О необходимости разработать метод подсчета изменяющихся запасов песков и содержания в них золота

Шаманский
Золотодобыча, №118, Сентябрь, 2008

От редакции бюллетеня "Золотодобыча". Продолжаем тему освоения непромышленных россыпей золота. Таких россыпей множество, но современное российское законодательство не позволяет законно добывать из них золото.

В 1929 году по реке Зее косовое золото добывало 800 старателей, около 100 кг ежегодно. За 60 лет (пока оно не добывается) в океан унесено 6 т  золота. Это только из 1 реки. В целом по России никто не считал... Проблема в том, что запасы косового золото трудно посчитать, а пока золото не посчитано – его нельзя добывать. Разработать методику подсчета золота в косовых россыпях предлагал Шаманский в 1929 году. Для разработки методики необходим учет многих факторов (см.статью), и она получается сложной в разработке и в реализации. В результате получается, что мы спускаем в океан тонны драгоценного металла только потому, что его нельзя посчитать. А ведь можно сначала добыть, а потом посчитать.... Так, между прочим, делают во многих странах. В России разрабатывать эффективные законы, похоже, некому.

 

«Золото и платина», №9, декабрь 1929 г. (С сокращением)

При подсчете запасов делается допущение, что подсчитываемый запас является неизменным. Такое допущение в большинстве случаев вполне правильно. В отличие от подобных случаев некоторые россыпные месторождения золота почти совсем не имеют не изменяющихся запасов металла. Запасы в таких месторождениях быстро изменяются, во многих случаях даже по нескольку раз в год.

Из россыпных месторождений, обладающих почти исключительно изменяющимися и после выработки быстро восстанавливающимися запасами, можно указать на речные косы.

Золотосодержащие речные косы известны по многим рекам Сибирского края: по р. Казыру, по р. Томи, по верхнему течению р. Енисея и некоторых его притоков, по р. Витиму и Витимкану, по р. Зее, по р. Нюкже, правому притоку Олекмы, по р. Вилюю и по др. рекам.

Лица, изучавшие золотосодержащие речные косы, характеризуют свойства кос и косового золота следующим образом:

1. Косы появляются на излучинах рек и на том берегу их, который обращен выпуклостью к реке, а также около некоторых речных островов.

2. Материал, из которого состоят косы, распределяется в них по удельному весу и крупности, и галя обычно находится в головке косы.

3. В головке же косы узкой полосой содержится и золото.

4. Золото обычно тертое, легкое, может всплывать на поверхность воды и держится на ней, пока снова не смочится водою. Иногда на ряду с таким «плывучим» золотом в косах имеется и более «веское» золото (р. Нюкжа).

5. После выработки косы золото в ней на следующий год, а в некоторых случаях и в тот же год, вновь появляется; иногда же запасы золота на выработанной косе не восстанавливаются в течение 2-3-х лет.

6. Более богаты те речные косы, которые затопляются не очень часто, раза два в год, но запас золота и в таких косах настолько мал, что вряд ли можно применить к эксплуатации кос какой-либо механизированный способ добычи. Вероятно, придется лишь довольствоваться усовершенствованием промывных устройств, применяемых старателями при промывке косового золота.

Малые запасы золота в косе и разбросанность кос на значительном расстоянии по течению реки, вероятно, еще долгое время заставят осуществлять эксплуатацию кос лишь старательским способом. При необходимости планировать и строить некоторые расчеты на старательском золоте, добываемом на косах, совершенно необходимо знать, будет ли в следующем году на косах какой-либо реки золото, и в каком количестве. Известно, что в некоторые годы те косы, которые в прошлом году содержали хорошее золото, оказываются в следующем году совершенно не золотосодержащими.

В «обжитых» районах, где косовое золото добывается землепашцами в свободное от полевых работ время, такой «неурожай» золота может повлечь за собою значительное сокращение старательской добычи золота, и тем нарушит общий план золотодобычи. В районах же «необжитых», таежных, «неурожай» косового золота может повлечь за собой еще более нежелательные последствия в том случае, если на добыче косового золота были построены некоторые расчеты и в районы были завезены старательские артели, которые при этом пришлось авансировать.

