понимаю, отверстия для стального каната также необходимы при данном способе?

Гущенко Виталий, 01.06.16 16:24:48 — Ксения

Нет, в них нет необходимости. Глыбы зачерпывает экскаватор.

Дамбукинец , 02.06.16 06:41:38 — Ксения

Отрицательные стороны технологии.

1. Утонул бульдозер в дражном котловане.

2. Выбили льдом стекла в кабинах всех экскаваторов. В результате в кабину летела грязь, попадала вода в дождь, операторов жалили насекомые.

3. Отвалы вскрыши из-за того, что за ними складировали лёд, стали сползать на полигон и раскисли после того как лед растаял. Бульдозеры не смогли выталкивать вскрышу на отвалы и вскрышные работы были значительно затруднены практически парализованы.

Гущенко Виталий, 02.06.16 06:50:47 — Дамбукинец

Какой какой технологии?

Михалыч, 02.06.16 07:42:31

Как говорится - готовь сани летом.

и почему с осени не наморозить бревна квадратами, или любым удобным способом, по весне пили любой кусок вокруг бревна, и ни каких трещин, таскай только успевай.

Инженер, 02.06.16 10:29:09 — Дамбукинец , 02.06.16

В статье описаны 2 технологии. Вы про какую технологию написали, про первую или вторую? Расскажите подробнее как стекла выбили и почему утонул бульдозер?

Дамбукинец , 03.06.16 15:20:16 — Инженер

Речь идет о технологии опробованной в 2013 году на дражном полигоне. Соответственно там использовались экскаваторы с обратной лопатой. При вычерпывании льда из разреза и его удалении, куски льда попадали в стекла экскаваторов и выбивали их.

Бульдозер sd32 выехал на лёд и тонул при внедрении этой новой технологии, бульдозерист успел выпрыгнуть. Позже бульдозер достали и через срок около 2 месяцев, после ремонта, он был направлен на выполнение горных работ.

Да вообще много, что было "интересного", когда работами на полигоне, вместо опытных местных специалистов, стали в 2013 году руководить приглашённые "учёные туристы". Но это отдельная история, и она требует написания отдельной статьи, о том как все работы велись с одним только аргументом "я кандидат, вопросы есть?"

Если будет заинтересованность, можно написать об этой печальной истории.

Магадан, 04.06.16 07:41:49 — Дамбукинец , 03.06.16

Напишите подробнее, интересно. А то сейчас непонятно почему утонул бульдозер? По технологии он, вроде, не должен выезжать на лед.

Дамбукинец, 15.06.16 05:30:30 — Магадан

Судя по описанию в статье, да не должен, но его отправили на лёд и он утонул. Может это была тупиковая ветвь "новой технологии", которая если бы расцвела, то позволила бы ещё снизить энергозатраты на удаление льда (на бумаге). А может бульдозер хотели использовать как такси для поездки по полигону (и такое бывало). По сути нет новой технологии удаления льда, удаляли лёд той техникой, что была. Обещали добыть золото в несколько раз больше чем обычно, и снизить затраты на его добычу в несколько раз, по сравнению с якобы плохой старой технологией подготовки дражного полигона. По факту результатов нет. Видимо тогда решили для отчета показать во сколько раз эффективнее удалили лёд. Как говорил Райкин в своём фельетона, к пуговицам на костюме претензий нет. Так и здесь, к удалению льда претензий нет, но последствия такие какие они есть. Факт упрямая вещь.

СНС, 15.06.16 08:10:23 — Дамбукинец, 15.06.16

Спасибо за критические замечания. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но неоправданные ожидания чаще всего бывают в том случае, если нет хорошей совместной работы. Насколько я понимаю, специалисты Иргиредмета дали какие-то рекомендации, а добывать золото должны были все таки не они, а сотрудники предприятия (прииска Дамбуки).

Поэтому ваша фраза не совсем понятна: "Обещали добыть золото в несколько раз больше чем обычно, и снизить затраты на его добычу в несколько раз, по сравнению с якобы плохой старой технологией подготовки дражного полигона. По факту результатов нет".

