«Золотая промышленность», №№ 4–5, 1938
Правительство Советского Союза в ряде постановлений отметило огромное значение внедрения в народное хозяйство газогенераторных двигателей.
Газогенераторные двигатели имеют исключительное значение в деле механизации процессов золотодобычи. Газогенераторный двигатель позволяет в отдаленных таежных районах обойтись без завоза дорогостоящего жидкого топлива. Топливо для газогенератора, дерево, имеется в тайге в неисчерпаемых количествах.
Нарком тяжелой промышленности тов. Каганович Л.М. приказал немедленно внедрить в золотую промышленность передвижные гидроустановки, работающие от тракторов, на которых установлен газогенератор. Эти установки должны сильно двинуть вперед добычу золота из россыпей. Они уже спроектированы Гипрозолото, и ведется работа по их комплектованию.
Трестом Гидромеханизация НКТП (Народного комиссариата тяжелой промышленности) разрабатывается еще ряд проектов использования газогенераторного трактора как двигателя на гидравликах.
Установка газогенераторов на транспортных машинах (автомобилях и тракторах) создает все условия для бесперебойной работы транспорта вне зависимости от снабжения привозным горючим для еще большего усиления автотракторных парков наших предприятий и речных флотов Енисея, Лены и других судоходных рек Сибири.
Газовые двигатели, работающие на генераторном газе, потребляют минимальное количество жидкого горючего, необходимого только на кратковременный период их пуска.
Внедрение газогенераторных установок в золотую промышленность означает возможность широкой механизации целого ряда работ небольшого масштаба, вооружения мелких предприятий и приисков и крупных старательских артелей первоклассной техникой на базе использования местных видов топлива и в первую очередь отходов лесного хозяйства. Внедрение газогенераторов и газовых двигателей малой и средней мощности означает возможность рентабельного ведения золотодобычных работ в отдаленных районах, оторванных от линий железных дорог, не связанных с сетями крупных электростанций, не имеющих мощной топливной базы для постройки собственной электростанции.
Газогенераторная установка на тракторе ЧТЗ «Сталинец-65» разработана НАТИ (Научным автотракторным институтом в Москве) и принята к изготовлению Челябинским тракторным заводом. Газогенераторный трактор ЧТЗ С-65 с газогенератором Г-25 и газовым двигателем МГ-17 представляет собой обычный трактор ЧТЗ С-65, прежде имевший двигатель дизеля М-17, который работал на соляровом масле и развивал мощность на коленчатом валу до 80 л.с. Для переоборудованного газогенераторного трактора расход древесного топлива составляет 38–14 кг/час.
Топливо для газогенераторов должно иметь влажность не выше 25 %. Нужно отметить, что при газификации количество влаги всегда возрастает за счет химических реакций. Влага, смешанная с твердыми частицами и смолами, сильно загрязняет газопроводы и очистную аппаратуру и может проникать в двигатель трактора. Для газогенератора требуется предварительно высушенное топливо. Кроме того, следует предпочитать твердые породы мягким. Последние дают много летучих смол, загрязняющих трубопроводы и двигатель, и имеют повышенную зольность и пониженную теплотворную способность. В заграничной практике используют смесь, состоящую на 25 % из мягких и на 75 % из твердых пород. Также нужно избегать засорения топлива песком и землей. Если газогенераторный трактор работает в стационарных условиях, то система газоочистки может быть сделана более совершенной путем постановки жидкостных очистителей (водяных и масляных) или увеличением диаметра и длины горизонтальных пластинчатых очистителей, которые могут располагаться вне габаритов трактора.
В апреле 1937 г. Украинским институтом торфа были проведены предварительные испытания газификации торфа на древесном газогенераторе конструкции «Моссудоверфь», работавшем на двигателе ЧТЗ мощностью 60 л. с.
Торф был низинный, средней степени разложения. Перед загрузкой в генератор он измельчался на куски величиной 5–6 см. Для разжига генератора служил древесный уголь. Установлено, что для разжига с естественной тягой требуется около двух часов. Конструкция дровяного генератора обусловила зависание топлива при его переходе из бункера в топливник и необходимость шуровки через каждый час.
