Когда остановился генератор. Автономная энергетика горного предприятия: варианты, риски, гарантии

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №153, Август, 2011

Стабильная подача электроэнергии — один из базовых факторов нормальной работы предприятий, но его значимость в полной мере осознается лишь в моменты перебоев в работе электростанций. Важно, чтобы система не подводила тогда, когда в ней больше всего нуждаются, чтобы оборудование не стало «головной болью» персонала из-за частых ремонтов или сложного обслуживания и бюджет установки и эксплуатации системы находился в рамках разумного.

 

Купил дешевле — потратил больше

Выбор оборудования для комплектации дизель-электростанций в большинстве случаев лежит на проектных организациях, которые призваны осуществлять предпроектную проработку вопросов энергоснабжения. Но на деле они далеко не всегда занимаются сравнением представленных на рынке образцов по техническим характеристикам, стоимости и затратам на эксплуатацию, не изучают и не обобщают опыт их применения на предприятиях горной промышленности. Между тем ошибочный выбор может привести к серьезным проблемам и сбоям в работе.

Вот характерный пример. На одном из ГОКов установлено 5 дизель-генераторных установок (ДГУ) мощностью по 1,1 МВт. Общая энергетическая нагрузка колеблется в пределах от 1,7 до 2,2 МВт. В обычном режиме работают две ДГУ, но если нагрузка возрастает всего на 50–100 кВт, в работу включается третья установка мощностью 1,1 МВт. Возникает диспропорция между вырабатываемой и потребляемой мощностями, что приводит к перерасходу дизельного топлива и ухудшению характеристик работы сети.

Подобные ситуации возникают на многих предприятиях, работающих от автономных источников энергоснабжения. Очевидно, что с учетом реальных режимов работы электрооборудования в таких случаях правильнее выбрать несколько дизель-генераторов меньшей мощности. Их можно подключать в единую электросеть параллельно или использовать несколько изолированных независимых сетей для питания определенного количества потребителей. Такая схема не только более экономична, но и гораздо надежнее, поскольку с увеличением количества генераторов снижается вероятность отказа электростанции в целом.

Свыше 70 % совокупной мощности реализуемых в России дизель-генераторов формируется установками мощностью от 8 до 550 кВт. Этот сегмент до начала мирового финансового кризиса демонстрировал высокие темпы роста: с 2002 г. по 2007 г. его объем по совокупной мощности вырос в 5,6 раза. Изготовлением ДГУ в России занято около 30-и производителей. В то же время импортируются дизель-генераторы более чем 120-и иностранных фирм. Особенно быстро растет доля китайской продукции. Так, если в 2007 г. она составляла лишь 2,6 % по мощности, в 2008 году — 9,2 %, то в первом полугодии 2009 г. достигла 14,2 %.

В сегменте дизель-генераторов мощностью свыше 550–560 кВт позиции российских производителей весьма слабы. Их доля в объеме поставок не превышает 3 %, хотя по уровню надежности и ряду некоторых эксплуатационных показателей они не вызывают серьезных нареканий.

Многие годы на удаленных горных предприятиях Северо-Востока одним из самых распространенных генераторов был ДГ-72, который выпускался предприятием в г. Горьком. Он отличался неприхотливостью, высокой степенью надежности, невысокими затратами на проведение технического обслуживания и ремонтов. Срок службы этих ДГУ составлял десятки лет. Но с наступлением рыночных реформ, когда стоимость дизтоплива резко возросла и стала занимать в структуре себестоимости 25–40 %, неэкономичный и тяжеловесный дизель (масса ДГ-72 составляла 32 т, что в 4–5 раз тяжелее импортных аналогов) потерял свои конкурентные преимущества. Постепенно отечественную продукцию вытеснили ДГУ иностранного производства. Такие компании как «Cummins», «FG Wilson» и «Caterpillar»  занимают сегодня более 80 % российского рынка дизель-генераторов большой мощности.

Нередко дизель-генератор покупается по принципу «чем ниже цена — тем лучше». А поскольку есть спрос на дешевые дизель-генераторы, то основные мировые производители двигателей для ДГУ — Cummins, Perkins, Volvo, Deutz — разрешают лицензионную сборку своей продукции в других странах. В таких случаях предлагаются в основном устаревшие мо­дели и только для потребления на территории страны, где организовано подобное производство. Это полностью справедливо и для производителей электрических генераторов — Stamford, Leroy Sommer.

Однако китайские производители с легкостью нарушают лицензионные соглашения, да и просто выпускают откровенные подделки. Этим пользуются другие недобросовестные дельцы: маленький офис где-нибудь в Германии плюс китайская подделка — и вот мы уже имеем дело с немецким производителем недорогих дизель-генераторов. Печально, что этот «передовой зарубежный опыт» быстро переняли в России, в том числе при выполнении государственных заказов, где денег обычно не жалеют. Принимая участие в ответственных проектах, эти поставщики контрафакта именуют себя «самостоятельными производителями дизель-генераторов».

Отсюда вывод: погнавшись за дешевизной, можно в лучшем случае получить китайскую копию. Гарантийная наработка таких дизель-генераторов составляет не более 1000 часов, тогда как нормальная фирма предлагает гораздо больше — 4000–5000 тыс. часов. При этом возникает проблема запасных частей: приобрести их у оригинального производителя невозможно, поскольку по его учету данный двигатель или генератор не проходил.

