Вчера у меня был своеобразный праздник – три года, как я ушел из Иргиредмета и стал свободной птицей. С удовольствием проработал там почти 50 лет, и этот период оставил у меня множество теплых воспоминаний. Я с благодарностью вспоминаю многих замечательных людей, прекрасное здание института, кабинет с окнами на Ангару, бульвар Гагарина, по которому я гулял и бегал почти каждый день.
АО "Иргиредмет", 2021 г.
Много лет я был научным сотрудником Иргиредмета и хотел бы сказать несколько слов о науке и о НИИ, в котором я работал.
Иргиредмет в советское время был головным научно-исследовательским институтом золотодобывающей промышленности СССР. В его большом здании на бульваре Гагарина работало около 750 человек, среди которых было 72 кандидата и два доктора наук. В институте было до 30 исследовательских лабораторий, охватывающих все аспекты золотодобычи — от геологии до аффинажа.
Иргиредмет относился к Министерству цветной металлургии СССР (МЦМ). В его структуре находилось «Союззолото», которое отвечало за добычу золота в стране. Невыполнение планов по добыче было недопустимо и могло привести к серьезным последствиям для руководителей отрасли, а в довоенные годы – даже к репрессиям.
Главной задачей Иргиредмета было обеспечение передового уровня технологий на предприятиях золотодобывающей отрасли. Специальный отдел института занимался мониторингом новейших мировых разработок, и Иргиредмет внедрял все современные достижения в производство.
Научно-информационная деятельность института начала развиваться в 1930-х годах, когда руководителем «Союззолота» стал А. П. Серебровский. Объем исследований значительно увеличился, и для их внедрения в производство в Иркутске стали выпускать технические журналы: «Цветметзолото», «Россыпи и руды», «Золото и платина» и «Золото». В этих изданиях публиковались материалы о сырьевой базе, методах поисков и разведки, новых технологиях, оборудовании и передовых методах организации труда.
В 1935 году был издан первый сборник трудов Иргиредмета (тогда – Гинзолото). С тех пор сборники выпускались регулярно, за исключением военного времени и постперестроечных лет. С 1935 по 2001 год было издано 46 книг.
В 1966 году в институте был создан отраслевой Отдел научно-технической информации (ОНТИ) для изучения и распространения технических достижений и передового опыта. В отделе работали опытные переводчики, изучавшие зарубежные журналы и переводившие наиболее важные статьи. Вся информация аккумулировалась в библиотеке Иргиредмета (существует с 1871 года) и в картотеке, занимавшей десятки специальных железных шкафов. Отдел выпускал информационные листки о новых достижениях и распространял их среди предприятий. В этот период ежегодно издавались научные труды института.
Все научные сотрудники Иргиредмета участвовали в распространении научно-технической информации. Публикации в профильных журналах входили в их должностные обязанности, ведущие специалисты выпускали монографии, участвовали в конференциях и выставках, в том числе международных. В целом, в советское время в Иргиредмете проводилась масштабная работа по изучению и внедрению передовых технологий.
С учетом мирового опыта в Иргиредмете велись исследования по совершенствованию процессов и технологий, их адаптации к российским условиям и месторождениям. Каждое золоторудное месторождение уникально, поэтому простое копирование технологий не всегда давало ожидаемый эффект.
Однако в 1990-х годах ситуация изменилась. Не стало ни СССР, ни многих научных лабораторий, в том числе и той, в которой я проработал долгие годы, защитил кандидатскую диссертацию и планировал докторскую. Геология перестала быть востребованной. К этому времени Мингео обнаружило так много месторождений, что их запаса хватает до сих пор. Финансирование отрасли резко сократилось, многие геологи остались без работы и были вынуждены искать новые занятия.
Геологическая наука стала невостребованной, но появилось новое интересное направление – реклама. Искать клиентов оказалось важнее, чем искать месторождения. Я с удивлением обнаружил, что реклама и маркетинг — это тоже науки, причем весьма сложные и динамично развивающиеся. В СССР эта сфера была практически неразвита. В результате в Иргиредмете вместо геологической лаборатории появился рекламный отдел. В 1998 году мы начали издавать журнал «Золотодобыча», редактором которого стал я.
В 2022 году я решил, что пора уходить. Журнал продолжает издаваться Иргиредметом, и его успешно ведет Степан Верхозин. Я рад, что мое детище продолжает жить.
