В соответствии с конституцией Бразилии все минеральные ресурсы являются собственностью государства, а их разведка и добыча должны производиться с учетом национальных интересов страны.
Существует несколько основных видов лицензий на проведение геологоразведочных и горнодобывающих работ (не касается разведки и добычи нефти), среди которых:
- разрешение на разведку;
- концессия на добычу;
- разрешение на непромышленную добычу.
Разведка и разработка минеральных ресурсов разрешена исключительно для граждан Бразилии. Иностранная компания для получения соответствующей лицензии должна быть зарегистрирована на территории Бразилии, а также представить доказательства наличия достаточных финансовых и технических средств для реализации горнодобывающего проекта, соответствовать требованиям по защите окружающей среды и т.д.
Каждый вид деятельности регулирует определенное правительственное агентство:
-разведку, непромышленную добычу — Национальный департамент добычи минерального сырья (Departamento Nacional de Produção Mineral, DNPM);
-добычу — Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики (Ministério de Minas e Energia, MME);
-защита окружающей среды — департаменты на уровне штата.
Лицензирование разведки работает по принципу «первый пришел — первый получил». Срок действия варьируется от 1 до 3 лет (возможно продление); максимальная площадь одного отвода — от 50 до 10000 га, в зависимости от места и типа полезного ископаемого. Кроме того, данный тип лицензии предполагает:
- наличие утвержденного плана,
- выплату ежегодной пошлины в размере 832,82 R$ (около 15,3 тыс. руб; здесь и далее — по курсу на конец апреля 2016 г.),
- предоставление отчетности по проделанной работе.
По горному законодательству Бразилии под добычей понимается связанная последовательность действий с целью коммерческой разработки месторождения (от добычи до переработки добываемого сырья). Концессия действует до полной отработки объекта; ограничена площадью, определяемой ранее выданной лицензией на разведку; должна быть обеспечена техническим и экономическим обоснованием добычи. Кроме того, требуется получение «экологической» лицензии, составление и утверждение плана горных работ и рекультивации, ежегодная отчетность по проделанной работе, доходам, продажам и т.п. Владелец концессии имеет полное право на извлекаемые минералы.
Добыча в Бразилии облагается рядом роялти и налогов. Роялти (т.н. финансовая компенсация за разработку минерального сырья; Financial compensation for mineral exploitation, CFEM) выплачивается в виде фиксированного процента от дохода компании с продажи продукта, например: 3 % — алюминий, марганец, поташ и др.; 2 % — железная руда, уголь и др.; 0,2 % — драгоценные камни, карбонаты, благородные металлы; 1 % — золото. Часть (12 %) от суммы роялти идет в федеральный бюджет, 23 % — в бюджет штата, 65 % — в муниципальный бюджет.
Также горнодобывающая компания обязана выплачивать ряд налогов и пошлин общего плана: налог на прибыль предприятий (максимальная ставка — 34 %), налог на добавленную стоимость (7–19 %), отчисления и выплаты по социальному страхованию (9,25 %), налог на финансовые операции и т.п.
Следует заметить, что Национальный департамент добычи минерального сырья Бразилии активно работает над повышением эффективности и автоматизации своей деятельности. Так, на базе сайта Департамента существуют различные информационные сервисы, портал подачи заявлений, интерактивная система «SigMine», содержащая данные по добыче и проектам в стране, и т.д.
Непромышленная добыча золота в Бразилии
По сравнению с другими странами Южной Америки в Бразилии действует одно из самых сложных и проработанных законодательств, регулирующих непромышленную добычу. В июне 2008 г. в стране был принят так называемый закон «О статусе непромышленной добычи» (Statute of Garimpeiro). В рамках него к этой категории можно отнести индивидуальную трудовую деятельность, трудовую деятельность в виде партнерства, кооперативов и т.п. Также данный закон требует восстановления земли, которой в процессе разработки полезного ископаемого нанесен ущерб, соответствия действующим правилам и нормам по защите окружающей среды и охране труда и т.д. Добытчик, способный доказать, что золото получено легальным путем (то есть на участке с разрешением), имеет право продажи драгоценного металла непосредственно конечному потребителю. Разрешение на непромышленную добычу предоставляет DNPM (Национальный департамент добычи минерального сырья). Он требуется выплаты ежегодной пошлины в размере 167,86 R$ (≈3,0 тыс. руб.); максимальный срок действия — 5 лет (с возможностью продления), площадь отвода — 50 га.
