О порядке экспертизы проектов разведочных и опытно-промышленных работ

ФБУ «Росгеолэкспертиза»

Примечание от редакции сайта: В редакцию попал документ, который может быть полезен нашим читателям. Это ответ на обращение одного из недропользователей, поступившее на официальный сайт ФБУ «Росгеолэкспертиза».   В документе подробно описан порядок согласования проектов разведки месторождений и проектов опытно-промышленной отработки месторождений.

 

1. Разведка месторождений.

В соответствии с частью четвертой статьи 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» работы по разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.

Экспертиза проектов геологического изучения недр проводится в порядке и в соответствии с требованиями «Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации экспертизы проектов геологического изучения недр», утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2013 № 139 (зарегистрирован в Минюсте России 06.06.2013 г. за № 28702).

Требования к составу и содержанию проектной документации на проведение работ по разведке месторождений полезных ископаемых в настоящее время определяются «Инструкцией по составлению проектов и смет на геологоразведочные работы», утвержденной приказом Роскомнедра от 22.11.1993 № 108.

 

2.Опытно-промышленная разработка месторождений

Относительно составления, согласования и утверждения проекта опытно-промышленной разработки месторождения (части месторождения) следует отметить следующее.

Пунктом 22 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» (приказ зарегистрирован в Минюсте России 02.07.2014 за № 32935) установлено, что опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых или их части должна осуществляться на основании проектной документации, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок подготовки, согласования и утверждения проектов опытно-промышленной разработки месторождений установлен «Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 03.08.2011 № 651, от 02.04.2014 № 259, от 26.12.2014 № 1555) (далее - Положение).

В пункте 1 данного Положения указано, что «Настоящее Положение устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр (далее - Проектная документация), по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами». Пунктом 5 данного Положения установлено, что Проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - Комиссия), а по участкам недр местного значения - с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее -Уполномоченный орган).

Согласно подпункту а) пункта 9 данного Положения Комиссия осуществляет согласование проектов опытно-промышленной разработки месторождений твердых полезных ископаемых и согласно пункту 9(1) - Уполномоченный орган осуществляет согласование проектов опытно-промышленной разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Исходя из выше изложенного, следует, что проект опытно-промышленной разработки месторождения является самостоятельным видом проектно-сметной документации и относится к группе технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых со своим порядком подготовки, согласования и утверждения, а не к группе проектов по геологическому изучению недр, поискам, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с частью второй пункта 25 Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации экспертизы проектов геологического изучения недр заявитель в составе заявки на проведение экспертизы проекта разведки месторождения полезного ископаемого может представить копию проекта опытно-промышленной разработки этого месторождения (части месторождения) в качестве дополнительного документа, уточняющего сведения, изложенные в представленных обосновывающих материалах проекта разведочных работ.

 

С уважением,

Заместитель начальника Управления экспертизы проектов геологического изучения недр ФБУ «Росгеолэкспертиза» - начальник отдела методологии Мышенков Сергей Владимирович


-0+0
Просмотров статьи: 2188, комментариев: 11       

Комментарии, отзывы, предложения

Брат, 19.05.16 15:12:11 — Редакции сайта

Позиция ФБУ "Росгеолэкспертиза" не вполне корректна.

По первой части (разведка месторождений) следущим в правовой иерархии после ст.36.1 закона "О недрах" является не административный регламент Роснедра, но постановление Правительства РФ от 3.03.2010г №118, пункт 8 которого обязывает пройти через согласование проектов ГРР комиссией, созданной Роснедра. То обстоятельство, что пункт 9 данного постановления проекты ГРР по видам полезных ископаемых не упоминает, не освобождает от исполнения этой обязанности. Отрадно, что "Росгеолэкспертиза" принимает проекты без такого согласования, хотя подобное послабление клиенту настораживает.

Кроме того, выделение как единой общности группы проектов по геологическому изучению недр, поискам, оценке и разведке МПИ плохо увязывается с позицией законодателя. В силу ст.6 закона "О недрах" разведка МПИ не является самостоятельным видом пользования недрами, по видовому признаку отнесена не к геологическому изучению, а к добыче и реализуется в рамках добычной лицензии.

