Рейтинг@Mail.ru

Предложения по созданию условий для развития рынка драгоценных металлов в России

Брайко В.Н., Иванов В.Н.
Золотодобыча, №137, Апрель, 2010

По материалам отчета Союза золотопромышленников России за 2009 год.

1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», внесенном Магаданской областной Думой в Государственную Думу 20 ноября 2009 г.

Законопроектом предлагается расширить круг субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, включив в него индивидуальных предпринимателей.

В частности, передать в пользование индивидуальным предпринимателям из нераспределенного фонда или по их заявкам участки недр, непригодные для промышленной эксплуатации, неоднократно вовлекавшиеся в отработку. Порядок и критерии отнесения участков недр к объектам недропользования индивидуальными предпринимателями предлагается устанавливать федеральному органу управления фондом недр по согласованию с субъектом Российской Федерации.

Идея законопроекта заключается в том, чтобы дополнительно извлекать полезные ископаемые из участков недр, непригодных для промышленной эксплуатации, создать реальные возможности для развития малого горного бизнеса в регионах, где основой экономики является горнодобывающая отрасль.

Считаем, что данный законопроект необходимо принять вопреки представлениям, что он нарушит обязательность государственного учета, управления и контроля за осуществлением недропользования и принцип состязательности в получении права пользования недрами, установленные законодательством о недрах, а также п. 2 ст. 10 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части установленного Президентом РФ порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней.

Все эти нормы будут прописаны субъектом РФ, а реализация продукции будет осуществляться только на территории РФ.

2. О федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере добычи драгоценных металлов и драгоценных камней.

При утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329 было установлено, что Министерство не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной политики и нормативно правовое регулирование в сфере добычи драгоценных металлов и драгоценных камней.

Минприроды России, осуществляющее «функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра» (постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 года №404), также проблемами добычи не занимается.

Предприятия по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней оказались в межведомственном вакууме. В нарушение Закона РФ «О недрах» (ст. 3,  7,  31,  36 и 37) функции государственного органа горного надзора (согласование технических проектов; установление порядка уточнения границ горных отводов; оформление разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых; согласование ежегодных планов развития горных работ и контроль за их выполнением, включая контроль за соблюдением установленных нормативов потерь при их добыче и переработке, отнесения запасов к некондиционным запасам и др.) перешли к федеральному агентству по недропользованию и осуществляются ими на основе предоставления платных государственных услуг.

Необходимо восстановить верховенство Закона РФ «О недрах» и создать орган государственного горного надзора за рациональным использованием и охраной недр при добыче полезных ископаемых с передачей ему функций, неправомерно отнесенных к федеральному агентству по недропользованию.

3. О дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от типа, расположения месторождения и стадии его освоения:

- для золота, добываемого на россыпных месторождениях, установить ставку налога на уровне 0 процентов;

- для золота, добываемого на рудных месторождениях, установить ставку на уровне 0 процентов в первые 3–5 лет отработки месторождения (в целях расчетов с банками и инвесторами в приемлемые для них сроки), а также в последние 3–5 лет жизненного цикла предприятия (в целях формирования резервов на восстановление окружающей среды по завершении отработки). В остальные периоды эксплуатации рудных месторождений применять ставку налога в 3% (что соответствует средней по странам, добывающим золото); при этом для отдаленных регионов, в которых отсутствуют или не развиты необходимые объекты инфраструктуры в виде дорог, электрических сетей и пр., снизить ставку до уровня 0–1%.

4. О восстановлении практики сезонного кредитования предприятий, ведущих добычу золота на россыпных месторождениях.

В настоящее время в связи недостатком ликвидности и ростом системных рисков в экономике банки отказывают в кредитовании даже проверенным клиентам, либо повышают процентные ставки до неприемлемых уровней (20% годовых и выше). В этой ситуации проблему можно частично решить путем выдачи банкам-кредиторам государственных гарантий со стороны правительства Российской Федерации, либо путем доведения до банков целевого финансирования, предназначенного для сезонного кредитования россыпной золотодобычи (по аналогии с кредитованием сельского хозяйства), а также поручением Гохрану России закупки золота у недропользователей с предварительным авансированием.

5. О финансировании объектов промышленной инфраструктуры (дороги, линии электропередач и т.д.) в районах добычи золота по линии Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.», а также по линии частно-государственного партнерства (с выделением ресурсов из Инвестиционного фонда РФ).

В настоящее время из 10 крупнейших месторождений золота в промышленной отработке находятся только 4. Основная причина — отсутствие дорог и электроэнергии, необходимых для строительства фабрик и их рентабельной эксплуатации. По большинству проектов вложения государства в инфраструктуру многократно окупятся за счет налоговых платежей новых производств и социального эффекта от создания новых рабочих мест.

6. О внесении изменений в нормативно-правовые акты в связи с возникшей проблемой по учету льготного стажа при досрочном оформлении пенсий работникам, занятым на добыче драгоценных металлов.


-0+0
Уникальные посетители статьи: 3203       

Комментарии, отзывы, предложения

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Предложения по созданию условий для развития рынка драгоценных металлов в России»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "тринадцать прибавить 4":