Что ждать промышленности от перехода на принципы НДТ?

Луняшин П. Д., горный инженер
Золотодобыча, №221, Апрель, 2017

С понятием НДТ на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских и проектных организациях в России знакомы пока немногие. Чиновники подсчитали, что переход на НДТ будет способствовать увеличению доходов бюджета от платы за негативное воздействие на окружающую среду с нынешних 18 млрд руб. до 138 млрд руб., что резко, в несколько раз, увеличит затраты предприятий на экологические платежи.

НДТ (наилучшие доступные технологии) — термин, пришедший в Россию с запада. Именно в Евросоюзе впервые в 1984 г. был разработан и внедрен принцип НДТ, относящийся к защите атмосферного воздуха от вредных промышленных выбросов. В 1996 году данный принцип был переосмыслен и изложен в Директиве по Комплексному предупреждению и контролю загрязнений (IPPC) и рассматривал вопросы применения наилучших технологий в отношении трех компонентов окружающей среды — атмосферного воздуха, водных объектов и почв. Директива предусматривала установление предельных значений негативного воздействия на окружающую среду на основе наилучших существующих технологий. Для развития Директивы в ЕС были разработаны и утверждены отраслевые справочники наилучших существующих технологий. Система природоохранного законодательства, принятая в ЕС, в значительной мере является законодательством прямого действия и, в отличие от рамочных законов России, не нуждается в дополнительном толковании актами каких-либо органов власти. Кроме того, система охватывает практически все основные вопросы охраны окружающей среды и природопользования. И самое главное — нормы ЕС есть результат компромиссного равноправного диалога между обществом, государством и бизнесом.

Основным принципом природоохранного законодательства ЕС является постоянное снижение степени воздействия на окружающую среду. В целях создания равновесия между требованиями минимизировать загрязнение и реальными техническими возможностями Директивой предусмотрено применение механизма расчета показателей воздействия на основе наилучших доступных технологий. Термин НДТ подразумевает, что такая технология является самой лучшей с точки зрения соблюдения экологических требований и доступной для лиц, заинтересованных в ее применении.

В директивах ЕС наилучшие означает наиболее эффективные в достижении высокого уровня защиты окружающей среды в целом; доступные означает, что при выборе технологии необходимо учитывать затраты, а условия их внедрения должны быть экономически целесообразны, т.е. отправной точкой являются экологические характеристики, но окончательное решение о выборе технологии принимают только с учетом ее доступности с финансовой точки зрения.

На уровне ЕС было принято решение учредить Европейское бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (EIPPCB), под эгидой которого был организован форум по обмену информацией в области наилучших доступных технологий, а также были сформированы специализированные отраслевые технические рабочие группы, каждая из которых занимается подготовкой и актуализацией справочников по НДТ для конкретной отрасли промышленности. Раз в пять лет эти справочники актуализируют с учетом достижений научно-технического прогресса.

Справочники по НДТ широко используются в процедуре нормирования негативного воздействия, выдачи разрешений предприятиям на выбросы, сбросы, размещение отходов в странах ЕС. Справочными документами не предписывается использование какой-либо одной технологии, а предлагается диапазон уровней выбросов/сбросов, которые можно достигнуть путем применения различных наилучших технологий, имеющихся на рынке и оказывающих наименьшее воздействие на окружающую среду, с учетом технических характеристик рассматриваемой установки, ее географического положения и местных экологических условий. Применение НДТ в европейской терминологии означает не только предписание использования экологически благоприятного технического решения для производства конкретной продукции, но и рекомендует некоторые шаги по организации системы экологического менеджмента — неотъемлемой части общей системы управления. Справочники по НДТ являются основой как для субъектов предпринимательской деятельности при выборе технологий, так и для уполномоченных государственных органов при выдаче разрешений допустимого воздействия на окружающую среду. Директивой ЕС предусматривается выдача комплексного разрешения на все виды воздействия (выбросы, сбросы, отходы).

