Золотодобыча в Соединенных Штатах Америки. Часть 3

Верхозин С.С., вед.аналит., к.ф.н.
Золотодобыча, №200, Июль, 2015

Часть 1;     Часть 2

Роль государства, особенности законодательства, геологоразведочные работы, проблемы

О роли государства в горной  промышленности США

Законодательные и технические аспекты горнодобывающей промышленности США сложны. Различные типы добычи регулируются многочисленными законами и контролирующими органами как на уровне отдельного штата, так и всей страны.

Разведка и добыча в каждом случае организуется по-разному в зависимости от множества факторов, таких, как категории земель, на которых находится месторождение; местного законодательства; предполагаемого метода ведения разведки, добычи и обогащения; специфических требований защиты окружающей среды, охраны труда и т.д.

Добыча в США регламентируется и контролируется различными государственными агентствами, а правительство штата главным образом занимается надзором деятельности в целом.

Можно выделить следующие основные учреждения, занимающиеся обеспечением, регулированием, контролем и надзором за геологоразведочной и горнодобывающей деятельностью:

•Служба контроля открытых горных работ (Office of Surface Mining, OSM).

•Бюро по управлению государственными и общественными землями (Bureau of Land Management, BLM).

•Управление национальных парков (National Park Service, NPS).

•Геологическая служба США (United States Geological Survey, USGS).

•Служба по контролю за использованием минеральных ресурсов (Minerals Management Service, MMS).

•Лесная служба США (United States Forest Service, USFS).

•Агентство охраны окружающей среды (Environmental Protection Agency, EPA).

•Управление по охране труда и промышленной гигиене в горнодобывающей промышленности (Mine Safety and Health Administration, MSHA).

Государственные учреждения занимаются, главным образом, финансированием и реализацией различных программ и инициатив по улучшению процесса добычи и связанных с этой отраслью областей на местном и национальном уровне. Среди них можно, выделить, например, федеральную программу по борьбе с загрязнением окружающей среды, по улучшению охраны труда, снижению отрицательного воздей-ствия действующих, закрытых, заброшенных горнодобывающих предприятий; программу по развитию на территории отработанных рудников альтернативных источников энергии; различные программы рекультивации, защиты окружающей среды и т.д.

 

Геологическая служба США

С точки зрения собственно разведки и добычи одну из основных ролей играет Геологическая служба США (USGS). Ее официальная миссия — предоставление геологической, топографической и гидрологической информации, которая вносит вклад в разумное использование национальных природных ресурсов. Геологическая служба занимается составлением карт, баз данных, проведением исследований водных и энергетических ресурсов, полезных ископаемых, земной поверхности, геологии и т.д. Вкратце основные функции Службы заключаются в: (1) проведении и спонсировании исследований в области геологии, картографирования, гидрологии и связанных дисциплин; (2) публикации отчетов и карт, организации и поддержке соответствующих баз данных, распространении информации, предоставлении научной и технической помощи; (3) координировании топографической, геологической и картографической работы.

Геологическая служба США появилась в 1879 году. Главный офис находится в Рестоне, штат Виргиния; два ведущих отдела — в Денвере (Колорадо) и Менло-Парк (Калифорния). В USGS работает около 9 тыс. человек. Служба подведомственна Министерству внутренних дел США. Служба состоит из 4 подразделений (рис. 1, схема слева вверху).

Стоит отметить, что информация, предоставляемая Геологической службой США, весьма обширна и в основном находится в открытом доступе. Она включает данные не только по США, но и по всему миру. На сайте USGS (www.usgs.gov) можно найти исторические сведения, разнообразные публикации и ознакомительные материалы, интерактивные карты действующих и закрытых рудников по отдельным видам минерального сырья (рис. 2), карты зарубежных горнодобывающих и обогатительных предприятий (рис. 3), ежегодные подробные отчеты и статистику по добыче и разведке полезных ископаемых (рис. 4, образец отчета слева) и многое другое. Материалы Гелогической службы США опубликованы в Интернете и  находятся в открытом доступе.