Таким образом, для того, чтобы в план золотодобычи вводить и добычу золота косового, нужно заранее знать, будет ли «урожай золота» и размеры этого «урожая». Для того чтобы предсказывать размеры «урожая» с некоторой долей вероятности, следует предварительно изучить те условия, которые способствуют накоплению золота на косах. В этом отношении пока известно очень мало. Но даже в этих случаях, когда сравнительно точно установлен генезис косового золота, об условиях, благоприятствующих его накоплению на косах, почти ничего неизвестно, если не считать предположения о возможной зависимости размеров накопления золота от высоты косы и частоты ее затопляемости, а, следовательно, «урожай» косового золота отчасти связан и с характером и размерами разливов реки и их частоты, т. е. с явлениями метеорологического характера.

Таким образом, поставленная задача может быть разрешена только при тесной связи геологического изучения района с гидрометрическими работами и метеорологическими наблюдениями. Геологическое изучение района в данном случае должно установить генезис косового золота, его источники, определить развитие и изменение речной сети, выяснить условия, благоприятствующие осаждению золота на косах, и дать ответ на целый ряд других вопросов, которые, возможно, возникнут при решении поставленной задачи. Конечно, даже в самом благоприятном случае не удастся достигнуть совершенно безошибочных предсказаний и абсолютно точных результатов, подсчета появляющихся ежегодно запасов, но все же приближенные результаты смогут быть получены, а возможность более или менее безошибочных предсказаний будет осуществлена.

Итак, учет возобновляющихся запасов золота в косах, по-видимому, не является задачей неразрешимой; необходимо попытаться решить эту проблему, тем более, что это может иметь большое практическое значение, т. к. количество кос велико и «динамические» запасы золота в них, вероятно, также велики, несмотря на сравнительно ничтожные «статические» запасы золота в каждой косе.

Если возобновляющиеся запасы косового золота могут пока явиться лишь объектом старательских работ, то учет восстанавливающихся запасов в других месторождениях, например, в русловых россыпях некоторых рек Дальнего Востока, может выявить весьма крупные запасы для механизированных, дражных работ.

О том, что русловые россыпи некоторых рек находятся в стадии формирования, и запасы золота в них быстро восстанавливаются и изменяются, можно заключить по паромным работам, которые в некоторых случаях из года в год производятся в том же самом месте русла этих рек, и ежегодно дают «подходящее золото». Бывают и обратные явления, когда в том месте, где в прошлом году мыли «подходящее золото», на следующий год намывка показывает значительно более бедное содержание. Известны случаи, когда драга проходила по месту, проработанному в прошлом году, почти с такими же хорошими результатами, как и при первой работе.

Таким образом, вряд ли можно сомневаться в том, что и некоторые аллювиальные россыпи в русле современных рек находятся в стадии формирования и, будучи не прикрыты торфами, могут после выработки частично вновь восстанавливаться, впрочем, это вполне может быть проверено разведкой на тех площадях, которые были в прежние годы выработаны драгой.

Если разведка подтвердит имеющиеся соображения о наличии восстанавливающихся запасов, то необходимо будет поставить соответствующее изучение для определения размера восстанавливающихся запасов и условий их накопления. С этой целью необходимо вести метеорологические наблюдения в районе, а также производить измерения живого сечения реки и определять скорость течения ее в половодье и в межень. В том и другом случае следует определить границы участков, в которых поток производит размывание, размывание и перенос, только перенос материала, перенос и отложение и только отложение материала.

