Вольный принос как драйвер современного развития недропользования

Виниченко В.В., горный инженер
выпускник МГИ

Задача формулирования и принятия поправок в закон о недрах, разрешающих добычу золота физлицами (вольный принос) стоит сейчас остро и актуальна в свете его официального рассмотрения Госдумой РФ. Много лет эти поправки блуждают в лабиринте узкокорпоративных и бюрократических интересов, кривотолков и заблуждений. Огорчает бесконечная волокита, некомплиментарность методики решения задачи, которая давно и успешно решена в развитых странах.

Вопрос внедрения вольного приноса — это не вопрос «вводить или не вводить», это частный случай, когда должен действовать закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Поясняю: при феодализме ни о каком легальном вольном приносе речи быть не может. Знаменитый Лев Брусницин первый в феодальной России открыл россыпь золота вопреки строгому запрету работать не там, где дозволено. В современной России он определенно попал бы под статью 191 УК РФ.

Разнообразие малых форм недропользования обеспечивают переход количества в качество и тем самым предопределяет инновационный технико-технологический скачок, революцию. Это универсальный закон развития, который противники вольного приноса «забыли». Количество и активность малых нефтегазовых компаний обусловило «сланцевую революцию» в США. А по сути это новый технико-технологический уровень добычи трудноизвлекаемых углеводородных ресурсов.

Официально предложенные и принятые Госдумой в первом чтении поправки по добыче физлицами золота в закон о недрах, на мой взгляд, являются совершенно недостаточными: отсутствуют многие необходимые аспекты и важные обстоятельства, не учтён опыт успешных развитых стран, что, соответственно, требует кардинальной доработки.

Во-первых, следует отказаться от формулировки «разрешение на добычу золота физлицами в форме ИП». Это радикально сокращает пространство совершенствования недропользования, не учитывает неразрывно связанные с золотом шлихообразующие минералы. Исполнять строго такую формулировку в законе технологически невозможно: куда девать сопутствующие компоненты? Создавать для десятков других ценных минералов десятки других подобных законов? У большинства населения, в том числе среди депутатов, указанная формулировка ассоциируется с тем, что по тайге будут «шастать» бородатые мужики и мыть золото. Уместно принять термин «Система малообъемного непромышленного недропользования» (СиМОН), которая включает следующие понятия: «минералогический туризм», «старатель» «вольноприноситель», «юниорное (пионерное) предпринимательство».

Нецелесообразно вводить положение «месторождение, запасы до 10 кг золота», ибо это резко ограничивает количество рабочих мест. Указанных объектов с учтенными (балансовыми) запасами до 10 кг по всей России не более 350, в противовес десяткам тысяч проявлений золотоносности. Ограничение должно быть одно: «применяемая единица оборудования мощностью до 50 л. с.» Это ограничение успешно работает в ряде развитых стран. Поле деятельности СиМОН — огромный потенциал ресурсов всех категорий, вовлечение которых через малые юниорные форматы позволит организовать стартапы — современные драйверы экономического развития.

Количественные, объемные ограничения удобно формулировать через понятие «золотого эквивалента». Малое недропользование не следует ограничивать только золотом, так как золото в недрах «не ходит одно». Множество других ценных минералов можно и нужно разведывать и добывать малыми формами недропользования.

Мощным стимулом развития недропользования может стать учреждение правительственной структуры регуляционных запасов ценных минералов, в первую очередь шлихового, лигатурного золота, самородков, камней, концентратов ценных минералов. Эти запасы могут играть роль резерва Центробанка, например, через систему региональных Комдрагметов. Государство в обмен на бумажные рубли получит во владение высоколиквидные материальные ценности и существенный вклад в ВВП страны. Грамотное управление этими запасами позволит укрепить рубль, ускорить денежный оборот и в целом эффективность экономики страны.

