Золотопромышленники и выборы в 1912 году

Золото и платина, №18, 1912

Идут предвыборные собрания и во всех почти местностях России избраны уже выборщики и даже члены Госдумы. В этой государственной и общественной деятельности принимают участие и золотопромышленники.

Обычно говорят, что у всех промышленников, где бы они ни жили, каких бы политических взглядов не придерживались, позиция их практических интересов везде одинакова. Говорят, что экономические интересы спаивают в решительный момент всех промышленников в один класс, энергично отстаивающий только свои идеалы.

Конечно, такое положение возможно там, где интересам промышленников приходится сталкиваться с интересами совершенно противоположного характера, с которыми представителям промышленного класса приходится бороться; отстаивая свои часто насущные нужды.

Посмотрим, однако, насколько такое различие интересов наблюдается в золотопромышленных районах между лицами, занимающимися золотым промыслом и жителями данной местности.

Наш промысел раскинулся вдоль Урала и по Сибири, и в истории русской культуры сыграл выдающуюся роль.

Развитие уральских городов шло почти параллельно росту золотоплатинового промысла, и первый приток образованных людей, людей, которые впоследствии деятельность свою распространили и на другие области, конечно, зарождением своим был обязан исключительно золотопромышленности.

Так обстояло дело на Урале, где, кроме драгоценных металлов, имелись запасы других горных богатств, привлекших к себе внимание предпринимателей.

Если же мы перейдем к Сибири, то, не боясь впасть в преувеличение, можем сказать, что «Сибирь сделалась культурной страной, благодаря лишь развивающемуся здесь золотому промыслу».

Проведение дорог, изучение лесов, водных путей сообщения, геологические исследования, географические и другие научные экскурсии — все это совершалось по инициативе или под влиянием золотопромышленников.

Проникновение человека все дальше и глубже в тайгу, знакомство с самими отдаленными районами Сибири, заселение тех мест, где еще недавно не ступала нога человека, больницы, метеорологическая станции, ветеринары и агрономы — разве не пришло все это в Сибирь, идя по стопам энергичного и пытливого золотоискателя?

Увеличение сибирского коренного населения за счеть пришлого элемента, рост городов и крупных торговых сел объясняется исключительно тем интересом, какой возбуждал в Зауральской России золотой промысел в Сибири.

Насаждение школ, технических училищ, Университета и Томского Технологического Института в значительной степени обязано голосу золотопромышленников, отлично сознававших практическое значение и нравственное влияние, оказываемое просвещением.

Мы не будем говорить о тех крупных золотопромышленниках, которые содействовали быстрому и часто блестящему движение культуры в Сибири, эти случаи достаточно ярки и известны.

Мы хотим только доказать ту мысль, что интересы населения Сибири, как коренного, так и пришлого, и интересы золотопромышленников ни в одной из точек соприкосновения не находится во взаимном противодействии.

За это говорят не только исторические задачи золотого промысла в России, но и то, совершенно обособленное экономическое положение золотопромышленников в рядах других промышленников. Это последнее обстоятельство вытекает из самого смысла нашего промысла, добывающего продукт, не знающей перепроизводства, конкуренции и переменчивых течений на отечественных и международных рынках.

Мы хотим лишний раз подчеркнуть ту мысль, что интересы золотопромышленников и иных обывателей Сибири совершенно одинаковы, а потому и в предвыборной борьбе им не придется отстаивать свои исключительные, профессиональные интересы.

Это облегчает задачу послать в Государственную Думу такого представителя, который в достаточной степени мог бы отстаивать интересы золотого промысла, который во время деятельности Государственной Думы третьего созыва был в решительном загоне, что, конечно, нанесло урон этой отрасли промышленности.

Будущие депутаты от Сибири могут отстаивать интересы золотопромышленности в ряду тех интересов края, которые признаны желательными для процветания и развития страны с общекультурной точки зрения.

Это, как мы уже упомянули, облегчает тактические приемы предвыборной кампании. Каждый сибирский депутат, независимо от его политических убеждений, может принять на себя заботу об интересах золотого промысла, которому столь многим обязана страна, пославшая его в русский парламент.

В настоящее время кажется своевременным по всем важнейшим вопросам золотого промысла составить точную программу и наказ, которые необходимо вручить будущим народным избранникам Сибири и Урала.