Проведенные испытания показали возможность газификации торфа в газогенераторе подобной конструкции. Газ получался лучшего состава и с меньшим содержанием смолы, чем при сосновых чурках. Двигатель работал более мягко.
Преимущества торфа как газогенераторного топлива следующие: 1) дешевизна и простота разделки на куски; 2) меньшая смолистость по сравнению с сосновыми чурками и 3) способность длительно (1–2 суток) сохранять огонь в топливнике после прекращения работы газогенератора.
Кроме работы на транспорте, газогенераторный трактор ЧТЗ может быть использован как стационарный двигатель для привода в движение целого ряда механизмов и машин: электрических генераторов, насосов и пр.
Газогенераторные тракторы могут быть установлены на малолитражных драгах, драглайнах и золотомойках, у буровых станков и на разведочно-эксплуатационных работах, на рудоподъеме из неглубоких шахт, у золотопромывочных бочек — словом везде, где требуется двигатель мощностью 60–70 л.с.
Большой интерес представляют передвижные газогенераторные электростанции, которые могут найти применение на работах небольшого масштаба (старательских, разведочно-эксплуатационных и пр.). Гипрозолото разработан проект такой электростанции на основе тракторного двигателя ЧТЗ С-60, конвертированного на газ путем смены головок цилиндров. С двигателем жесткой муфтой соединен генератор трехфазного тока МС 315-4/10 мощностью 47 кВт, напряжением 380/220 вольт и числом оборотов 600 в минуту. Ориентировочная проектная стоимость электростанции 22 тыс. руб. Электростанции подобного типа в течение нескольких лет успешно работают в лесной промышленности.
Приведем в качестве примера данные по одной из таких станций. Мощность электрической станции 28–32 кВт. Оборудование, газогенераторное и электрическое, расположено на тракторе, и тракторист одновременно управляет обеими частями. В качестве газогенераторной установки для станции был взят газогенератор И. С. Декаленкова Пионер Д-8, изготовленный Подольским заводом. Газогенератор смонтирован сзади трактора на высоте 0,5 м от земли. Электрогенератор трехфазного тока нормальной частоты, мощностью 44 кВт и напряжением 230/400 вольт при 1000 об/мин расположен на тракторе слева от сидения тракториста (на месте топливного бака).
Испытания показали, что станция выдерживает мощность 30–35 кВт. Расход топлива на выработанный киловатт-час — 1,8 кг. Стоимость 1 киловатт-часа — 30–40 коп. Топливо — сосна или ель с влажностью 20 %. Стоимость станции, не считая газогенераторного трактора, 5–6 тыс. руб. Производство передвижных электростанций на тракторе ЧТЗ-60 сейчас налаживается на Онегозаводе треста Лесосудомашстрой (г. Петрозаводск).
Широкое внедрение газогенераторных машин в практику золотодобычных работ ставит одной из первоочередных задач организацию механизированных баз и механизацию заготовки газогенераторного топлива, т.е. подготовки древесных чурок кубической формы размером 5 см. В качестве основного оборудования могут быть использованы балансирная пила и специальные колуны. Раскряжевку бревен на дискообразные отрезки лучше всего производить на балансирной пиле с верхним расположением пильного диска, выпускаемой заводом «Вятский металлист». Ролики стола для подачи бревен должны иметь совершенно свободный ход; их диаметр должен быть менее 200–250 мм. Диски от распиловки бревен по специальному лотку скатываются от пилы к колуну. Средняя производительность пилы за 8-часовую смену составляет 8,5 м3 плотной древесной массы; потребная мощность — 11 л.с.; диаметр пильного диска — 1000 мм; число оборотов — 900 в минуту; количество отходов в опилках — 8,3%, в недопиленных чурках — 4,2 %.
Колка дисков производится при помощи колуна М-Ц треста Кареллес. Работа на колуне очень проста и заключается в подаче к гребенке чурок, подлежащих расколке. Производительность колуна полностью обеспечивает расколку всех отпиленных дисков. Потребная мощность колуна составляет 2 л.с. Пила, колун и двигатель могут быть смонтированы на одной тележке или санях.