У меня к вам вопрос, а новая технология, которую предложил Иргиредмет, была использована? В какой мере и что было сделано? Очень часто бывает, когда работники предприятия, хотят работать по-старому. Обычная фраза: "мы всю жизнь так работали". Может у вас было по другому. Расскажите, пожалуйста, что было сделано по новой методике и что не получилось? Давайте обсудим, всем будет полезно.

Гущенко Виталий, 17.06.16 10:38:03 — Магадан

Бульдозер SD32 действительно утонул, но совсем при других обстоятельствах и в другое время, нежели описывает Дамбукинец.

Бульдозер вытаскивал лед на тросе как обычно. Весна, тепло, в итоге грязью затянуло береговую линию, и визуально она сдвинулась на лед. Бульдозер задним ходом под косым углом подъехал для зацепа троса. Так как грунтозацепы не были шипованы, он начал скользить на них в бок. Бульдозерист выпрыгнул, трактор проскальзил по просевшему льду в бок и поехал назад, так как задняя скорость была включена. Доехал до разрезанного льда и провалился.

Вот после этого задумались, как его вытащить и убрать лед. В итоге поставили экскаватор и начали вынимать лед.

В это время я там находился и наблюдал картину как утонул бульдозер, как лед убирали и как вытащили бульдозер.

Всеми работами по подготовке драги к работе, в том числе удалению льда, руководили местные специалисты.

Дамбукинец, 10.09.16 10:46:34 — Всем

В рамках новой технологии работник Иргиредмета Гущенко обещал следующее (смотреть видео с 5:17 минуты,

Для повышения эффективности производства совместно с учеными Иргиредмета внедряется новая технология.

Разработанная Иргиредмет технология позволяет:

- повысить эффективность горно-добывающего объекта, за счет снижения удельных энергозатрат, повышения производительности труда, увеличения уровня золотодобычи;

- кроме того, будет общее снижение затрат, как капитальных, так и эксплуатационных;

- основной принцип технологии - это увязка разных процессов горных работ во времени, с учетом климатических условий, максимального использования естественного солнечного тепла, комбинации работы горного оборудования на разных операциях;

- кроме того, необходимо тщательное осушение подготавливаемого полигона, что позволит ускорить процесс оттайки;

- на объекте внедрения результат будет виден этим летом, в планах есть дальнейшее плодотворное сотрудничество с прииском, которое позволит повысить уровень золотодобычи не только всего объекта, но и позволит выйти прииску на лидирующие позиции среди золотодобытчиков Амурской области.

В этом видео нет ни слова о новой технологии удаления льда из дражного полигона. Выполнения обещаний данных Гущенко о снижении затрат и повышении золотодобычи нами почему-то замечены не были. Возможно это мелочь на фоне якобы прорывной технологии удаления льда из дражного разреза, в результате чего у экскаваторов были выбиты стекла в кабинах и внутрь летела грязь и попадала вода. Горными работами руководили работники Иргиредмета совместно с горными мастерами прииска, причем мастера прииска обязаны были выполнять распоряжения работников Иргиредмета. Начиная с весны и до конца лета, каждый месяц на участке дражной добычи жили один или два работника Иргиредмета, потом они менялись с вновь приезжающими своими работниками (жили вахтой). После того как стало всем ясно, что сезон сорван, а новая технология не внедрена, работники Иргиредмет перестали приезжать.

Судя из ответов Гущенко, он вероятно или забыл или не хочет понимать уровень своей ответственности и ответственности работников Иргиредмета, участвовавших в реализации технологии, за результаты сезона 2013 года на участке дражной добычи прииска Дамбуки. По результатам такой деятельности стоит написать статью как не стоит подготавливать дражный полигон.

Магадан, 11.09.16 09:54:08 — Дамбукинец, 10.09.16

Так вы бы и написали статью о Дамбуках, чего не напишите, если у вас есть о чем? Чего вы тень на плетень наводите?

За последние годы в Магаданской обл. на Глухарином Иргиредмет хорошую работу сделал на россыпях. Промывочные приборы с отсадочной технологией привезли, все установили, ШОУ хорошую запустити. Нет проблем.