Юридические формы регистрации не следует ограничивать только форматом ИП. Необходимо предусмотреть максимальное разнообразие, так как на практике встречаются разнообразнейшие конкретные ситуации вплоть до семейного подряда и индивидуального контракта с крупным недропользователем. Формы регистрации должны быть рекомендательными с типовыми уставами, договорами, положениями.

Регистрацию, выдачу разрешения оператору (действующему лицу) СиМОН однозначно следует возложить на уровень субъекта федерации по критерию: объём ресурсов до 10 тонн, ежегодное производство — до 100 кг золотого эквивалента.

Для специалиста очевидно, что указанные недостатки и недоработки на практике вполне могут привести к дискредитации самой идеи вольного приноса. Информация о том, что вольный принос введут только в Магаданской области в качестве эксперимента, не добавляет оптимизма. Эксперимент, похоже, содержит посыл: «авось да, авось нет». Герои русской сказки Авось и Как-нибудь здесь неуместны.

Разрешение на индивидуальную добычу — это мизерная, но важнейшая и первоочередная часть того, что надо сделать для совершенствования недропользования в современных рыночных условиях.

Самый простой и надежный прием легализации теневой добычи — это создание условий, при которых человеку выгодно сдать природное золото как можно быстрее в золотокассу при банке, открыть или пополнить там золотой счет.

Добропорядочным старатель станет тогда и только тогда, когда за его спиной будет стоять государство-помощник, а не государство-надзиратель. По этому поводу ярко высказался выдающийся организатор старательского движения Вадим Иванович Туманов: «... надо помочь человеку проявить себя, стать личностью, сделать его свободным — хорошим он станет сам».

Очень важна концептуальная методологическая установка: кто хочет разрешить проблему, тот ищет способ, а кто не хочет, тот ищет причину. Причиной отклонения Госдумой несколько лет назад (среди прочих надуманных предлогов) поправок в закон о недрах, разрешающих индивидуальную добычу на техногенных россыпях, был объявлен лукавый, несерьёзный тезис: «в законе нет понятия «техногенная россыпь». Но для специалиста нет ничего проще сформулировать это понятие, была бы поставлена такая задача.

Совершенно реально сотрудников «силовых», административных структур сделать сторонниками вольных старателей путем учреждения продуманной системы материального вознаграждения в зависимости от криминальной обстановки и уровня налогооблагаемой базы в сфере вольного приноса.

Совершенно реально заинтересовать вольным приносом крупные и средние состоявшиеся предприятия золотодобычи путем продуманной системы взаимовыгодного сотрудничества, кооперативных форматов, когда высокорискованные, затратные задачи развития минерально-сырьевой базы могут решаться с привлечением вольного приноса. Но опять-таки это требует кардинальной трансформации закона о недрах, которая обеспечит его жизнеспособность, необходимый и достаточный созидательный вектор.

Доступ физлицам к недропользованию можно на первых этапах внедрения ограничить по цензу оседлости, профессиональной подготовке, гражданству. Разумное квотирование по местам концентрации и в зависимости от площади техногенных полигонов тоже уместно. Льготы ввести для пенсионеров, в первую очередь геологов и горняков. Допускать к вольному приносу через систему обязательного строгого обучения и сдачу экзаменов. Меры профилактики деструктивных и криминальных проявлений рассмотреть и внедрить в комплексе.

Задачу внедрения вольного приноса золота и в целом малообъёмного недропользования в широком понимании необходимо решать в русле главной проблемы всего Дальнего Востока — депопуляции территории, угрозы ее потери Россией. История потери Аляски об этом четко напоминает. Вольный принос в широком понимании — это мощный малозатратный способ (затраты нужны только на усиление интеллекта администрирования), он позволит как минимум остановить процесс депопуляции на Дальнем Востоке.

Совершенствование недропользования в России без вольного приноса — это консервация квазифеодальных способов управления, когда игнорируются современные успешные драйверы экономического развития.

 

vvvmyekо@mail.ru,

т.: +7 924 664 11 07


-4+6
Просмотров статьи: 1789