Бульдозеры для горного предприятия — оценка перед выбором. Часть 4.

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №175, Июнь, 2013

Предыдущая часть 3

 

В последние годы важнейшим поставщиком бульдозеров в Россию является Китай, потому остановимся на китайской технике подробнее. Несмотря на весомость импорта китайских бульдозеров в Россию (в количественном отношении 40 %), в горной промышленности они пока не могут конкурировать с ведущими производителями этой техники из других стран из-за недостаточно высокого качества, отсутствия в типоразмерном ряду бульдозеров мощностью более 350 л.с. (поставки 422-сильного Shantui SD42-3 осуществлялись в единичных экземплярах) и незначительного опыта их использования на горных полигонах.

Основная ценность китайской техники — в ее низкой стоимости. При кажущейся похожести на образцы японского и европейского производства китайская техника обладает рядом очевидных недостатков: основное снижение цены достигается за счет более низкого качества материалов, использования устаревших технологий, комплектации агрегатами с более низкими характеристиками. Доводы предприимчивых продавцов насчет того, что китайский бульдозер стоит на 50 % дешевле европейского, потому что используется дешевая рабочая сила, — неверны. Доля затрат на оплату труда в общей стоимости не превышает 20 %, все остальное — материалы, комплектующие и т.д. Второй серьезный недостаток китайской техники — отсутствие у производителей вразумительной политики технической поддержки. Проблемы возникают уже на этапе знакомства: даже у самых продвинутых компаний невозможно добиться развернутой технической характеристики бульдозеров. Как следствие — неразбериха в технической документации, сложность подбора или отсутствие запасных частей и т.д.

Однако в некоторых случаях лучше закупать не самое современное, напичканное электроникой оборудование (именно такое оборудование выпускают в Китае), а то, которое проще в обслуживании. Бульдозеры ведущих мировых компаний становятся все сложнее, и обслуживать их могут только специалисты сервисных центров, постоянно проходящие переподготовку и обучение. Скажем, двигатели Cat, имеющие электронную систему управления топливом, диагностируются специалистами компании, применяющими передовое диагностическое оборудование. Это удобно, когда предприятие находится неподалеку от сервисного центра, но когда путь до удаленного участка (большие расстояния, отсутствие транспорта) занимает несколько суток или даже недель, сложное оборудование приносит немало проблем из-за длительных простоев.

Что касается перспектив улучшения качества, то при своем совершенствовании китайская техника неизбежно будет дорожать, следовательно, становиться менее привлекательной. Имеющиеся отзывы пока говорят о невысокой технической надежности китайских бульдозеров, малых сроках наработки на отказ. Вот только два отзыва из интернета: «Я работал на Shehwa SD-7 и SD-8. Барахло полное и тот и другой. Работают под девизом «Ни дня без ремонта!», сыплется все с первой недели эксплуатации: ходовая, трансмиссия, двигатель, радиатор …» . «Купили три бульдозера Пенг Пу и долго лили слезы: у одного лопнула рама, у другого проблемы с двигателем, у третьего печку разорвало». Детали ходовой (катки, гусеничные ленты и др.), основных и самых дорогих расходников бульдозеров, отличаются меньшей стойкостью, чем у других производителей, — по отзывам горняков, они служат не более 3000 часов.

Впрочем, немало и положительных отзывов, иначе «китайцев» никто бы не покупал. Но кто привык считать деньги и работать на надежных машинах с хорошей историей работы на горных предприятиях Крайнего Севера, будут продолжать использовать современную технику ведущих производителей — японскую, американскую, западноевропейскую и российскую. Пользователи также отмечают эффективность самых дешевых, но более высокого качества сборки тяжелых бульдозеров Shehwa в сравнении с Shantui — ведь Shehwa являются копиями более современных машин.