В России в настоящее время идет процесс гармонизации законодательства с нормами международного права. Российская Федерация подписала ряд международных конвенций и соглашений, в соответствии с которыми обязана снизить как имеющееся, так и потенциальное негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, что может быть достигнуто при внедрении наилучших доступных технологий (НДТ).

Федеральный закон №219 «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 03.07.2016 г.) определяет НДТ так: «Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения». Наилучшая означает технологию, наиболее эффективную для выпуска продукции с достижением установленного уровня защиты окружающей среды. Доступная означает технологию, которая разработана настолько, что она может быть применена в конкретной отрасли промышленности при условии подтверждения экономической, технической, экологической и социальной целесообразности ее внедрения.

В качестве организации, исполняющей функции Бюро наилучших доступных технологий, Правительство РФ определило ФГАУ НИИ «Центр экологической промышленной политики».

Для создания единых подходов при разработке справочников НДТ создан профильный технический комитет по стандартизации «Наилучшие доступные технологии». Справочники НДТ разрабатываются в качестве документов национальной системы стандартизации. Работа эта весьма масштабная: для внедрения НДТ необходимо 6 тыс. описаний технологических процессов. Всего будет подготовлен 51 справочник.

Внедрение принципов НДТ в России на основе профильных справочников планируется начать в 2019 г., срок перехода на НДТ составит 7–10 лет, в зависимости от производства.

В соответствии с утвержденным Перечнем «К областям применения НДТ могут быть отнесены хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, и технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности». Пересмотр технологий, определенных в качестве наилучшей доступной технологии, осуществляется не реже чем один раз в десять лет.

 

Касаясь золотодобычи, следует отметить, что в Перечень вошла хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, в т. ч. добыча и обогащение руд цветных металлов, производство цветных металлов, а также технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, в числе которых: обращение с вскрышными и вмещающими горными породами; очистка сточных вод и выбросов загрязняющих веществ при производстве продукции; проведение работ и оказание услуг на предприятиях.

С 1 января 2016 г. для всех субъектов хозяйственной деятельности введено новое требование — контроль правильности начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС), а также полнота и своевременность ее внесения (ФЗ №404 от 29.12.2015 г.). В рамках реформ, определенных в вышеуказанных законах, субъектам хозяйственной деятельности необходимо оперативно внедрять на производстве НДТ. От оперативности внедрения НДТ, эффективности замены устаревших ресурсоемких производств и технологий на современные будет зависеть и размер платы за НВОС, и объемы господдержки механизмов экономического стимулирования. Так, с 2019 г. проектирование новых предприятий будет только на основе НДТ, а с 2020 г. к предприятиям будут применяться разрешительные меры (комплексное экологическое разрешение): государство не позволит работать предприятию, если оно не будет соблюдать требования НДТ.

И вот здесь таится первый подводный камень в деле НДТ. Как быть с действующими промышленными гигантами, которые загрязняют окружающую среду? В Челябинске, например, в безветренные дни в городе просто нечем дышать из-за смога от работы многочисленных предприятий. Но остановить такие предприятия — остановить жизнь в городе, как и во многих других городах и весях нашей немодернизированной страны. Необоснованная активизация контролирующих организаций в условиях текущего финансово-экономического кризиса резко осложнит положение дел на предприятиях. Закрытие производств на основании действующей нормативной природоохранной базы означает ухудшение структуры экономики и структуры занятости, что снижает сопротивляемость кризисным процессам. Подобные действия идут вразрез с усилиями государства по поддержанию экономической активности и ограничению финансовых рисков. Вдобавок государство не сможет контролировать соблюдение норм из-за отсутствия соответствующих технологий контроля, датчиков и систем оценки промышленных источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Январь 2018 г. уже определен как контрольная точка перехода на технологическое нормирование.

 

Переход на нормативы качества окружающей среды

В настоящее время у природоохранных органов, как и у большинства предприятий, отсутствует техническая возможность по контролю и мониторингу большинства веществ, на которые установлены нормативы ПДК. Систематический контроль осуществляется периодически в отношении не более 3% от общего количества таких веществ, при этом предприятия обязаны соблюдать нормативы ПДК постоянно, независимо от внештатных ситуаций. В странах ЕС и в США применяемые стандарты (нормативы качества) выражены в виде среднегодовых показателей, а не в виде абсолютных величин, обязательных для соблюдения в любой момент времени (соблюдение норматива определяется на основании непревышения установленного пре-дельного показателя по результатам 90–95% контрольных замеров), что делает их более достижимыми, чем в России.