Цены представленных на рынке ДГУ, как правило, объективно отражают качественные параметры. Так, ДГУ MAN (Германия) кажутся дорогими даже на фоне изделий других западных фирм, но зато они отличаются высокой степенью надежности и меньшими затратами на содержание. Если ДГУ Caterpillar требуют проведения технического обслуживания (ТО) через 250 час, то MAN — через 400 часов. За период эксплуатации (50 тыс. час) разница в затратах на обслуживание составит миллионы рублей.

Сравнительные характеристики и цены на ДГУ различных производителей представлены в таблицах 1–4.

 

Таблица 1. Сравнение характеристик ДГУ мощностью 400–500 кВт

Фирма-производитель

Россия

ДГА-315

Cummins

С550 D5

Caterpillar С15

MAN 500

SDMO V630K

Denyo DCA-600SPK

Мощность ДГУ в режиме основного источника, кВа/кВт

315

500/400

500/400

500/400

570/456

550/440

Расход топлива при 75 % нагрузке, л/ч

72,0

77,0

75,8

121,8

85,0

81,8

Уд. расход топлива, г/кВт-ч

206

199

198,6

204

-

-

Масса ДГУ, кг

14300

4199

3881

3750

3780

9080

Наработка до капремонта, ч

60000

40000

27000

40000

30000

32000

Стоимость* оборудования, тыс. руб.

1 860

2 940

3 040

4 880

3 510

6 800

 *Цены на момент написания статьи - 2011 г

 

Таблица 2. Сравнение характеристик ДГУ мощностью 550–800 кВт

Фирма-производитель

Россия

ДГ-72

Cummins

С900 D5

Caterpillar

3412STA

MTU 1030

SDMO

X800K

Denyo

DCA-800SPK

Мощность ДГУ в режиме основного источника, кВа/кВт

800

820/656

810/648

1030/824

700/560

700/560

Расход топлива при 75 % нагрузке, л/ч

168

119

130

136

119

102

Уд. расход топлива, г/кВт-час

267

196

206

203

-

-

Масса ДГУ, кг

32 100

7 105

6 130

6 700

5 241

11 450

Наработка до капремонта, ч

60 000

40 000

27 000

18 000

30 000

-

Стоимость* оборудования, тыс. руб.

10 400

6 600

4 500

7 000

5 800

8 500

 *Цены на момент написания статьи - 2011 г

 

Таблица 3. Сравнение характеристик ДГУ мощностью 800–1200 кВт

Фирма-производитель

Cummins С1400 D5

Caterpillar 3512В

MTU 1150

SDMO

T1400

Denyo DCA-1100SPM

Мощность ДГУ в режиме основного источника, кВа/кВт

1250/1000

1275/1020

1150/920

1275/1020

1000/800

Расход топлива при 75%-й нагрузке, л/ч

199

210

232

208

154

Масса ДГУ, кг

10075

12803

8200

9781

14800

Наработка до капремонта, час

40000

27000

18000

18000

-

Затраты по материалам на 20000 ч., млн руб.

6,122

9,194

-

-

-

Стоимость*
оборудования, тыс. руб.

10750

12400

7640

10400

11810

  *Цены на момент написания статьи - 2011 г

 

Таблица 4. Сравнение характеристик ДГУ мощностью 1200-2000 кВт

Фирма-производитель

Cummins С1675

D5 С2250 D5

Caterpillar 3516

3516BHD

MTU 1650

SDMO X1850C

T1900

Мощность ДГУ в режиме

основного источника, кВа/кВт

1400/1120

1825/1460

1650/1320

1682/1346

2000/1600

2000/1600

-

1725/1380

Расход топлива при 75%-й нагрузке, л/ч

253

291

292

301

335

266

278

Уд. расход топлива, г/кВт-ч

210

198,5

214

-

191

224

-

-

Масса ДГУ, кг

10626

13220

11405

11405

15510

14850

-

12891

Наработка до капремонта, ч

60000

18000

27000

18000

-

Стоимость*
оборудования, тыс. руб.

13420

18290

18290

20060

12450

14100

13450

  *Цены на момент написания статьи - 2011 г

 

Читать продолжение статьи

 

 


-0+0
Просмотров статьи: 893, комментариев: 4       

Комментарии, отзывы, предложения

Читатель, 12.12.16 06:22:00 — Автору

Написали бы, что сейчас в России осталось? Хотя бы простой перечень, у кого ДЭСки приличные.

Zevg, 12.12.16 09:35:44 — Редакция

Я не ошибаюсь, если вижу, что дата статьи - 2011 год? Статья актуальна?

СНС, 12.12.16 10:46:59 — Zevg, 12.12.16

По нашему мнению за 5 лет техника изменилась незначительно и выбор оборудования по-прежнему важная задача. Потому мы сочли полезным поместить статью П.Д.Луняшина. Цены, конечно, изменились, об этом везде есть ссылки.

Мы часто помещаем на сайт статьи из архивов, даже 50-70-летней давности, так как они бывают (по нашей оценке) лучше, чем современные и в них можно найти полезную информацию.

Леонид, 12.12.16 12:26:08 — Автору

Автор видимо понятие не имеет что где и как, по опыту SDMO хваленый не справился с якутскими реалиями и умер за полгода, а вот Kipor китайчонок до сих пор жив уже как 8 лет.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Когда остановился генератор. Автономная энергетика горного предприятия: варианты, риски, гарантии »


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "три прибавить 2":

подписаться на комментарии