 

Рис.2. Карта разрабатываемых и отработанных месторождений золота, золотоизвлекательных фабрик и районов ГРР в США
Рис.2. Карта разрабатываемых и отработанных месторождений золота, золотоизвлекательных фабрик и районов ГРР в США

 

Рис.3. Горнодобывающие и обогатительные предприятия северной и центральной части Евразии (из отчета USGS)
Рис.3. Горнодобывающие и обогатительные предприятия северной и центральной части Евразии (из отчета USGS)

 

Геологоразведочные работы

По объемам геологоразведочных работ (ГРР) на золото США занимает одно из ведущих мест в мире. По данным «SNL Metals & Mining» за 2013 год, на страну приходится 8 % общемировых ГРР (например, на Канаду 13 %, Чили 6 %, Россию 5 %, Австралию 13 %; в отчете вместе с золотом учитывается разведка меди). Больше всего средств выделяется на разведку месторождений в штатах Невада, Аризона и Аляска. В 2013 году 68 % затрат на ГРР пришлось именно на эти 3 штата.

В Геологической службе США есть данные по 153 активным ГРР проектам, из них на Неваду приходится 37 %; Аризону — 13 %; на Аляску — 12 %;  Айдахо — 7 %; Юта — 5 %; Калифорнию и Флориду – по 4 %; Колорадо, Нью-Мексико и Вайоминг – по 3 %. Мелкие геологоразведочные работы велись в Алабаме, Мичигане, Миннесоте, Монтане, Орегоне, Южной Каролине, Южной Дакоте, Техасе, Вашингтоне и Висконсине.

В Неваде 96 % всех затрат на ГРР за 2012 год пошло на разведку драгоценных металлов, в основном, золота и серебра. По данным Бюро по управлению государственными и общественными землями, в 2012 году в Неваде насчитывалось около 199 тыс. активных клаймов (горных отводов).

На Аляске в 2013 году проводилась масштабная разведка, хотя точных данных за этот период пока нет. Самый популярный район для ГРР — юго-запад и восток штата. В основном на Аляске ведется поиск месторождений драгоценных металлов и полиметаллических руд.

В общей сложности, по оценке Геологической службы, в 2013–2014 годах в США велась геологоразведочная работа над 7 сравнительно крупными проектами (таблица).По данным на 2014 год, предполагаемые ресурсы золота США составляют 33 тыс. т, из них выявленные — 15 тыс. т и вероятные — 18 тыс. т. Около трети вероятных ресурсов золота содержатся в медных месторождениях порфиритового типа. Запасы золота в США оцениваются в 3 тыс. т или 5 % от общемировых (55 тыс. т).

В 2013 году общий бюджет разведки негорючих минералов в США составил около 1 млрд $, что на 38 % меньше, чем в 2012 году (1,7 млрд $). Около половины этих средств было затрачено на разведку золота. Большую часть бюджета ГРР (55 %) обеспечили крупные горнодобывающие компании, еще 37 % — компании-юниоры, на которых следует остановиться подробнее

 

Крупные геологоразведочные проекты в США в 2013-2014 гг.

Проект

Штат

Полезное
ископаемое

Компания

Запасы/Ресурсы Au, т

Pebble

Аляска

Cu, Au, Mo

Northern Dynasty Minerals

1 150

Golden Meadows

Айдахо

Au, Ag, Sb

Midas Gold Corp

131

Cove-McCoy

Невада

Au

Premier Gold Mines Ltd

5

Long Canyon

Невада

Au

Newmont Mining

80

Spring Valley

Невада

Au

Barrick Gold

65

Goliad

Техас

U3O8 (оксид урана)

Uranium Energy Corp

1 700

Bear Lodge

Вайоминг

редкоземельные металлы

Rare Element Resources

224 000

 

 Юниорские (юниорные) компании

Это явление хорошо известное и широко распространенное, в частности в Канаде и США. Основная цель юниорской компании — получение добавленной стоимости в результате развития минерально-сырьевого актива. Иными словами, юниор разведывает потенциально прибыльное месторождение и, за редким исключением, продает права на его разработку крупному предприятию.

По определению Роберта Кларка (Robert Clark), директора департамента горных налогов министерства природных ресурсов Канады, типичная юниорская геологоразведочная компания обладает следующими качествами:

•не производит денежной наличности (не ведет добычи);

•имеет минимальные оборотные средства;

•главные активы компании — лицензионные участки;

•сотрудникам компании платят из фондовых опционов;

•средства для геологоразведки возникают через выпуск акций.