-0+0
Просмотров статьи: 9128, комментариев: 40       

Комментарии, отзывы, предложения

странник, 03.11.11 12:43:36

..."Каждый сибирский депутат, независимо от его политических убеждений, может принять на себя заботу об интересах золотого промысла, которому столь многим обязана страна, пославшая его в русский парламент."- чем ни напутствие для нынешних кандидатов?

"В настоящее время кажется своевременным по всем важнейшим вопросам золотого промысла составить точную программу и наказ, которые необходимо вручить будущим народным избранникам Сибири и Урала"...- Что еще можно добавить к этому? Надо разослать всем кандидатам...

Козачишин, 04.11.11 04:15:51

Немножко романтизировано, но в целом, как ни странно, сто лет прошло - а проблемы все те же. Пусть завуалированно, но просматривается все тот же разрыв между практикой и законами.

Gen&Kap, 04.11.11 07:39:26

Ну очень интересная статья, найденная создателями сайта.Даю порубить что угодно на пятаки, но ее рейтинг с сегодняшнего (82 просмотра и 2 комментария)будет резко расти. За 100 прошедших лет движущая сила экономики и политики не изменилась.А вот роль золота многократно выросла.И чтобы добиться прогресса в золотодобыче надо выбить у тугодумов из Госдумы их козырь - отсталое представление о том, что, мол, все уже найдено, россыпи отработаны, прироста не будет.Будет!Если вернуться даже в старые рудные районы, то и там оставлены тысячи тонн техногенного россыпного золота, а пример колымской Наталки говорит о том, что новые технологии извлечения позволяют сегодня вовлечь ранее забалансовые многие сотни тонн рудного золота.И пора думцам понять, что пришло время поиска, разведки и добычи золота невидимого. Запасы невидимого золота даже в штучных(пока!) гигантах трудно обозримы. Один только африканский Витватерсранд, разрабатываемый с 1886г, до сих пор остается мировым лидером по объему добываемого золота (порядка тысячи тонн золота в год в лучшие времена). И это не считая попутной добычи урана, алмазов, пирита, осмия-иридия. Если Витватерсранд нашли не геологи, а проспекторы (Штрубен, Уолкер, Харрисон,зубной техник Аллан Робертс и др.), то кто может сомневаться в том, что и сегодня проспекторами могут быть обнаружены новые гиганты? Особенно теми, кто возьмет на вооружение достижения геологии! За советом обращайтесь к автору геолого-проспекторского метода поисков -gkaplenkov@mail.ru. Жаль, что нынешние золотопромышленники не могут осилить законотворящих думцев, ставленников хапуг-кандидатов на новых выборах.Иначе давно бы власти разрешили вольноприносительство и приобретение найденных перспективных площадей для выявления крупнотоннажных месторождений нетрадиционных формаций самого широкого спектра ископаемых.

Mining gold, 04.11.11 08:07:23

Gen&Kap включите свой Skype

Б.В.В., 04.11.11 19:28:13

Прошло 966 дней "обещалки" президента. Надо голосовать за медведей, обещанного три года ждут.

Немного осталось. "По путняму" отказ был, а "мядведев" ужо не при делах.

Gen&Kap, 05.11.11 04:44:18

Для Mining gold. Skype включен. Выждал сначала 11 часов (разница с Москвой во времени), потом- еще сутки.Тишина. Понял- это шутка посетителя, купившего, видимо, диплом в метрополитене.Грамотный читатель был бы вежливее, и сначала запросил бы позывной скайпа, удобное время для связи(по оставленному интернет-адресу), да и тема статьи требует, в основном, интереса к взаимоотношению властей и золотопромышленников, а не выяснения внешности комментатора (похожего, кстати, на Феликса Дзержинского).

ПотомокСибиряков, 05.11.11 10:15:40

Gen&Kap вы удивляете... свой мэил выложили... да Ваш скайп каждый продвинутый юзер на раз вычислит...

Вы сам же на этом ресурсе рекламировались и жаждали в Канаду...