Непромышленная добыча в Бразилии, легальная и нелегальная, распространена чрезвычайно широко. По разным оценкам, в этой сфере может быть занято до миллиона жителей страны (из них золото непосредственно добывают около 200 тыс. человек; оценки разнятся). Кроме золота, таким образом, как правило, разрабатывают алмазы и некоторые другие драгоценные камни. Непромышленная золотодобыча в основном ведется в центральной и северной частях Бразилии, в бассейне реки Амазонка (рис. 1).
Примечательно, что уровень непромышленной золотодобычи в стране достаточно высок: на нее в разное время приходилось от 10 до 40 % от добытого драгоценного металла (табл. 1).
Таблица 1. Уровень и доля непромышленной добычи золота в Бразилии, 1999–2013 гг. Источник: DNPM
Год |
Промышленная добыча, т |
Непромышленная добыча, т |
Всего, т |
Доля непромышленной добычи, % |
1999 |
42,4 |
9,1 |
51,5 |
17,7% |
2000 |
42,0 |
8,4 |
50,4 |
16,7% |
2001 |
46,0 |
5,9 |
51,9 |
11,4% |
2002 |
32,9 |
8,7 |
41,6 |
20,9% |
2003 |
26,1 |
14,3 |
40,4 |
35,4% |
2004 |
28,5 |
19,1 |
47,6 |
40,1% |
2005 |
32,8 |
8,3 |
41,1 |
20,2% |
2006 |
37,9 |
5,2 |
43,1 |
12,1% |
2007 |
44,4 |
5,2 |
49,6 |
10,5% |
2008 |
46,1 |
8,6 |
54,7 |
15,7% |
2009 |
52,9 |
8,1 |
61,0 |
13,3% |
2010 |
55,1 |
6,4 |
61,5 |
10,4% |
2011 |
56,9 |
8,2 |
65,1 |
12,6% |
2012 |
56,7 |
10,1 |
66,8 |
15,1% |
2013 |
67,9 |
11,6 |
79,5 |
14,6% |
Непромышленные золотодобытчики (т.н. «гаримпейро», garimpeiro) Бразилии, как правило, собираются в небольшие группы и организуют партнерства с владельцами необходимого оборудования. В рамках этого неформального соглашения первые вкладывают свой труд, вторые — технику, а также несут все связанные с работой расходы, например, на питание и проживание. Добытое золото делится между добытчиками и владельцем оборудования обычно в пропорции 30 на 70 (чем больше оборудования, тем меньше доля добытчиков). Хотя такое устройство не совсем соответствует законодательству Бразилии, оно принимается как выгодное всеми участниками процесса.
Обычно старатели живут в лесу недалеко от рудника в простых деревянных строениях. В некоторых случаях рядом с участком располагаются небольшие поселения, которые на Амазонке называют «куррутела» (currutela). Куррутела (рис. 2) выполняет очень важную социально-экономическую функцию: здесь добытчики сбывают золото, закупают все необходимое, пользуются различными услугами и т.п.
Большая часть непромышленного золота в бассейне Амазонки добывается из вторичных месторождений, в частности россыпных, традиционными способами (рис. 3), при этом широко используются драги (рис. 4).
Тем не менее, разработка коренных месторождений, как правило, открытая, также достаточно распространена . В основном залежи находят случайно в процессе разработки россыпей. Для вскрытия породы используют различные приспособления, в частности гидравлические молоты, взрывчатые вещества, иногда технику. Затем материал складывают в отвалы и перерабатывают. Непромышленные добытчики, в силу отсутствия или недостатка соответствующих знаний и навыков, для переработки и извлечения золота прибегают к использованию простейших методов — гравитационного обогащения и амальгамации, что, конечно, наносит серьезный вред окружающей среде.