Очевидно, что система нормативов качества окружающей среды подлежит пересмотру, с учетом международного опыта и национальных особенностей в сторону менее жестких, но контролируемых нормативов, обеспечивая баланс между уровнями, желательными с экологической и разумно достижимой технико-экономической точек зрения.

Количество загрязняющих веществ, подлежащих регулированию, должно быть ограничено теми, в отношении которых возможен эффективный мониторинг при помощи имеющихся ограниченных технических и кадровых ресурсов.

Отсутствие соответствующего нормативно-правового обеспечения данной проблемы увеличивает риск необоснованного повышения экологических платежей за выбросы/сбросы и размещение отходов производства и потребления.

Вместе с тем в Росприроднадзоре уже начата подготовительная работа по постановке на учет предприятий, оказывающих значительное воздей-ствие на окружающую среду и относящихся к областям применения НДТ. По ее завершении будет сформирован список из 300 предприятий из первой категории для проведения так называемых пилотных проектов по выдаче комплексного экологического разрешения (КЭР).

Очевидно, что многие предприятия, которые попадут в эти списки, легче снести, чем обеспечить их соответствие требованиям НДТ. То, что это произойдет, можно не сомневаться — государственная машина нововведений на западный манер уже запущена. Сейчас чиновники говорят, что закроются те предприятия, хозяева которых недостаточно ответственно подойдут к вопросу: если не могут или не хотят вести добросовестную хозяй-ственную деятельность, то только тогда будут закрываться.

Впрочем, мнение чиновников о НДТ отличается от предстоящих реалий: «Почему эти предприятия закроются!? Все крупнейшие предприятия работали над своими отраслевыми справочниками. Техническая рабочая группа общим решением устанавливала технологические показатели. Если какое-то предприятие не укладывается в прописанные нормативы, для него разрабатывается Программа повышения экологической эффективности и на время ее реализации устанавливаются временные нормативы. (Ст. 23.1 ФЗ 219)». Но наш народ давно убедился, что за благими высказываниями всегда таятся одни негативные моменты…

Первые 300 пилотных предприятий должны получить КЭР, начиная с 2019 г. Так что первые компании могут столкнуться с новыми веяниями уже через пару лет. Денег на масштабные реформы экологического регулирования у большинства предприятий и государства просто нет, а грабительские условия кредитования усугубляют проблему. В мае 2015 г. сумма прямых инвестиций в экологию оценивалась в 13,3 трлн руб. на 10 лет.

В России из миллиона предприятий 700 тыс. незначительно воздействуют на природу; 290 тыс. — с умеренным воздействием, таким нормативы планируют устанавливать по факту сбросов и выбросов при наличии программ снижения негативного воздействия на природу; и почти 11,5 тыс. опасных экологических объектов, которые являются основными загрязнителями окружающей среды, — по отношению к ним законопроект планирует переход на принципы НДТ, но поскольку денег на это не окажется, вполне логично будет предположить их ликвидацию.

 

Меры экономического принуждения

Как переход на НДТ отразится на экономическом состоянии предприятий? Очевидно, что самым негативным образом. Законопроект будет способ-ствовать увеличению доходов бюджета от платы за негативное воздействие на окружающую среду с нынешних 18 млрд руб. до 138 млрд. руб., что составит более 1% от прибыли предприятий. Плата за негативное воздействие увеличится в несколько раз в течение ближайших 3–4 лет.

В планах правительства РФ — снижение на 60% экологических платежей для предприятий, переходящих на НДТ. При этом плата за негативное воздействие может быть полностью зачтена в счет затрат на эти мероприятия, а после внедрения НДТ, при условии соблюдения технологических нормативов, взиматься не будет.