--

Gen&Kap, 29 октября 2011 09:23:40

Да и с металлодетектором там есть, где походить.За тысячу долларов в неделю можно не только пройти путь Джека Лондона, но и увезти все намытое тобой золото!А заодно и серый шлих отобрать на предмет выявления 40-60 элементов!Может кто возьмет в попутчики?-gkaplenkov@mail.ru

http://zolotodb.ru/articles/docs/discuss/10497

--

И, Я тоже по доброте душевной просил коллег из Канады обратить внимание на Ваше предложение... но теперь вижу… ошибся... прежде надо было с шаманом посоветоваться...

toptigin, 05.11.11 13:26:27

Стара статейка. Кое что может в ней и в тему.

А интересно кого сейчас назвать Золотодобытчиком?

Тех кто моет официально? Да им эта статья вообще не куда не упиралась. Для них даже лучше что нет закона.

Тогда "Хищники" которые крупинки прячут добытые своим горбом. Которых ловят периодически товарищи из органов с лоснящимися мордами. Хотя все и работают под ними. Это же не для кого не секрет и не однократно писалось и говорилось.

Тогда о чем мы здесь говорим?

О каких таких мифических Золотодобытчиках?

Даже у геев есть партия)))))))))) которая хотела провести гей парад в столице)))))) и вела переговоры с верхами об этом.

Водители тоже имеют партию или свой профсоюз и не по детски решают проблемы с властью имущими.

На дворе двадцать первый век идет, а у нас все еще культ золота...хотя в прочем много у нас всего что не как в цивилизованных странах.

123, 05.11.11 15:24:15

Конечно, золотопромышленники разные. Но интересы по существу совпадают у большинства. Всех заела бюрократия, непродуманные законы. За редким исключением руководители предприятий видят, что законы надо менять, и видят, что от прежнего состава Госдумы ждать нечего. Нужны новые люди, новые идеи.

Крупнейший золотодобытчик М.Прохоров, когда его позвали в Правое дело, тоже хотел начать перемены. Но не угодил, и его задвинули обратно.

Противопоставлять старателей другим золотодобытчикам не стоит. Многие старатели, начав с лотка захотят бульдозер, потом несколько и что из этого? Станут врагами? По моему сейчас к выборам надо держаться вместе, тогда больше шансов добиться изменения состава Думы, а потом и законов.

toptigin, 05.11.11 17:11:05

123 Это вы что хотели сказать этим

Цитата: Противопоставлять старателей другим золотодобытчикам не стоит.

Каких старателей? Проснитесь!

Цитата: По моему сейчас к выборам надо держаться вместе, тогда больше шансов добиться изменения состава Думы, а потом и законов.

ВМЕСТЕ это как?

Создадим партию или профсоюз золотодобытчиков из старых геологов, горняков, маркшейдеров и всех тех кто духом един старательским. И пойдем как шахтеры на красную площадь лотками стучать?

toptigin, 05.11.11 17:13:42

123 Это вы что хотели сказать этим

Цитата: Противопоставлять старателей другим золотодобытчикам не стоит.

Каких старателей? Проснитесь!

Цитата: По моему сейчас к выборам надо держаться вместе, тогда больше шансов добиться изменения состава Думы, а потом и законов.

ВМЕСТЕ это как?

странник, 06.11.11 05:38:14

Какие старатели? Пжалста :СТАРАТЕЛЬ ( муж. prospector, gold digger м. gold digger) - "Рабочий, занимающийся кустарной добычей золота" (толковый словарь Ожегова,Толковый словарь Ушакова.) Или вот: "Словарь золотого промысла Российской Империи"

"СТАРАТЕЛЬ- 1) До 1864 г. вольный рабочий казенного или частного золотого промысла, обычно добывающий золото на отработанных или неблагонадежных месторождениях. — Допущены ныне называемые старатели вымывать золота; как то уже из перемытых песков из самоего турфу и в подошвах выработанных приисков по 4 рубли с золотника. Ф. 1267, о. 3, д. 600, л . 40 об; (1827 г.); Находящимся при золотых приисках у добычи песков и промывки из оных золота вольным людям, именуемым старателями, с 25 ч. минувшего июля от работ отказано. Ф. 1267, о. 4, д. 222, л. 5 (1828 г.); Старательские работы приучают не только штейгеров, но и нас смотреть хладнокровно на недомывку золота и, надеясь на старателей, говорить: «Небось старателя домоют». ГЖ, 1863, № 1: 171;