В целом непромышленной золотодобыче в Бразилии, в особенности нелегальной (неформализованной, рис. 5), присущи проблемы, распространенные и в других странах Латинской Америки. К ним можно отнести широкое использование ртути, примитивное оборудование, тяжелые условия труда, преступность, негативное влияние на окружающую среду (особенно актуально для бассейна Амазонки) и т.д.
Во время роста цены на золото многие жители страны, ранее занимавшиеся фермерством, заготовкой леса и другими видами деятельности, сознательно занялись добычей золота в надежде быстрого обогащения. По некоторым оценкам, в месяц бразильский кустарь зарабатывает в среднем по 600 R$ (чуть более 11 тыс. руб.). Как было сказано выше, в основном они работают индивидуально или небольшими группами, однако в стране действуют крупные объединения и ассоциации добытчиков (самое крупное насчитывает около 42 тыс. человек).
Между властями и непромышленными золотодобытчиками Бразилии часто возникают конфликты. Многие гаримпейро обвиняют правительство в открытой поддержке промышленных предприятий, в частности иностранных, чрезмерно облегчая для них процесс получения всех необходимых разрешений и документов; многие выражают крайнее недовольство трудностью и проволочками в процессе официального оформления своей деятельности. На почве этих проблем время от времени происходят столкновения полиции со старателями, работающими на участках, принадлежащих компаниям.
Список использованных источников
1.Cuadernos del CEDLA. Small-scale gold mining in the amazon the cases of Bolivia, Brazil, Colombia, Peru and Suriname, http://www.cedla.uva.nl/50_publications/pdf/cuadernos/cuad26.pdf
2.Departamento Nacional de Produção Mineral. The Mining Regulatory Process in Brazil, http://www.dnpm.gov.br/
3.Lago Dourado Minerals. Summary of Brazilian Mining Legislation, http://lagodourado.com/pdfs/articles/Summary_of_Brazilian_Mining_Legislation.pdf
4. Mathis, A. Artisanal and small-scale gold mining in the North of Brazil (Amapá and the North of Pará),
http://d2ouvy59p0dg6k.cloudfront.net/downloads/2011_artisinal_and_small_scale_gold_mining_in_the_north_of_brazil_1.pdf
5.Ministério de Minas e Energia. Brazilian Mining Code – License Procedures, http://ec.europa.eu
6.Quaresma de Lima, R. How effective are the existing regulations towards the formalisation of artisanal and small-scale mining activities in brazil? What lessons can be learned from the brazilian experience?, www.dundee.ac.uk/
7.Seccatore, J. Sustainable management of resources and reserves in small-scale mining, http://www.teses.usp.br/teses/disponiveis/3/3134/tde-24042015-145743/en.php
8.United Nations Environment Programme. ASGM mining in Brazil, http://www.unep.org/chemicalsandwaste/Portals/9/Mercury/Documents/ASGM/Presentations_Forum/Day%202/Brazil.pdf
Комментарии, отзывы, предложения
Владимир Мядзель, 06.07.17 19:46:49
Хочется выразить благодарность автору за качественный контент. В русскоязычном интернете очень мало достоверной информации о Бразилии и еще меньше о горной отрасли этой страны.
Однако у такого вида обзоров существует «слабое место», они составляются по доступным в сети информации. Специалисту, который не имеет непосредственного опыта работы в стране, бывает сложно оценить качество, степень обобщенности и достоверность информации. Еще одно «слабое место» это то, что многие материалы получаются в результате двойного/тройного перевода, в результате накапливаются ошибки/упрощения/обобщения перевода.
Если автор не против, я могу сделать некоторые дополнения/исправления информации представленной в статье в форме комментариев.
Например:
В первом абзаце статьи говорится о том, что конституционно недра являются собственностью государства, для полного понимания хочу раскрыть этот момент.