Совершенно непонятно, как все это будет работать, если на НДТ первыми должны перейти предприятия, которые десятилетиями загрязняли окружающую среду… Казалось бы, предлагаемый набор инструментов сделает инвестиции в НДТ более привлекательными, чем продолжение работы на изношенном и неэффективном оборудовании. Но без масштабной поддержки государства модернизация невыполнима, а денег на эти цели нет и в ближайшие годы, судя по плачевному состоянию российской экономики, не предвидится.

 

Последовательность перехода предприятий на НДТ

1.Оценка производственной деятельности предприятия и подготовка плана модернизации, который должен содержать описание производственной деятельности и этапы внедрения НДТ, выбранной из перечня НДТ и достаточной для достижения нормативов допустимого воздействия.

2.Согласование плана модернизации и установление временно согласованных лимитов. План модернизации подлежит согласованию с полномочным территориальным органом управления (ПТОУ). В результате согласования плана модернизации в отношении предприятия будут установлены временно согласованные лимиты на выбросы/сбросы. Также будет согласована программа зачета средств, направляемых предприятием на модернизацию, в счет платы за негативное воздействие.

3.Реализация плана модернизации и поэтапное внедрение НДТ. В ходе реализации плана модернизации ПТОУ будет вправе осуществлять контрольные мероприятия за соблюдением предприятием установленных лимитов и этапов модернизации. Результатом внедрения НДТ будет являться достижение предельно допустимых нормативов и перевод производственной деятельности предприятия на более экологически чистые технологии.

 

Хотели как лучше… а не получилось бы как всегда...

Благие намерения чиновников все чаще оборачиваются большими проблемами для российских предприятий. К примеру, закон об утилизации оборудования на первых порах преподносился как мера поддержки отечественных машиностроительных предприятий, а после того, как они приняли активное участие в поддержке этого закона, его действие распространили на все российские предприятия, увеличив поступления в бюджет на десятки миллиардов рублей, а вместе с ними увеличив цены на оборудование и, соответственно, нагрузку на действующие горнодобывающие и строительные организации.

Для внедрения НДТ необходимо описать несколько тысяч технологических процессов, составить 51 справочник, обновляющихся один раз в 10 лет. Это достаточно большая работа, для нее предусмотрен переходный период. Поскольку дело это новое, ошибки при подготовке справочников не исключены. А платить за эти ошибки предприятиям придется вполне реальной звонкой монетой.

 

Справочник «Добыча драгоценных металлов». Сейчас с участием ведущего НИИ золотодобывающей промышленности АО «Иргиредмет» разрабатывается информационно-технический справочник НДТ-49 «Добыча драгоценных металлов». Уже в августе 2017 г. должно состояться публичное обсуждение справочника, а в декабре — его утверждение.

Принять активное участие в разработке отраслевого справочника НДТ-49 «Добыча драгоценных металлов» — важнейшая задача предприятий с целью сформировать общую позицию отрасли для формирования нормативной базы. 


-0+0
Просмотров статьи: 1524, комментариев: 10       

Комментарии, отзывы, предложения

Василий, 18.05.17 11:17:31

А как это: Принять активное участие в разработке отраслевого справочника НДТ-49 «Добыча драгоценных металлов» — важнейшая задача предприятий. В чем заключается "участие"?

Алкс, 18.05.17 11:58:22 — Владимиру

Вы бы в школе ещё получились, грамматические ошибки поправьте.

Друг, 18.05.17 12:31:25 — Алкс, 18.05.17

У вас небольшая путаница в голове. Устали? Может у вас сын Владимир и вы его тетрадки смотрели с грамматическими ошибками?

Брат, 18.05.17 13:28:31

Автор прав, власти могут втянуть остатки реального производства в глубочайшую задницу и 2019 год совсем не за горами. Однако что за "умники" подсуетились с разработкой отраслевого справочника НДТ-49 "Добыча драгоценных металлов"? О важнейшей задаче каких именно предприятий здесь говорится? И что, собственно, понимается под "отраслью"?