2) Рабочий, добывающий золото кустарным способом в одиночку или в составе артели и получающий плату за каждый золотник сданного золота, а также приисковый рабочий, добывающий золото сверхурочно. Ср.: Золот-ничник. — Старатели добывают золото своими средствами, отдают его владельцу прииска, получая условленную плату с каждого золотника приносимого ими золота (плата от 2 р. серебра до 2 р. 40 к. с золотника). ГЖ, 1874, т. II (апр.): 107; Семевский сообщает об эволюции самого понятия «старатель». Первоначально это был действительно человек, работающий самостоятельно, без понуждения, потом старательство превратилось в особую сверхурочную повинность. В дальнейшем положение старателей сильно менялось в разные периоды, а самый термин «старатель» понимался разными исследователями по-разному." В нынешние времена, данная категория золотодобытчиков большей частью загнана в подполье и преследуема монополистами.

123, 06.11.11 07:09:14

Похоже, вы думаете, что разреши вам с лотком без лицензии добывать золото и наступит счастье. Вы сразу пойдете голосовать за ЕР. Так что-ли?

Однако общая задача заключается в том, чтобы создать рабочие места в Сибири. Для этого нужно с одной стороны старательство и туризм с добычей золота, а с другой, не менее важно развитие золотодобывающих предприятий. Без предприятий золотодобывающие регионы не выживут. Кто налоги платить будет на содержание инфраструктуры? Человек с лотком что-ли?

У крупных предприятий крупные объекты, которые старателям не по зубам, у старателей мелкие объекты, которые не нужны крупным предприятиям. Ну и кто кому мешает? Надо бы объединиться, например, под лозунгом: "Не мешайте нам работать!", и перетрясти законы, которые связали всех, как паутина и старателей и предприятия.

toptigin, 06.11.11 10:20:24

Для страник: БОЯН!

Я нормально пользуюсь всемирной сетью.

toptigin, 06.11.11 10:21:21

Тормозят меня полицаи и говорят вы превысили скорость. У меня антирадар в машине молчал. Я говорю покажите. Мне показывают все чин по чину фот, время,дата. Я говорю что я весь участок проехал от знака ограничивающего скорость со скоростью указной на знаке. И увидав разрешающий знак нажал на педаль акселератора. Оказалось у них новый радар лазерный. Настроен он на два метра за знак. Я говорю это не честно два метра не считается. Мне предложили подать на них в суд. Но так как я понимаю что даже на два метра я нарушил я просто оплатил штраф. Сейчас вы пытаетесь мне объяснить что золото есть и значит старатель тоже. Чушь. Нет в законе такого значит ЧУШЬ.

topigin, 06.11.11 10:31:57

123 я не по наслышке знаком с промыслом. Родня раньше старалась когда это можно было. И ревматизм пальцев я видел на руках от этой работы и т.д.

Я вас что то не пойму. То вам на инфраструктуру надо то за "старателей" одиночек радеете?

Лозунг ваш кто будет говорить? Сразу в тюрьму что бы не базарили. По закону нет вольного старателя нет. Вот на нет и суда нет. Я что дурней паровоза? Я все прекрасно понимаю. Но нельзя как вы с палками на "танки". Мы же не дикари. Надо ГРАМОТНО и сообща.

странник, 07.11.11 02:55:44

Для topigin: Вы, прошу пардона, "не по наслышке" знакомы с промыслом? Родня старалась? "Сейчас вы пытаетесь мне объяснить что золото есть и значит старатель тоже. Чушь. Нет в законе такого значит ЧУШЬ"... Давайте разберемся в предмете. Золото в недрах есть. Меня и многих моих коллег, его добывающих индивидуально, по-вашему нет? Простите, а кто мы тогда по-вашему? Подмена понятий, когда старателями стали называть рабочих предприятий, произошла незаметно. "Вольного" абсолютно старателя не существовало со времени появления первых законов в этой сфере. Даже "Горная привилегия" Петра, не давала абсолютной свободы. Заключая договор с действующим предприятием, мы не становимся де-факто их рабочими. Мы не подчиняемся ни их трудовому распорядку, не зависим от "трудаков" и пр. Рабочий, отрабатывая тот самый "трудак", не знает, что ему суждено получить "по окончании промывочного сезона", а я каждый день знаю, сколько заработал и могу в любой момент свалить в другое место или домой. Разницу не улавливаете? Вот мы и добиваемся признания "ДЕ-ЮРЕ" старателей, как субъектов права. Отсутствие Закона, позволяет многим владельцам предприятий и чиновникам нас не замечать или творить правовой и финансовый произвол. А что касаемо " Надо ГРАМОТНО и сообща", то согласен...

hakas, 07.11.11 06:19:22

C праздником! Сегодня 94 годовщина Октябрьской социалистической революции.