Вся земля в Бразилии является частной собственностью. Конечно, существует земля федеральная, штатская и префектурная. Существуют всевозможные заповедники, охранные зоны, с разным уровнем подчинения, но основная часть это частные владения. Владелец земли это superficiário, от слова superfície – поверхность, в самом названии «закодировано», что он владеет правом на использование только поверхности земли, т.е. почвенно-растительного слоя. Если владелец на своем участке устроит закапушку для добычи глины или песка для собственных нужд, с точки зрения закона это нарушение.
В конституции говорится, что общественный интерес имеет приоритет над частным. Что это значит для собственника земли?
Первое, он не может препятствовать проведению изысканий на своей территории.
Второе, в случаи открытия месторождения полезных ископаемых он должен передать свою землю горной компании, которая получила лицензию на добычу. Конечно, не безвозмездно, существует несколько вариантов компенсации ущербов землевладельцу.
Не смотря на то, что закон полностью на стороне горнодобывающей компании и в случаи конфликта все судебные решения будут в пользу горного предприятии, майнинговые компании стремятся решить вопрос компенсаций землевладельцам «полюбовно». Судебная система в Бразилии работает хорошо, но при желании любой судебный процесс можно затянуть до бесконечности. Так как для бизнеса время=деньги, то единственный путь это соглашение сторон.
Есть еще один аспект, право убивать непрошеных гостей на своей земле все еще в силе, с культурной и юридической точки зрения.
Верхозин С., 18.07.17 03:21:56 — Владимиру
Владимир, большое спасибо за Ваши дополнения. Взгляд и информация изнутри всегда интересны.
КАС, 18.07.17 05:50:44 — Владимир Мядзель
"Есть еще один аспект, право убивать непрошеных гостей на своей земле все еще в силе, с культурной и юридической точки зрения."
Как же это? Если я получу лицензию на недра, то я должен к ним подземный ход копать что-ли? Раз на земле меня убить могут!
Владимир Мядзель, 20.07.17 18:05:37 — КАС
Ключевое слово «непрошеные гости», право собственности тут священно, есть даже поговорка «если ты убил кого-то на улице, перекинь его тело через свой забор». Конституционно каждый гражданин имеет право на три единицы оружия.
Лицензия на ГРР не дает Вам право загонять буровые, трактора, ставить лагерь для техперсонала на участок лицензии без каких-либо согласований с землевладельцами. Первым этапом после получения разрешения на ГРР идет составление карты всех землевладельцев и подписания договоров и соглашений с ними. А если земельный участок находится в законной аренде, то договор с землевладельцем и арендатором.
В договоре указывается о компенсациях и условия восстановления участков. Например, Вы открыли траншею, сделали описание, привязали с топографами, отобрали пробы, сфотографировали и должны все закопать, так как сломанные ноги у скота никому не нужны.
Вот реальный пример из практики: землевладелец обязал компанию расположить метки устьев скважин на глубину 0,5 метра, так как глубина вспашки 30 сантиметров. Аргументируя тем, что он хочет на этом участке посадить кофе и будет обрабатывать участок тракторами. Когда я делал аудит, то на участке ни какого кофе не было, и каждую метку устья скважины мне откапывали.
Если Вы, вернее Ваша компания, получила лицензию на отработку ПИ, то опять-таки, необходимо компенсировать потери землевладельцам. Есть три варианта, покупка земли, долгосрочная аренда земли, выплата роялти с добычи. У всех вариантов есть свои тонкости и особенности.
Но бывают и не стандартные ситуации. Например, в штате Туканчин один землевладелец заявил, что ему совершенно не интересно что и как они будут добывать. Его семья многие поколения выращивает скот, так что если они хотят его землю, они должны ему предложить равноценный обмен в данном регионе. Компания купила равноценную фазенду неподалеку и обменялась. Конечно, были дополнительные компенсации по инфраструктуре.
Иванов В., 24.06.16 12:06:43
на базе сайта Департамента существуют различные информационные сервисы, портал подачи заявлений, интерактивная система «SigMine», содержащая данные по добыче и проектам в стране, и т.д.
Наше МПР купило бы себе их программы и тоже сидело бы заполняло все сервисы.