Возможно, что некоторых из этих пяти видов деятельности проточной воды сможет во многих случаях и не быть. Вероятно также, что границы между участками будут не резкими и будут изменяться по временам года, в зависимости от обилия воды в реке и скорости течения. С точки зрения эксплуатационной наиболее интересными будут те части потока, в которых происходит отложение и перенос материала и только отложение, т. е. нижнее и, возможно, среднее течение реки. Верхнее же течение интересно, главным образом, для определения генезиса россыпи, что, впрочем, также может иметь практическое значение.

Если изучение даст положительные результаты и подтвердит наличие промышленных «динамических» запасов золота в реке, то это может дать большой экономический эффект, т. к. при наличии восстанавливающихся запасов в золотосодержащем русле реки может работать не одна драга, а вслед за нею может быть пущена другая драга на участке, выработанном 1-й драгой и вновь восстановившемся за годы, протекшие со времени пуска 1-й драги.

В ожидании столь крупных практических результатов и столь большого экономического эффекта безусловно необходимо в самое ближайшее время приступить к разведке и изучению таких объектов, на которых можно рассчитывать обнаружить значительные восстанавливающиеся запасы золота, и разработать методику подсчета таких запасов.

 

Дополнительная статья. Намывные россыпи как новый источник получения золота и платины.


-0+0
Уникальные посетители статьи: 12312, комментариев: 7       

Комментарии, отзывы, предложения

123, 22.03.10 15:34:49

Российское золото в океан утекает, а им не жалко. Они богатые, им не надо.

Анастасия, 22.03.10 16:28:23

100 кг в год! Ничего себе, это же целое состояние, 100 млн.!

Влад, 11.04.10 12:39:11

Интересно, есть еще где-то в мире такие дураки, чтобы золото у них уплывало без толку? 100 млн.руб. каждый год, а народ без дела слонялся?

Кавчик Б.К., 11.04.10 14:19:15

Я нашел статью генерального директора ОАО «НТЦ «Алмаззолотопрогресс», проф., канд. техн. наук, эксперта России по недропользованию Ю.Е.Кацмана

"О необходимости изменений и дополнений в ст.29 закона "О недрах" и некоторые подзаконные акты. Журнал "Недропользование XXI век" №1, 2009.

Ю.Е.Кацман подробно описал, что мешает добывать золото из косовых россыпей даже попутно с добычей песчано-гравийных смесей.

"Как известно, практически во всех месторождениях песчано-гравийных смесей (далее ПГС) присутствует свободное золото. Золото это представлено мелкими и тонкими фракциями, содержание его в ПГС низкое, обычно на уровне или ниже уровня бортового содержания в некоторых россыпных месторождениях золота. Еще в прошлом веке имели место отдельные опыты по добыче золота из месторождений ПГС (в 30-х годах - близ пос. Икша в Московской области, в 60-х годах - при строительстве Ингурской ГЭС в Грузии, в 80-х годах - в Узбекистане в долине р. Чирчик и др.). Серьезные работы по исследованию золотоносности месторождений ПГС были выполнены институтами ЦНИГРИ и ВИМС. Однако ни одного месторождения с промышленными содержаниями свободного золота в ПГС выявлено не было, хотя наличие золота в большинстве месторождений подтвердилось. Но, поскольку золотоносные ПГС по экономическим соображениям не могут быть отнесены к месторождениям россыпного золота, специальные геологоразведочные работы по золоту здесь не ведутся и запасы золота в этих месторождениях не утверждаются. Отсюда следует (на основании ст. 29 Закона «О недрах»), что никто, в том числе и недропользователи, получившие лицензии на разработку месторождений ПГС, не имеют права на попутную добычу золота из этих месторождений.

Теоретически можно получить лицензию на право разведки и последующую разработку месторождения ПГС, в которой с целью комплексного использования недр предусмотрены исследования их золотоносности. Но в таком случае затраты на исследования золотоносности, на оплату экспертизы, на утверждение ТЭО кондиций и запасов золота сопоставимы со стоимостью золота, которое может быть извлечено. Немаловажно и то, что, будучи разведанными по критериям категорий С1 и С2 (как большинство россыпных месторождений золота), запасы золота в месторождении ПГС могут при эксплуатации и не подтвердиться.