Vitt, 19.05.16 15:59:22 — брату

исходя из Вами приведенного постановления, следует добиваться исключения экспертизы как таковой по проектам ГРР, и, в первую очередь, проводимые за счет недропользователей! По разведке в том числе.

Брат, 19.05.16 21:15:37 — Vitt

Любезный Vitt, не вполне уяснил Вашу позицию. Поименованное постановление не касается вопросов экспертизы и лишь пунктом 16 обязывает представить в составе пакета документов заключение экспертизы - в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Предусмотрено законодательством - извольте представить, не предусмотрено - порадуемся за Вас.

От кого именно, по Вашему мнению, следует добиваться исключения экспертизы как таковой и, собственно, исключения - откуда?

Василий, 20.05.16 06:37:42 — Брат, 19.05.16

Пожалуйста, поясните вашу фразу: "Кроме того, выделение как единой общности группы проектов по геологическому изучению недр, поискам, оценке и разведке МПИ плохо увязывается с позицией законодателя. В силу ст.6 закона "О недрах" разведка МПИ не является самостоятельным видом пользования недрами, по видовому признаку отнесена не к геологическому изучению, а к добыче и реализуется в рамках добычной лицензии."

Фраза интересная, но что из нее следует практически? Может быть есть варианты обходиться без экспертизы проектов на разведку?

Брат, 20.05.16 13:41:13 — Василию

Практически из нее следует, что закон "О недрах" по завершении поисково-оценочной стадии не предусматривает возможности проведения предварительной и детальной разведки, но лишь разведки, ассоциированной с добычей, то есть эксплуатационной разведки. Она и только она, стало быть, имеет законное право называться разведкой. Как следствие, подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы стадийности недропользования, должны исполняться нами лишь в части, не противоречащей нормам статьи 6 закона "О недрах".

В этой связи я рекомендовал бы отказаться от самостоятельных проектов на разведку и не тратить время, нервы и деньги на их составление, согласование, экспертирование. Проект эксплуатационной разведки, как один из разделов в составе проекта разработки месторождения - вот наиболее разумный и прагматичный, на мой взгляд, вариант.

Юрий, 20.05.16 18:22:38 — Брат

Не согласен с Вашей трактовкой ст. 6. о том, что после завершения поисково-оценочной стадии НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ возможности проведения предварительной и детальной разведки.

"3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств,"

В статье 6 нигде не указано какие стадии разведки допускаются. Таким образом допустимы как предварительная, так и детальная, и эксплуатационная разведки, исходя из степени изученности и производственной необходимости.

Брат, 20.05.16 21:10:09 — Юрий

Действительно, в ст.6 не указано, какие стадии разведки допускаются, а какие - нет. Однако предоставление участка недр в форме горного, а не геологического отвода становится возможным при наличии предмета добычи, месторождения, худо-бедно подготовленного для промышленного освоения. Формулировка п.3 ст.6 "разведка и добыча" позволяет осуществлять лобычу и разведку в границах предоставленного горного отвода, но полагать эту разведку детальной, а тем более предварительной сомнительно.

Жданов В., 27.05.16 07:35:32

Подскажите, пожалуйста. Траншейная разведка россыпи может вестись по проекту разведочных работ. Какую максимальную ширину траншей можно заложить и какое минимальное расстояние между траншеями, чтобы проект прошел экспертизу?

Геолог, 31.05.16 05:36:47 — Жданов В., 27.05.16

Минимальное расстояние между траншеями для россыпей IV - V групп - 100 м. Вам надо доказать, что россыпь техногенная или имеет весьма сложное распределение золота. Ширина траншей зависит от способа их проходки. При бульдозерном способе меньше 5 м не получится.

Мелентьев И., 22.06.16 08:42:47

Кто знает, можно-ли запроектировать открытые разведочные сечения (ОРСы) или разведочно-эксплуатационные полигоны (РЭПы)? Кто может сделать такой проект?

Виталий , 19.10.16 11:29:28 — Всем

Кто может мне подсказать, в каких случаях я имею право на проект пробной эксплуатации или опытно-промышленной разработки. Если у меня лицензия на геологическое изучение и если у меня лицензия на разведку и добычу. Спасибо с уважением Виталий.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «О порядке экспертизы проектов разведочных и опытно-промышленных работ»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "девять прибавить 6":

подписаться на комментарии