Продолжая «китайскую» тему, следует отметить, что Кировский тракторный завод, объявивший о сотрудничестве в сборке и последующей глубокой локализации (до 50 %) бульдозеров (аналогов Komatsu прошлых лет выпуска) с сингапурско-американской компанией «Powerplus», которая с самого начала была ориентирована на рынки стран второго и третьего мира, где действуют менее строгие технические стандарты, пока не приступил к массовому производству, хотя эта продукция может составить серьезную конкуренцию «китайцам» как по цене, так и по качеству. К примеру, в прайс-листе 416-сильный бульдозер D355B-II (аналог японского Komatsu D275A, китайских Shantui SD42-3 и Shehwa SD9, чебоксарского Т-25.02) предлагается за 404 тыс. долл. против 875, 547, 576, 466 тыс. долларов за соответствующие аналоги.

 

Цены на бульдозеры, отдельные запчасти и техобслуживание (данные представлены официальными дилерами, но в части затрат на техобслуживание (ТО) у некоторых дилеров представлена явно недостоверная информация, в частности, по Komatsu)

 

Бульдозеры мощностью 200–250 л.с.

Название модели

Cat  D6R

Komatsu

D65EX-15

Komatsu

D85EX-15

Dressta

TD15M

Dressta

TD20M

Liebherr

PR744L

John  Deere

850J

Четра

Т-15.02

Shantui

SD22

Shehwa

SD7

Zoomlion

ZD220-3

Стоимость бульдозера,
тыс. долл.

388

410

595

232

310

676

387

305

182

217

157

Стоимость запчастей, тыс. долл.

 

комплект ходовой

36,5

56

75,4

37

56,5

33,8

32,7

29,8

22,7

26,1

17,7

комплект ножей

на отвал

0,9

1,6

1,9

1,0

3,5

4,6

1,5

0,7

1,2

1,0

0,6

коронка рыхлителя

0,153

0,26

0,276

0,363

0,554

0,274

0,146

0,051

0,065

0,183

0,081

бортредуктор

37,4

58,1

74,1

27,3

35,2

58,4

37,6

18,2

 

11,3

 

радиатор

6,7

12,1

14,6

3,8

5,3

10,1

4,3

10,6

2,7

2,7

2,4

дизель

55,3

19,1

40,3

28,6

30,5

66,3

32,7

30,4

30

32,7

25,3

Стоимость ТО 4000 час,
тыс. руб.

515

384

407

495

638

-

518

545

701

853

-

 

расходные материалы

335

250

270

356

490

-

365

261

509

530

-

работа сервисной службы

180

134

137

139

148

-

153

284

192

323

-

Стоимость
нормо-часа ТО,
руб.

2108

1650

1650

1500

1500

1600

1550

1050

1500

1240

1000

 

Бульдозеры мощностью 300–350 л.с.

Название модели

Cat

D8R

Komatsu

D155A-5

Dressta

TD25M

Liebherr

PR754L

John Deere 1050J

Четра

Т-20.02

ЧТЗ

ДЭТ-250

Shantui

SD32-5

Shehwa

SD8B

Zoomlion

ZD320-3

Стоимость бульдозера,
тыс. долл.

658

695

410

748

711

390

296

230

275

242

Стоимость запчастей, тыс. долл.

 

комплект ходовой

62,9

81,2

78,2

50,9

70,9

39,2

44

38,4

44,5

24,8

комплект ножей

на отвал

2,2

3,7

4

2,4

4,2

1,0

1,3

1,2

1,7

0,8

коронка рыхлителя

0,187

0,276

0,554

0,27

0,208

0,051

0,113

0,065

0,2

0,094

бортредуктор

58

91,9

35,2

98,2

88,4

18,7

12,8

 

16,3

 

радиатор

9,1

29,4

5,3

16,1

21,5

10,7

1,9

3,2

3

3,1

дизель

68

41,3

30,5

75,8

69

35

38

30,6

34

28,4

Стоимость ТО 4000 час,
тыс. руб.