Также теоретически в администрации региона, выдавшей лицензию на право добычи ПГС, можно вписать в эту лицензию золото в качестве попутного компонента, но, в соответствии со ст. 29, только после проведения государственной экспертизы его запасов. Однако и в этом случае, на основании требований ст. 29, приходим к необходимости выполнения геологоразведочных работ, составления ТЭО кондиций и проведения государственной экспертизы.

В результате перечисленных ограничений, содержащихся в ст. 29, все без исключения предприятия России, добывающие ПГС, независимо от содержания золота в смесях, либо оставляют золото в песчаных фракциях, продаваемых покупателям, либо после «мокрой» сортировки смесей по фракциям крупности сбрасывают илисто-глинистые фракции, в которых концентрируется золото, в отвалы. Иными словами, вследствие ограничений, содержащихся в ст. 29, наличие золота в добываемых ПГС никакой пользы государству не приносит, при этом золото безвозвратно теряется. В то же время недропользователь, являющийся, в соответствии с действующим законодательством РФ, собственником добытых им ПГС, вправе продавать сортированные и несортированные смеси, в том числе и отходы, образующиеся при сортировке. В то же время энтузиаст, купивший такие отходы, не вправе извлекать из них золото без получения разрешений и согласований.

.....

Подобных примеров, когда требования закона противоречат здравому смыслу, а в ряде случаев ведут к нерациональному и некомплексному использованию недр, можно привести немало."

Далее автор приводит перечень изменение, которые целесообразно внести в законодательство. Все логично, но результата нет. Золото по прежнему уносится в море и теряется в отвалах.

Юрий, 31.05.11 10:55:22

Противоречие наших законов здравому смыслу проявляется не только в вопросах отработки косового золота, но и всех мелких месторождений золота, на которых проводить разведку нецелесообразно ввиду весьма малых запасов золота. Да по большому счету, большинство законов в нашем государстве противоречат и здравому смыслу и вообще "антинародны".

В этой связи предлагаю не "плакаться в жилетку" друг другу на сайтах, а поднять мощную волну в СМИ (тому, кто это сможет сделать)как по поводу законодательства в области освоения недр, так и в принципе о качестве выпускаемых нашей Думой законов. Может быть даже поднять вопрос: а нужна ли нам такая Дума?

Илья, 04.07.12 16:08:41

Не могу понять, зачем нужно считать запасы? Можно добыть золото, потом в кассе взвесить. Это же намного проще и точнее. Хоть до миллиграмма взвешивай.

Б.Кавчик, 05.07.12 17:15:27

Когда объект требует больших капитальных вложений, то без хорошего подсчета запасов денег на освоение месторождения никто не даст. Кто возьмет на себя риск вложить, например, 100 млн.$ в неизвестный объект? А когда объект хорошо исследован, в нем подсчитаны запасы, например, 200 тонн золота, и расчеты показали, что их можно добыть с прибылью, например, 500 млн.$, то найти 100 млн $ на капитальные вложения гораздо проще. Таким образом, подсчет запасов необходим для получения займа в банке (или у инвесторов).

Подсчет запасов дело дорогостоящее, и для мелкого объекта проводить его экономически невыгодно. Выгоднее начать отрабатывать и посмотреть, что получится. Это как раз то, что вы предлагаете.

В большинстве стран подсчет запасов дело добровольное, нужны заемные средства - нанимай известную фирму, чтобы посчитала запасы и сделала ТЭО (технико-экономическое обоснование), а если деньги твои - копай как хочешь.

По нашим законам считать нужно все, даже если посчитать невозможно и деньги твои, а не заемные. Потому у нас мелкие объекты, в том числе косовые россыпи не осваиваются. Невыгодно считать, а без подсчета по нашим законам добывать нельзя.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «О необходимости разработать метод подсчета изменяющихся запасов песков и содержания в них золота»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "восемь прибавить 3":