Поскольку, касательно золотодобычи, Перечнем в качестве хозяйственной и (или) иной деятельности, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, определены добыча и обогащение руд цветных металлов и производство цветных металлов, а также сопряженные с указанной деятельностью технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, то нет ни малейших оснований подверстывать под принципы НДТ добычу из россыпей. Из россыпей, применительно к золоту, мы добываем и обогащаем полезное ископаемое "песок золотоносный", код 13204112, не относящееся к категории "руды цветных металлов". Да и правомерность помещения под процедуры НДТ золоторудного производства сомнительна: золото относится к благородным, а не цветным металлам.

Тем не менее, отраслевой справочник НДТ-49 является, вероятно, одним из справочников (всего их 51), придуманных профильным техническим комитетом по стандартизации "Наилучшие доступные технологии". Чиновники, протирающие штаны в этом комитете и ФГАУ НИИ "Центр экологической промышленной политики" однозначно не знают, что "Добыча драгоценных металлов" не является "отраслью" и видом хозяйственной деятельности, которая, согласно закона, оказывает значительное негативное влияние на окружающую среду.

Поэтому хочу призвать золотодобывающие предприятия ни под каким соусом не принимать участия в разработке отраслевого справочника НДТ-49 и, напротив, бомбардировать все доступные органы власти требованиями о прекращении незаконной разработки отраслевого справочника "Добыча драгоценных металлов". На мой взгляд, именно это и должно стать нашей общей позицией.

Гость, 18.05.17 20:32:07 — Всем

Все вывернули на изнанку. Технологии, применяемые предприятиями, должны соответствовать экологическим нормативам. Какие технологии они будут применять, их выбор. За соблюдением нормативов должны следить надзорные органы и принимать меры, а не писать бумажки типа "ай-я-яй, так делать нельзя". Нормативы по выбросам, большинство крупных предприятий превышает, собственные лаборатории показывают норму, а сторонние - огромные превышения и никому нет дела до людей под трубами.

aaa, 20.05.17 10:22:26 — Гость

Начинать надо с пресмотри подходов к изучению экологической обстановки. К сожалению постоянно приходится сталкиваться с ситуацией когда просто тупо берутся пробы, превышения содержания элементов приписывается "трубам". Мой собственный опыт "помоечной" геологии показал что в подавляющем большинстве случев это результат урбанизации но не деятельности предприятий (т.е. стихийные свалки, асфальт и пр.) Крайне тяжело объяснить, что подкисление грунтовых вод на месторождении может быть естественным природным процессом... В общем, внимание скорее стоит уделить самим подходам к изучению экологической обстановки

Гость, 20.05.17 11:23:02 — ааа

Конечно, не трубы, мимо кто то проехал. Подкисление грунтовых вод, вероятнее всего, вызвано процессами, начавшимися в результате отработки месторождения. Тоже сталкиваюсь, хозяева заводов у труб не живут, гадостью не дышат, а на местных им поровну.

aaa, 20.05.17 18:21:15 — Гость

В этом и опасность. На нетронутых вообще месторождениях ph может достигать малых величин. но тем не менее это природный процесс . Процессы окисления происходят в природе независимо от вмещательства человека. И когда по факту наличия природных процессов возникают претензии... как то очень обидно становиться.

Гость, 20.05.17 20:12:01 — ааа

Кто то делал изыскания подземных вод протяженные во времени и они показали изменение кислотности(какое?) или показали пониженную кислотность подземных вод в определенном районе?

aaa, 21.05.17 22:00:13 — Гость

Уверенно говорю о поверхностных водах с ph до 3. Но если хотите покажу места где Вы пробурите скважину, отберете пробу и увидите пониженную кислотность в районе где не ведутся добычные работы. Если серьезно, то можно говорить о изменении динамики грунтовых и поверхностных вод в результате деятельности человека, что безусловно будет приводить к изменению динамики вод и с пониженной кислотностью (при этом кислотность может изменяться в любую сторону). но вот как может влиять деятельность человека на суть природных процессов это для меня загадка и тем более наказывать за это... загадка

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Что ждать промышленности от перехода на принципы НДТ?»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "четыре прибавить 3":

подписаться на комментарии