871

425

915

646

594

536

-

821

942

-

 

расходные материалы

700

295

710

520

388

219

-

601

558

-

работа сервисной службы

171

130

205

126

206

317

-

220

384

-

Стоимость

нормо-часа ТО,
руб.

2108

1650

1183

1600

1550

1050

1000

1500

1240

1000

 

Бульдозеры мощностью 370–430 л.с.

Название модели

Cat

D9R

Komatsu

D275A-5

Liebherr

PR764L

Четра

Т-25.02

ЧТЗ

ДЭТ-400

Shantui

SD42-3

Shehwa

SD9

Стоимость бульдозера,
тыс. долл.

920

875

784

466

378

547

576

Стоимость запчастей, тыс. долл.

 

комплект ходовой

80,3

151

77,6

45,5

44

-

52,1

комплект ножей

на отвал

3,8

3,9

9,5

0,9

1,3

-

2,0

коронка рыхлителя

0,298

0,314

0,296

0,051

0,113

-

0,26

бортредуктор

66

113,8

93,2

21,5

12,8

-

20,5

радиатор

13,4

34,3

12

5.7

1,9

-

4,5

дизель

134

48,6

112

62.6

20,1

-

38

Стоимость ТО 4000 час,
тыс. руб.

846

550

747

749

-

-

1135

 

расходные материалы

632

410

621

418

-

-

651

работа сервисной службы

214

140

126

331

-

-

484

Стоимость

нормо-часа ТО, руб.

2108

1650

1600

1050

1000

1500

1240

 

Бульдозеры мощностью 500–590 л.с.

Название модели

Cat

D10T

Komatsu

D375A-5

Dressta

TD40E

Четра

Т-35.02

Четра

Т-40.01

Shantui

SD52-5

Стоимость бульдозера,
тыс. долл.

1200

1185

720

600

610

1124

Стоимость запчастей, тыс. долл.

 

комплект ходовой

131,6

151,3

190,8

50,2

69,6

-

комплект ножей

на отвал

3,8

7,7

4,7

1,1

1,1

-

коронка рыхлителя

0,481

0,56

0,436

0,069

0,210

-

бортредуктор

90

134,5

100

30,5

35,2

-

радиатор

16,5

34,5

3,5

8,5

11,3

-

дизель

203

72,6

140

67,6

68,5

-

Стоимость ТО
4000 час,
тыс. руб.

1116

633

1359

845

887

-

 

расходные материалы

794

500

1114

477

501

-

работа сервисной службы

322

133

245

368

386

-

Стоимость

нормо-часа ТО,
руб.

2108

1650

1500

1050

1050

1500

 

Бульдозеры мощностью более 850 л.с.

Название модели

Komatsu D475A-5

Cat D11Т

Стоимость бульдозера, тыс. долл.

1685

2558

Стоимость запчастей, тыс. долл.

 

комплект ходовой

232,3

242

комплект ножей

на отвал

9,4

7,6

коронка рыхлителя

1,352

0,592

бортредуктор

217

132

радиатор

40

16

дизель

98

236

Стоимость ТО 4000 час, тыс. руб.

807

4396

 

расходные материалы

670

2694

работа сервисной службы

137

1702

 

время (час) на сервис 

83

807

Стоимость нормо-часа ТО, руб.

1650

2108

 

 

Окончательное решение

Какой именно бульдозер покупать, зависит в первую очередь от расположения объекта, на котором машине предстоит работать долгие годы. Если месторождение находится в легкодоступной местности, решение можно принять в пользу китайских или российских бульдозеров: они отличаются меньшей ценой и более низкими эксплуатационными расходами, при этом затраты на работу сервисных служб дилеров Shantui и Shehwa оказываются выше, чем у их западных аналогов. Говоря о китайской технике, необходимо учитывать, что в Россию бульдозеры мощностью более 350 л.с. почти не поступали, накопленного опыта эксплуатации их нет, а цены на мощные машины все более приближаются к их западным прототипам при более низких качественных характеристиках (и превышают цены российских аналогов на 20 и более процентов).