Юниорская компания имеет следующие главные особенности:

•корпоративная структура, которая обеспечивает доступ к капиталу путем выпуска ценных бумаг;

•наличие профессиональных кадров в области геологоразведки и управления;

•как правило, не имеет недвижимого имущества, а ценность акций полностью зависит от вероятности открытия на перспективном участке месторождения, имеющего промышленное значение;

•после того как открывает месторождение, его не разрабатывает (как правило).

Юниорские компании наиболее распространены в Канаде, хотя в Соединенных Штатах их тоже довольно много. Среди 10 самых заметных и успешных юниоров, которые выделяет журнал «Mining Global», есть несколько американских, в частности «Midway Gold Corp» (разведка и добыча золота и серебра в Северной Америке), которая работает на проектах «Pan», «Tonopah», «Gold Rock» (все в Неваде) и «Gold Reserve Inc», занимающаяся разведкой различных месторождений в Венесуэле.

Развитие и распространение юниорских компании обусловлено рядом причин, в частности, относительно легким процессом получения в США лицензии на разведку (по сравнению с лицензированием добычи). Проиллюстрируем этот тезис на примере самого богатого золотом штата США — Невады.

 

Получение лицензии на разведку золота в США на примере Невады

Разведка золота в США в Неваде в частности производится на так называемых клаймах (горных отводах) — участках земли под ГРР, размерами, определяемыми законами страны и штата. Занять клайм может гражданин Соединенных Штатов, иммигрант, собирающийся получить гражданство, или компания. Клайм должен быть расположен на общественной, доступной для разведки и добычи земле. Если в результате разведки выявляется коммерческое месторождение, оно должно быть сертифицировано в Геологическом управлении, которое рекомендует размеры ренты, роялти и связанные с ними платежи. После этого концессионер или арендатор должен подать в соответствующий орган государственной власти заявку на разрешение осуществлять добычу. Концессионер с согласия соответствующего компетентного органа может переуступить возможность осуществления прав по концессии (фактического осуществления добычи) специализированной добывающей компании, сохранив за собой часть доходов от добычи.

Большое значение при получении лицензии на разведку имеет тип клайма — россыпной или рудный: на рудном клайме нельзя заниматься разведкой россыпей и наоборот. Есть вариант получения двойной лицензии (предполагает оба типа клаймов), но в этом случае сначала регистрируется россыпной.

Ограничения на количество клаймов, которые может получить один человек, законом не предусмотрено, однако все необходимые процедуры должны быть выполнены для каждого из них в отдельности.

Чтобы клайм считался действительным, на нем должны быть разведаны определенные минеральные ресурсы. После этого участок выводится из категории свободных земель, а разведчик получает права на его ресурсы.

Максимальная длина рудного клайма — 1500 футов (457 м), ширина — 600 футов (183 м). По возможности, длинная ось клайма должна идти вдоль жилы или залежи. Участок определенным образом помечается с помощью специальных знаков. Законом Невады установлены требования на подачу уведомления о местоположении клайма, предоставление его карты, а также заполнение специального сертификата и других необходимых документов.

Федеральный закон требует, чтобы ежегодно на каждом клайме производилась определенная работа. Она предполагает, например, оценку затрат на различные геологоразведочные работы, геологические и геофизические изыскания, строительство необходимой инфраструктуры и т.д. Затраты на ее выполнение должны составлять не менее 100 $ в год.

Получение и сохранение клайма в Неваде предполагает уплату ряда пошлин: 20$/клайм — плата за обслуживание; 37$/клайм — плата за регистрацию; 155$/клайм в год — плата за сохранение права.

Клайм можно запатентовать. Обычно это делается при обнаружении значительных ресурсов или при проведении некоторых усовершенствований на участке общей стоимостью не менее 500 $. После патентования владелец получает исключительное право на клайм и не облагается упомянутыми выше пошлинами, а сам отвод получает статус частной собственности. В этом случае запатентованный участок попадает в список облагаемых налогами объектов. Процесс получения патента предполагает доказательство наличия месторождения; он сложный, часто дорогостоящий и не всегда заканчивается успешно.

В целом, юниорская компания может сравнительно легко получить право на разведку полезных ископаемых, а обнаружив богатое месторождение, например, месторождение золота, выгодно продать свою лицензию крупной корпорации.