Де факто - производственный КООПЕРАТИВ (старательская АРТЕЛЬ) во все времена по законодательству обязаны были обходиться только своими силами - без наёмной рабочей силы. В этом и заключается весь смысл старательской деятельности - работать на себя с полной самоотдачей 24 часа в сутки.

Прохожий-Хакасу, 07.11.11 07:53:25

Ну, если у тебя никого не посадили и никого не расстреляли, то за это надо выпить. Еще можешь помянуть Ежова, Берию, Сталина и прочих. Спасибо им за то, что не посадили и не расстреляли твоих предков. А если бы расстреляли, то ты бы не родился. Так что ты им жизнью обязан. Да и я тоже обязан жизнью. Моих деда с бабкой тоже не расстреляли и родителей не убили. Вот такие благодетели пришли к власти 7 ноября 1917 года.

Gen&Kap, 07.11.11 08:22:11

Друзья! У любой медали - две стороны.Надо в Октябрьской революции (а она, как вы помните, была социалистической)оценить способность России сменить образ жизни и за железным занавесом создать мощнейшую империю!И надо отдать должное Сталину, у которого нет образования и уголовное прошлое,за то, что силами ГУЛАГа он сделал это чудо.Мы помним и других сатрапов - Грозного, Петра 1, укрепивших Россию.И думаю, вы согласитесь со мной, нам нужен новый сатрап, способный расправиться с существующей вертикалью власти и вывести Россию на мировой рынок.Поверьте, нет на мировом рынке ( в частности, в Канаде) ни одной русской машины, ни одной русской тряпки и даже ни одной бутылки знаменитой русской водки!А что на рынках России? Все чужое. То то же. Так выпьем за способность русских делать революции! А вот за такие праздники, как "День народного единства"-4 ноября, или "День военного разведчика"- 5 ноября или "День судебного пристава"-6.11 и пить то не хочется. Не правда ли? Кстати, статья напоминает о выборах. Опять не пойдем голосовать?

Дедок, 07.11.11 10:16:56

С днём Великой Октябрьской Социалистической Революции!

Про ужасы Гулагов надоело, право! Недавно был в Пермск. кр. дер. Кучино. Наберите в поисковике - у них есть свой сайт - музей жертв политических репрессий. Внизу посмотрите мелким шрифтом - адреса спонсоров - сплошь американские адреса. Походил посмотрел, да херово, а как ещё должно быть в тюрьме? Почитал стенды с биографиями сидельцев - ОУНоцы, прибалты, лесные братья, прочие "альтернативщики". Ну и что Советская власть должна была с ними делать? Доп.пайки выдавать что-ли? Спрашиваю: много погибло здесь? Экскурсовод мнётся - "точной статистики нет..." Скажите примерно? " Есть статистика за последние 8лет существования зоны." "Сколько?" - "4 (четыре) человека".

странник, 07.11.11 10:39:07

Дедок видать из бывших...Эх, завезти бы его на ЖД Салехард-Игарка или на Колымскую трассу как гондурасского шпиена! Пущай бы политпросвет прошел, великий последователь "революционеров"-Швондеров!

Мефистофель, 07.11.11 10:43:10

Сейчас многие за Паутина (расширятся нештатные по всей России),если не отменят ст.191 мы в го.не. А что и как было, это наша история, её надо знать и помнить.

Админ-Дедку, 07.11.11 11:02:17

Здесь на сайте есть список расстрелянных в Бодайбинском районе. Приведено 180 фамилий по алфавиту до Гусев. А всего в списке расстрелянных 948 человек.

http://zolotodb.ru/articles/other/history/10333

Дедок - Админу, 07.11.11 11:22:49

Их расстреляли просто так, не за что? Сейчас по другому, не расстреливают, но всё равно посадить могут любого у кого нет круглой суммы.

http://www.gulagmuseum.ru/camp/history/

Админ-Дедку, 07.11.11 12:58:42

А я разве говорил, что сейчас хорошо? Я просто привел вам информацию о расстрелянных в Бодайбинском районе в сталинское время. Расстреливали их, похоже, просто так "для страха". Потом всех реабилитировали, то есть признали невиновными. Лично я выпью сегодня рюмку за упокой души безвинно убитых.

toptigin- страннику, 07.11.11 13:10:02

Странник да старатель вы старатель!