Теперь у меня остался интернет — я редактор сайта zolotodb.ru. Это позволяет мне оставаться в контакте с коллегами и друзьями, но при этом я свободен. Больше нет необходимости выпускать ежемесячный журнал, я могу путешествовать по миру, оставаясь в курсе всех событий в отрасли. Иногда я вспоминаю, что был ведущим научным сотрудником лаборатории Рудничной и приисковой геологии и пишу статьи по вопросам, которыми когда-то занимался.
Большую часть жизни я посвятил науке. И не жалею ни одного дня. Наука — это поиск, это вызов, это радость открытия. И несравненное удовольствие, когда удается решить задачу и добиться успеха. Без науки невозможен прогресс, она двигает человечество вперед, помогает нам понимать окружающий мир, изобретать, совершенствовать, адаптироваться.
Всем, кто ищет и находит, — привет и пожелание удачи!
Комментарии, отзывы, предложения
Мимо шел, 09.02.25 04:34:30 — Автору
А что стало с наукой в Иргиредмете, когда прекратилось госфинансирование от Союззолота? Геология, как вы написали, умерла, а остальное?
Автор, 09.02.25 06:09:20 — Мимо шел, 09.02.25
Геология в Иргиредмете, пожалуй, умерла совсем. Из трех больших геологических лабораторий (Минералогии и вещественного состава, Техногенных россыпей, Рудничной и приисковой геологии") в Иргиредмете осталось всего несколько человек. Не стало в Иргиредмете горных лабораторий. Меньше сократились лаборатории, где проводили исследования руд и разработка технологических регламентов.
Научные исследования меньше финансировались, и их стало меньше. Иргиредмет стал в большей мере инженерной фирмой и выполняет работы необходимые предприятиям. Для этого были организованы новые подразделения: Коммерческий центр - поставки оборудования из Китая, Проектный отдел, Рекламно-маркетинговый отдел. Позже восстановили Горно-геологический отдел, который делает для предприятий различные расчеты и отчеты, которые требуют Роснедра.
Мальцев, 09.02.25 19:41:28 — АВСD, Кавчику Б.К., всем
Случаи «ухода или увода» ценной научной информации в девяностые и нулевые годы в нашей стране хорошо известны. В годы своей полевой молодости, работая в Тындинской ГРЭ, я стал свидетелем довольно примитивного, но яркого примера такого увода геологической информации. В результате РЕАЛЬНОГО пожара в геологической камералке, ЯКОБЫ сгорели разведочные отчеты по всем россыпным объектам экспедиции. Такое было время и такой был бизнес в те лихие годы и ворошить прошлое наверное не стоит. Наоборот, мне хотелось бы поделиться с коллегами идеей, касающейся нашего общего будущего. Несмотря на все достоинства замечательного сайта ЗД, я считаю, что для полноценного комьюнити специалистов- профессионалов не хватает какой-то свободной информационной площадки, где возможно было бы обмениваться любой информацией в любых форматах, без помощи и без ограничений со стороны администраторов и редакторов. Если кому-то покажется интересной эта идея и появятся возможные пути ее реализации, я оставляю свои контакты в конце комментария.
Мальцев Евгений Николаевич
Магадан, 10.02.25 01:24:40
Спасибо, что вспомнили про российскую науку. Помянуть ее, конечно, надо. Может, где-то она и есть, но в золотодобыче полный голяк. Был ВНИИ-1, был ЦНИГРИ, был Иргиредмет. Названия и легенды остались. А специалистов нет. Да и в целом геология вымирающая специальность в России.
Мальцев зря надеется: "для полноценного комьюнити специалистов- профессионалов не хватает какой-то свободной информационной площадки, где возможно было бы обмениваться любой информацией в любых форматах, без помощи и без ограничений со стороны администраторов и редакторов."
К сожалению, дело не в площадке, в России некому делиться и нечем.
СНС, 10.02.25 04:27:31
Прочитал комментарии. Похоже, что наука у нас была только раньше. Сейчас, по поводу российской науки ни в одном комментарии ничего не сообщается. Нет ее совсем что-ли? Хоть кто-нибудь выпил 8-го за науку? Может пожелал ей здравия и процветания?
Эй, наука! Есть еще такая в России?