Читатель, 23.11.16 09:14:57 — Магадан

А какая связь между подготовкой дражного полигона на прииске Дамбуки и поставкой оборудования и ШОУ на Глухариный?

Сергей, 25.11.16 16:24:59 — Автору, Дамбукинцу

А почему технология выгрузки гидравлическим экскаватором вдруг стала новая с 2013 г ? На Соловьевском прииске таким способом , при наличии на объекте экскаватора, лёд из дражного разреза выгружается лет десять. Время выгрузки нарезанного льда 2- 4 дня. Ещё есть опыт выгрузки льда шагающим экскаватором- 1-2 дня, причём большая часть разрабатывалась "шагаем" из цельного не резанного массива льда. Есть способ, когда возможно посадить уровень воды в дражном разрезе до уровня, когда появляется возможность убрать впереди драги лёд бульдозерами, а оставшийся по бортам и корме драги лёд большими кусками (по несколько десятков м2) , после подъема воды сплавить вперёд на убранные площади- в этом случае время уборки-сплава займёт часы. Классическая же выгрузка с использованием гусеничной техники (бульдозера, трелевочного трактора и т.п.) подразумевает "надевание " на трос-"удочку" не одной льдины , а семь- девять и только потом оттаскивание этого ледянного "поезда". При этом способе время выгрузки составляет 3-4 дня. Средний объём выгружаемого льда для безпроблемного пуска драги в работу в весенний период составляет 1500 м3, отсюда не сложно посчитать производительность. Конечно использование гидравлического экскаватора весьма удобно, но не всегда возможна по разным причинам . А при нормальной организации труда способы по времени отличаються не критически.

Дамбукинцу- ничего не меняется в"Дамбуках" уже больше двадцати лет... Опять кто-то делает Вам не так...Когда же поймете, что никто кроме Вас, земляки, не вытащит вас из болота нищеты. Работать, думать надо..Сколько же Вам ещё " виноватых" в ваших бедах и ошибках надо найти? По утрам, когда у зеркала стоите- вниматеяльнее присмотритесь...

Гущенко Виталий, 30.11.16 16:07:55 — Сергей, 25.11.16

Прежде всего спасибо вам за описание вашего практического опыта по удалению льда из дражного разреза. Я с интересом прочитал ваш комментарий и запомнил ваши варианты.

Ваше замечание про слово "новый" я не понял. У нас в статье этого слова нет. Про дамбукинцев согласен с вами. У них хорошие возможности и можно работать эффективнее.

Будете в Иркутске - заходите в гости.

Черемнов С.А., 01.12.16 14:19:55 — Гущенко

Собираюсь быть в Иркутске на следующей неделе, к Борису Константиновичу заскочу- заходите пообщаемся

Гущенко Виталий, 02.12.16 06:06:30 — Магадан, Читатель

Определяющая составляющая в успехе нововведений - взаимодействие с заказчиком, его работниками, наличием у них желания изменить к лучшему.

В Магаданской области это желание было и есть, поэтому мы там продуктивно работали и продолжаем сотрудничать.

Где нет желания - нет результата, он может быть только локальным, в лучшем случае. В таких случаях всегда есть "крайний", как правило тот, кто пытается изменить.

Все правильно и безошибочно у тех, кто плывет по ветру, но когда штиль, вот тут виноват в остановке тот, кто рядом в другой лодке веслами гребет.

Дамбукинец, 11.12.16 09:51:05 — Гущенко

Ну чего? Как вы поплавали?

Сотрудник отдела, 11.12.16 11:52:34 — Дамбукинец, 11.12.16

Спасибо, у нас все хорошо, много интересных работ, и мы их выполняем. Заказчики довольны, мы тоже.

Дамбукинец, 28.08.17 08:50:31 — Сотруднику отдела

Всем чинам, на службе стоящим, мануфактур советникам и прочим важным ремесловых заведений персонам помнить надлежит: все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и отечеству ущерба не чинить. А кто станет прожекты абы ка ляпать - чина лишу и кнутом драть велю. Император Петр l

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Удаление льда из дражного разреза в весенний период экскаватором типа «обратная лопата»»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "шесть прибавить 2":