Я же писал что все мне это знакомо, а вы снова да ладом))))))))

Удачи тебе в ремесле!

Дедок - Админу, 07.11.11 14:19:56

Вы писали: "Расстреливали их похоже, просто так "для страха". Потом всех реабилитировали."

Если не повторять то, что говорит телевизор, а подумать своими мозгами, то в статье по Вашей ссылке читаем: ...много китайцев... и далее: "Особенно скверно с китайцами. Все они еле двигаются. Врач говорит, что если им не давать опиум, многие поумирают, так как все они старые курильщики опиума. В связи с тем, что не получают опиум, сильно физически страдают,- кровавые поносы, хиреют на глазах. Некоторых я поддерживаю небольшими порциями опиума".

Лично я за них пить не буду, а выпью за Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию, давшую (цитата из этой же статьи): "возможность добывать золото не для обогащения тунеядцев, а для укрепления мощи первого в мире, своего рабочего государства."

Даша, 07.11.11 15:30:06

Дедок думает, что китайцев можно истреблять просто так. Может и сам пошел бы служить в НКВД. А почему не пойти для укрепления мощи государства? Палачей, правда, потом тоже расстреливали.

Б.В.В., 07.11.11 16:26:24

Если Путин выйдет на третий срок, то может еще быть вторая октябрьская революция. Чем мельче

"государе", тем злее. Нам это надо? Прокатить надо "медведей" на выборах. Чтобы другие партии

в большинстве были. Может быть тогда что-то изменится. И идти на выборы, чтобы голоса наши не пропали.

ПотомокСибиряков, 07.11.11 16:42:48

...так и будет... СИБИРЯКИ погонят ER.

44,26% новосибирцев, определившихся с голосованием, намерены проголосовать за КПРФ,

36,34% — за «Единую Россию»,

14,71% — за ЛДПР,

2,67% — за «Справедливую Россию»,

0,74% — за «Яблоко»,

0,33% — за «Правое дело»,

0,25% — за «Патриотов России».

Опрос проводился 2 октября 2011 года, выборка составила 2500 человек, статистическая погрешность не превышает 3%.

источник здесь: http://tayga.info/columns/2011/11/07/~105828

Михалыч, 07.11.11 19:39:35

Коммуняки были уже, надо жирику дать порулить...во бардак начнётся)))мой не хочу!

ПотомокСибиряков, 07.11.11 20:47:05

...судя по опросам ЛДПР не в лидерах...

Капасёв, 10.11.11 06:29:49

Зато "Справедливую" возглавляет геофизик ;)

И я знаю человека которому он помог без рекламы

Gen&Kap, 10.11.11 06:39:06

Голосуем за Миронова! Снятый с руководства Совета Федерации, он ближе всех по своей профессии к золотопромышленности и любит не только камень (у него прекрасная коллекция), но и людей труда.

Ник, 10.11.11 08:01:24

Как можно голосовать за Миронова? У нас не президентские выборы. А какая программа у партии? Общие слова и обещания?

Анатолий, 10.11.11 10:46:06

За нас уже всё решили, читайте в теме -до выборов осталось....вот эту ссылку

http://ru.wikipedia.org/wiki/ВыборывГосударственнуюдуму(... только жёсткий контроль при подсчёте голосов.

Анатолий, 10.11.11 10:56:29

Вот тут можно оставить комент по нашей проблеме, и спросить - а почему депутаты игнорируют ваше поручение? http://lenta.ru/news/2009/01/12/comments/

MURENA4, 25.01.12 19:49:13

Понравилось : "Голосуем за "Жирика" , ждём бардака и мой не хочу ".

Патин, 25.01.12 19:53:47

Геофизики всегда были пи...ми в геологии,по крайней мере в рудной...а то,что его партия создавалась для того,чтобы голоса недовольных пенсионеров у Зюги забрать,это факт!

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Золотопромышленники и выборы в 1912 году »


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 9":