В сложных условиях эксплуатации на удаленных месторождениях необходимо ориентироваться на проверенные десятилетиями бульдозеры Komatsu и Caterpillar. Но техника этих компаний с каждым годом становится сложнее, для их обслуживания требуется высокий образовательный уровень специалистов, и не всегда небольшие предприятия могут тратить на дополнительный сервис значительные средства (нормо-час техобслуживания дилеров этих компаний составляет 1650–2100 руб.). Поэтому некоторые предприятия предпочитают закупать либо импортные машины прошлых серий, либо отечественные бульдозеры Четра, которые проще в обслуживании.

В линейке машин мощностью 400–500 л.с. преобладают 6 компаний (кроме упомянутых выше, это немецкий Liebherr PR764L, являющийся самым экономичным по расходу топлива). Из них реально можно рассматривать машины 4-х компаний. Китайские Shantui SD42-3 и Shehwa SD9 на горных работах в России практически не используют. Недостаточная изученность и более высокие цены на бульдозеры и детали ходовой по сравнению с российским аналогом Четра Т-25 (на 17–25 %) делают китайцев неконкурентоспособными в этом ряду бульдозеров.

В сегменте машин мощностью свыше 500 л.с. реально рассматривать компании «Komatsu», «Caterpillar», «Четра» и «Dressta». Все эти машины выпускаются много лет, их активно использовали на Крайнем Севере страны, и они хорошо себя зарекомендовали. Однако стоимость затрат на техническое обслуживание бульдозера TD40E (Dressta) на 20 % выше, чем на обслуживание Cat D10T и в 1,5 раза больше затрат на техобслуживание российских машин Т-35 и Т-40. Дороже у польского бульдозера обходится и замена быстроизнашивающихся деталей.

В сегменте бульдозеров мощностью более 850 л.с. имеются только две компании — Komatsu D475A-5 и Cat D11T. Здесь несомненным преимуществом обладает японская машина: при одинаковых технических характеристиках она в 1,5 раза дешевле своего американского собрата. Многие пользователи отмечают, что и в эксплуатации D475A-5 более надежна.

На горнодобывающих предприятиях цветной металлургии обычно используют не менее 2–3 типов бульдозеров разной мощности. Для снижения затрат на техобслуживание и упрощения организации работ целесообразно закупать машины одной компании. Как показал опыт, при разнотипности применяемого оборудования быстро растет номенклатура и стоимость складских остатков запасных частей. К примеру, на одном из предприятий Дальневосточного региона с объемами годовой добычи драгоценного металла менее одной тонны складские остатки запчастей превысили 300 млн руб., при этом на участках постоянно ощущается острая нехватка запасных узлов и деталей. 

Только тщательное изучение всех особенностей предлагаемой техники, грамотно заключенные договоры на приобретение и обслуживание бульдозеров позволят избежать ошибок и дополнительных затрат при эксплуатации оборудования, без которого сегодня невозможна отработка любых месторождений.  

 

Начало статьи: Бульдозеры изменяют мир. Часть 1.

Бульдозеры изменяют мир. Часть 2.

Бульдозеры для горного предприятия - оценка перед выбором. Часть 3

Автор: Луняшин Павел Дмитриевич


-0+5
Просмотров статьи: 4406, комментариев: 3       

Комментарии, отзывы, предложения

Иван, 06.06.16 05:12:10

Полезная статья, спасибо. Таких бы побольше.

Магадан, 14.06.16 02:30:02

При нашем курсе доллара толку от зарубежной техники немного. Разве только посмотреть и облизнуться.

Практик, 24.06.16 11:41:39 — Магадан, 14.06.16

Чего вам жаловаться? Цена золота больше 40 $/г. Не жмитесь, хорошая техника не может быть дешевой.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Бульдозеры для горного предприятия — оценка перед выбором. Часть 4.»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "три прибавить 4":

подписаться на комментарии