Некоторые особенности законодательства США в сфере добычи полезных ископаемых

Основы законодательного регулирования добычи полезных ископаемых и связанных с ней вопросов землепользования были заложены в «Горном законе 1872 года» (или «Всеобщий закон о горной добыче» — The General Mining Law). «Горный закон 1872 года» развился из серии юридических, законодательных и административных модификаций. Фактически закон провозгласил систему так называемого открытого доступа к разведке и разработке недр — «патентную систему». Первоначально она распространялась на разведку и добычу как руд и иных минералов, так и топливных ресурсов. Однако после принятия закона «О горной аренде» (Mineral Leasing Act of 1920) механизмом доступа к разведке и добыче топливных ресурсов стала арендно-лицензионная система. Иными словами, в основе современного американского государственного регулирования добычи лежит двойственная система:

•Для рудных и некоторых нерудных ресурсов — патентный доступ, предусматривающий исключительное право разработку конкретного месторождения;

•Для топливных ресурсов и углеводородов — доступ без передачи прав собственности на недра, с выплатой регулярных рентных отчислений в процентах от стоимости добываемого сырья.

С точки зрения прав собственности на недра система недропользования США является одной из наиболее сложных (что связано с многоуровневой иерархией прав собственности на недра). Большую роль играет, на каких землях расположены недра: федеральных, землях штата или частных. В США управление и нормативно-правовое регулирование в сфере недропользования различаются в зависимости от субъекта права собственности на земельный участок. Недра в этой стране могут находиться в собственности государства, штатов и частных лиц (последняя является предметом большого числа изъятий и ограничений).

Законодательство США предусматривает, что недра могут предоставляться в пользование только своим гражданам и юридическим лицам, созданным в этом государстве. Иностранные лица могут быть привлечены к недропользованию в США только на основании договора. Концессионные и иные виды договоров о приобретении прав на недра применяются на практике, как правило, для предоставления в пользование недр, находящихся в частной собственности. Но большая часть правоотношений в этой сфере регулируется законодательством отдельных штатов.

 

Проблемы горнодобывающей промышленности США

Падение в США общего уровня добычи полезных ископаемых (и золота в частности) обусловлено не только объективными причинами, например, истощением разрабатываемых месторождений, но и рядом проблем, касающихся горной политики страны.

По результатам исследования Институтом Фрейзера (Fraser Institute) инвестиционной привлекательности за 2014 год, Соединенные Штаты получили достаточно низкие (на фоне других стран-лидеров мировой горнодобывающей промышленности) оценки по целому ряду критериев, связанных с горной политикой и законодательством, хотя в целом ситуация в этом плане улучшилась по сравнению с 2013 г.

На основе этого специалисты аналитической фирмы «SNL Financial» выделили 3 главные проблемы, стоящие перед американской горнодобывающей отраслью.

Первая проблема — долгая процедура оформления необходимых разрешений и получения лицензии на добычу. Этот аспект считается основным барьером на пути инвестирования и наращивания добычи в США. Сложная система законов требует получения добытчиком многочисленных разрешений от департаментов и агентств самого разного уровня: федерального, уровня штата, местного. Они в свою очередь зависят от того, кто владеет правами на участок разведки или добычи, на какой категории земель он находится и т.д. В результате процесс лицензирования растягивается на довольно большой срок (на годы).

Вторая проблема — расходы на добычу. По сравнению с другими странами затраты на разработку месторождений в Соединенных Штатах очень высоки. Это обусловлено низким содержанием золота на многих месторождениях, высоким уровнем зарплат, строгими требованиями к охране труда, окружающей среды и т.д. Все это приводит к увеличению общих затрат и себестоимости добычи.

Третья проблема — недостаток геологоразведочных работ. Американские компании проводили масштабные геологоразведочные работы на протяжении последних 15 лет, однако, несмотря на это, в настоящее время наблюдается падение уровня выявления новых запасов и финансирования этой деятельности.

 

Литература

Берлин С.И., Мировая практика финансово-правового регулирования в нефтяной промышленности // Современные наукоемкие технологии. 2005, № 3, www.rae.ru

• Википедия. Геологическая служба США, https://ru.wikipedia.org

• Волков А.М., Публичное администрирование недропользования по законодательству стран СНГ // Правовая инициатива №10, 2013. (Электронный журнал), http://49e.ru/ru/2013/10/14

• Информационно-аналитические материалы Государственной Думы. Общие принципы регулирования добычи полезных ископаемых в США, http://iam.duma.gov.ru/node/8/4544/15500

• Корнилов, М.Ф., Овчарова, Е.С., Юниорные компании в России – миф или реальность // Недропользование XXI век. № 3(40), 2013, http://rjcgroup.ru/pages/doc/np6k.pdf