Перед рудниками и приисками золотой промышленности поставлена большая задача внедрения и освоения газогенераторных машин в условиях транспортной и стационарной работы. Для выполнения этой задачи необходимо, чтобы проектные организации системы Главзолото и в первую очередь Гипрозолото немедленно приступили к проектированию стационарных установок: насосов, золотомоек, малолитражных драг, электрогенераторов, приводимых в движение газогенераторным трактором. При этом должен быть использован большой опыт Наркомвода и Наркомлеса и их проектных организаций и лабораторий, которые в течение ряда лет испытывают и эксплуатируют различные газогенераторные установки.
Главзолото обязано в кратчайший срок выявить возможности применения трактора к имеющемуся на рудниках и приисках оборудованию. Наряду с этим для каждого конкретного случая необходимо разработать схемы и конструкции соединения тракторного двигателя с различными механизмами. Кроме того, должны быть организованы работы по конвертированию дизельмоторов на газ. Эти работы могут быть выполнены в механических мастерских многих золотых приисков и рудников и дадут возможность перевести на генераторный газ уже работающие в золотой промышленности тракторы ЧТЗ.
В настоящее время газогенераторные двигатели не забыты. Их делают умельцы для развлечения и для работы в условиях, где проще найти дрова, чем бензин.
Комментарии, отзывы, предложения
Анатолий, 12.10.15 06:11:42 — Всем
Конечно для горнотранспортных машин это не реально, но вот для питания ДЭС в поселках старательских (60 - 100квт) или насосных установок на промприборах - ну короче на стационарных установках - вполне приемлемо
Влад, 12.10.15 06:51:07
Квадрацикл бы для тайги сделать на дровах, чтобы не быть привязанным к бензину. Это же будет "вечный двигатель". Кто сделает?
Хантер, 12.10.15 15:02:33 — Админу
Найдите, кто делает.
Мне на лодку надо. Бензина на нее не напасешься.
гражданин Ресурсной Федерации, 12.10.15 17:47:16
"Конечно для горнотранспортных машин это не реально, но вот для питания ДЭС в поселках старательских (60 - 100квт) или насосных установок на промприборах - ну короче на стационарных установках - вполне приемлемо"
Народ на Жигули газогенераторы ставит, а уж на тяжелую технику и подавно ставить нужно.
Для квадроцикла газогенератор разумнее разместить в небольшом прицепе.
На лодку я бы поставил двигатель Стирлинга, если конечно требуемая скорость не превышает 30 кмчас.
Студент, 01.11.15 05:40:26
Пошарил по Интернету, про газогенераторные двигатели много написано. Только не написано, где можно купить и сколько стоит газогенераторный двигатель для лодки или для квадроцикла. Может я прозевал? А если никто не делает, то почему бы не начать производство?
витагор, 14.11.15 14:24:33 — студенту
Газ огне ра тор ная установка плюс оборудование для газа легкового автомобиля плюс мотор Лифан китаец 22 л.с. работает два сезона на мото блоке с прицепом на ездил по тайге около 300км.
Магаданец, 15.11.15 01:22:28 — Витагор
Подробнее напиши, что у тебя работает.
Алексей, 03.12.15 12:54:29 — всем нуждающимся
к2030 году в сибири зимы не будет может быть .создадутся условия для создания двигателей основанных на расщеплении воды. с молекул водорода поймать кпд гораздо проще на мой вгляд. хотя паровоз уменьшить можно преобразуя пар в механику. надо просто подумать. спрос рождает предложения.
Иван, 03.12.15 15:28:29 — Алексей, 03.12.15
Приходи, когда сделаешь.
;, 03.12.15 22:45:00
В развитом мире обсуждают выпуск ядерно-магнитный резонанс и на этих технологиях генераторные установки , а в Расее как всегда технологии прошлого века.
Магадан, 04.12.15 01:32:37
Так нам с америкосами не по пути, им вперед, а нам назад. Самое время на дровишки переходить.
гражданин Ресурсной Федерации, 12.10.15 04:51:05 — Всем
Очень актуально, только полицаи вряд ли дадут ездить с такой силовой установкой по дорогам общего пользования.
Для таежных приисков хорошее решение.