999, 10.02.25 07:39:23 — СНС
ПО обогащению, постоянно работы идут. На науку, ради писанины, сейчас, деньги дают, но реже.
КАС, 10.02.25 08:16:00 — 999
Обогащение - в России очень популярно, тут и фантазия и изобретательность в полной мере без стыда и совести.
Соболев А.О. , 10.02.25 09:25:27 — Кавчику Б. К.
Борис Константинович, какая может быть наука, когда у аспиранта сейчас 8 тыс. руб. стипендия , а все гранты достаются, в основном, авторитетным старшим товарищам, которым за 50 лет?? Вспомните, на примере Ленинграда-С. Петербурга, какая была школа технологов-обогатителей в Горном институте, МЕХАНОБРЕ, ВАМИ и др. и что сейчас от этого осталось ? Оклад у ст.н.с. должен быть не менее 300 т.р., а у м.н.с. 100 тыс. р. чтобы люди пошли в науку...А главное ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК !!
Брат, 10.02.25 10:41:56
Ну, за науку!
Мальцев, 10.02.25 11:35:09 — Немного в защиту науки
Буквально два дня назад вернулся с конференции Неделя Горняка в МИСИС. Мы (институт ТОМС) принимали участие в секциях «Информационные технологии в горном деле и «Обогащение и глубокая переработка полезных ископаемых». С учетом того , что в мероприятии принимали участие передовые умы вузовской и прикладной науки нам удалось протестить наши методические (теоретические) подходы и оценить практические результаты. Это немного обнадеживает в том плане, что наука не совсем умерла , но увы жива в основном лишь в двух столицах, да в нескольких Институтах РАН ( Кольский, Сибирский, Уральский...) В подтверждение моих слов можно ознакомится с программой конференции, доступной на официальном сайте Недели Горняка в МИСИС.
Брат, 10.02.25 19:48:06 — Мальцев
А без учёта того протестить бы не удалось, не говоря уж за оценку практических результатов? Слабовата "обнадёжка"-то... Пациент, получается, всё же скорее мёртв, чем жив.
Журавлев , 10.02.25 20:10:47
Наука дело живое и потому склонно к передвижению. К тому же она любит свободу, а в клетке превращается в надутого индюка, который жрет и с..т.
Сильный птенчик вырастает и улетает. Счастливого пути.
Какая наука, например, в геологии с нашими экспертизами? А чего стоят регламенты, инструкции, методики?
Мальцев, 10.02.25 21:55:21 — Брат
Всё относительно
На производстве ситуация еще хуже.
Задавая вопросы о применяемых технологиях моделирования специалистам даже из очень крутых и крупных компаний – было ощущение что мы разговариваем на разных языках ((
Словно я блуждаю в лабиринте…
Мальцев, 10.02.25 21:57:29 — Журавлев
Про регламенты, инструкции, методики - вы абсолютно правы
Брат, 10.02.25 22:39:42 — Мальцев
Лабиринт, говорите... У меня отличный от вашего сегмент приложения сил, но ощущения сходные. И не очень понятно, куда именно улетает журавлёвский "сильный птенчик", он ведь мало кому интересен.
Магадан, 11.02.25 01:40:45 — Брат, 10.02.25
Вы правы, сильные птенчики мало кому интересны. Пинка им в зад, пусть валят.
АВСD, 08.02.25 22:42:14 — Кавчику Б.К.
Из прессы 2006 года :"Британская компания Peter Hambro объявила о покупке 80% акций иркутского института «Иргиредмет». Стоимость сделки составляет $40 млн. В течение этого года компания намерена приобрести оставшиеся 20% акций за $10 млн.... Peter Hambro объявила о том, что 11 октября завершила сделку по приобретению 80% акций АО «Иргиредмет» (Иркутский государственный научно-исследовательский институт благородных и редких металлов и алмазов). Актив обошелся горнодобывающей компании в $40 млн. При этом имя контрагента, у которого были приобретены акции, компания не уточнила. По данным „Ъ“, ранее акции принадлежали топ-менеджерам «Иргиредмета», в том числе гендиректору Владимиру Дементьеву." Интересно, а кто оценил стоимость института в 50 млн. долларов и как все научные разработки созданные при СССР , в том числе сведения о золоторудных месторождениях ушли Британской компании " ?