• Павленко В. И., Регулирование сферы недропользования в приарктических странах (США, Канаде, Норвегии) /В. И. Павленко, Ю. Г. Селюков // Арктика: экология и экономика, http://www.ibrae.ac.ru

• BLM Nevada. Mining Claim Fee Requirements, www.blm.gov

• Fraser Institute. Survey of Mining Companies: 2014, http://www.fraserinstitute.org/research-news/display.aspx?id=22259

• Mining engineering magazine. Exploration Review 2013, http://minerals.usgs.gov/minerals/mflow/exploration-2013.pdf

• Mining Global. Top 10 Global Junior Mining Companies

• Nevada Bureau of Mines and Geology. Mining claim procedures for Nevada prospectors and miners, http://www.clarkcountynv.gov

•National Mining Association. Minerals: America's Strength, http://www.nma.org/pdf/fact_sheets/mas.pdf

•SNL Metals & Mining. U.S. Mines to Market, http://mineralsmakelife.org/assets/images/content/resources/NMA_Report_-_Web_version_FINAL1.pdf

•SNL Metals & Mining. World Exploration Trends 2014, http://go.snl.com/rs/snlfinanciallc/images/WETReport_0114.pdf

• U.S. Geological Survey Manual, http://www.usgs.gov/usgs-manual/toc.html

•U.S. Geological Survey. Mineral Commodity Summaries 2015, http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/mcs/2015/mcs2015.pdf

• United Nations Department of Economic and Social Affairs. Mining. United States of America, www.un.org 

Часть 1

Часть 2

Окончание статьи:  Разработка россыпей на Аляске


-1+1
Просмотров статьи: 6712, комментариев: 7       

Комментарии, отзывы, предложения

alik , 02.12.15 17:05:59 — сайту

Весьма интересная и заслуживающая внимания статья, полезная как для относительно молодых геологических служб (и приравниваемых к нему) России и других стран бывшего Большого Сов. Союза, так и для относительно новь испеченных частных инвесторов того же бывшего Союза.

Простой, 03.12.15 12:15:18

Не понял, а кто у них торговлей лицензиями занимается и где у них ГКЗ США?

АВС, 07.12.15 14:09:36 — автору

После ряда ваших обзоров по недропользованию в различных странах, хотелось чтобы вы сделали синтез и написали, насколько "степень благоприятствования для горной отрасли" коррелирует с уровнем политической свободы и "хорошими" законами о недрах. Также и с правами на недра, всё же наибольший прогресс наблюдается в тех странах, где участки недр являются предметом купли-продажи, могут переходить по наследству, быть предметом залога в банках и т.д.

Автор, 07.12.15 14:29:51 — АВС

А такие работы уже есть. См., например:

http://zolotodb.ru/articles/other/11226

http://zolotodb.ru/articles/geology/other/11027

АВС, 07.12.15 14:44:15 — автору

Спасибо, я их читал. Так же как вашу статью в Золотодобыча №11 за этот год. Фрагменты ответов есть, в целом корреляция не подмечена. Примерно такие материалы есть в двух русско-язычных обзорах компании "КИНРОСС"(в одном их них комментарии С.Гуриева). Наверно сложность в том, что однозначно классифицировать политический строй в таких странах как, например, Казахстан, Китай, РФ затруднительно :-))

Автор, 07.12.15 15:49:24 — АВС

Спасибо Вам за предложение! Мы обсудим его в редакции.

Б.Кавчик, 08.12.15 08:25:51 — АВС, 07.12.15

Сделать исследование: насколько "степень благоприятствования для горной отрасли" коррелирует с уровнем политической свободы и "хорошими" законами о недрах, по-моему, интересно для докторской диссертации. Может быть вы за это возьметесь? Как говорят, кто предложил, тот и делает.

Практически о том, что улучшение законов способствует улучшению горной отрасли, известно. Например, наши чиновники внесли небольшие изменения в приказ № 61, и это сразу увеличило число заявок. "Согласно данным Роснедр, на 1 октября 2015 г. агентством было получено 520 заявок на проведение ГРР в рамках заявительного принципа."

Козе понятно, что бизнес идет туда, где хорошо, а не туда где плохо.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Золотодобыча в Соединенных Штатах Америки. Часть 3»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "три прибавить 14":