Как в России сделать «Калифорнию»

Кавчик Б.К., к.г.-м.н., ОАО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №127, Июнь, 2009

Из Калифорнии «Подробности», американское бюро телеканала «Интер» Дмитрий Анопченко, Юрий Романюк (www.podrobnosti.ua):

«Неожиданное последствие экономического кризиса — Америка вновь переживает «золотую лихорадку». Сотни людей устремились в Калифорнию, чтобы попытать счастья в поиске самородков. За желтым металлом в городок Эльдорадо отправились авторы этой статьи.

Городок Пласервилль 160 лет назад был центром американской «золотой лихорадки». О тех временах до сих пор напоминают старинные вагонетки, оставленные у стен многочисленных ювелирных лавочек. В 1848 г. золото сюда привозили тоннами! Тогда его сдавали вот в этот магазинчик. Тут у вас и сейчас купят самородок, не спросив ни имени, ни документов — таковы здешние правила.

Каролина Парсонс, продавец ювелирной лавки: «Нам все также приносят золото. Большие самородки — два-три раза в месяц. По нынешним временам — это довольно часто».

Эти находки — за несколько последних дней. Каролина еще раз проверяет их, и облегченно вздыхает — чистое золото! Каждый камешек стоит не меньше двух тысяч долларов. Причем нашли их... обычные туристы.

От них сегодня нет отбоя в магазине Альберта Фаусела. Еще его дед продавал все необходимое оборудование для золотоискателей. Спрос такой же, как и двести лет назад.

 Альберт Фаусел,  владелец магазина: «Приходят каждый день,  покупают много нового оборудования,  обновляют старое. Это похоже на новую золотую лихорадку,  несомненно!»

Профессионалы рассказывают — самое главное — терпение. Можно целый день провести на берегу и уйти ни с чем. А можно буквально за 15 минут найти несколько крупинок золота.

Желающих попытать судьбу так много, что для них организовали уникальные курсы — «школу золотоискателей»! Всего 7 долларов за урок — и вас научат, как правильно промывать речной песок, и как не проглядеть в нем золотые крупинки.

По законам штата Калифорния никаких лицензий или разрешений для добычи золота получать не нужно. Здешние берега открыты для всех! Поиски — дело не из легких, ведь провести день по колено в холодной воде не каждый согласится.

Фред Эрхардт,  золотоискатель: «Разбогатеть за один день теперь уже вряд ли возможно. Хотя кто знает... Это как игра в рулетку — никогда не угадаешь,  где повезет. Вот недавно на моих глазах мальчонка нашел кусок золота стоимостью в две тысячи долларов. И это еще не предел».

Таких денег ученики Фреда еще не зарабатывают. Но стоимость его уроков давно уже окупили!

Эксперты говорят — 80 процентов разведанных здесь драгоценных металлов до сих пор в земле. И это заставляет новых искателей приключений и богатства ехать в Эльдорадо».

----------------------------------

В России безработных и россыпного золота больше, чем в Америке, и дело можно организовать не хуже, чем в Калифорнии. Однако уже много лет вопрос легализации непромышленной добычи золота не решается.

Российские безработные, доведенные безработицей до крайности, лишены возможности законно добывать золото и вынуждены делать это нелегально. Других способов заработка просто нет. На это идут именно безработные, так как благополучных граждан мало привлекает тяжелая работа по промывке породы в холодной воде, которая намного холоднее, чем в Калифорнии.

Российских безработных, пытающихся заработать добычей золота, в нашей стране называют «черными старателями» или «хищниками». Пользуясь бесправным положением нелегальных золотодобытчиков, их «пасут» уголовники, ловят молодые вооруженные парни с милицейскими удостоверениями, бывает, их выслеживают на вертолетах. Уголовники забирают у безработных добытое золото за гроши, иногда только за водку и еду, а милиция отбирает золото бесплатно и делится с государством.

Например: 22.06.2009  Органами правопорядка задержан курьер с золотом.

Сотрудниками ОБЭП Московского УВД на железнодорожном транспорте МВД России и службы экономической безопасности ФСБ России по прибытии поезда сообщением «Северобайкальск-Москва» на Казанский вокзал столицы был задержан 31-летний уроженец Азербайджана. У него в присутствии понятых были обнаружены и изъяты 9 пирамидальных слитков желтого цвета и 5 пакетиков с порошком золотистого цвета.

Изъятая партия металла была направлена на физико-химическое исследование в отдел анализа и экспертиз ГОХРАН Министерства финансов РФ. Согласно исследованиям эксперта, изъятый металл является шлиховым (природным) золотом, изготовленным при помощи кустарной плавки,  общей массой около 3 кг.

Со слов задержанного,  золото он купил в Бурятии у черных старателей за 400 тыс. рублей (то есть золото куплено по 133 руб. за грамм!  – ред.) с целью дальнейшей перепродажи в столице. На черном рынке стоимость указанной партии составляет около 3 млн рублей.

В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценного металла). www.geonews.ru

ИТОГО:

1. Государство получает от милиции ежегодно несколько тонн золота БЕСПЛАТНО!

2. Милиции интересно и выгодно ловить «хищников» с золотом.

3. Перекупщики получают доход, скупая золото за гроши.

4. Ювелиры получают доход, делая и продавая ювелирку из неучтенного золота.

5. Нагрузка ложится на безработных, которые получают 15–20% от реальной цены золота. Остальные 80–85% растекаются по вышеперечисленным каналам.

Стоит ли разрешать непромышленную добычу золота? Ведь тогда безработные получат почти всю цену золота, а другие финансовые потоки пересохнут: ни государству, ни милиции, ни перекупщикам, ни ювелирам – никому и ничего! 

А сумма заметная: если грамм золота куплен у «хищника» за 150–200 руб., то в ювелирном магазине этот грамм в виде простенького колечка продается за 2400 руб. То есть разница в 2200 руб. на каждом грамме (это почти вдвое больше дохода на наркотиках). Видимо, в стране есть надежное «золотое лобби», благодаря которому все попытки изменить ситуацию оканчиваются ничем.

Однако сейчас в золотодобыче идет процесс, невыгодный никому, в том числе «золотому лобби». Дело в том, что добывать золото стало некому, люди из золотодобычи почти полностью разбежались. Перед войной в СССР было около 100 тыс. старателей и около 200 тыс. работало на госпредприятиях (всего 300 тысяч!), то сейчас в России осталось едва ли 30 тысяч золотодобытчиков, считая всех — легальных и нелегальных. Всего 30 тысяч на огромную территорию! Добывать золото на условиях, созданных российским «золотым лобби», не хотят даже безработные. В  некоторых районах работы уже полностью  прекращены (Куларский  район в Якутии, Закаменский и Хоринский в Бурятии и др.).

При упорстве «золотого лобби» дело кончится совсем скоро. Это видно по результатам аукционов, проводимых МПР. За 6 месяцев этого года (данные предварительные) объявлен 61 аукцион на россыпное  золото, а продано всего 7 лицензий.

В нашей стране огромное количество непромышленных россыпей золота. Упрощение законодательства для мелких золотодобывающих предприятий и легализация добычи золота для частников, возможно, позволит вернуть людей в отрасль и сформировать новые финансовые потоки взамен утраченных. Деньги, полученные безработными за золото, пойдут на оплату жилья, на образование детей, приобретение товаров, как и в американской Калифорнии. Со временем можно получать доход от туризма с добычей золота, который развит даже в европейских странах, где золота почти нет.


-0+2
Просмотров статьи: 22685, комментариев: 22       

Комментарии, отзывы, предложения

Степа В., 22.08.10 21:22:17

На мой взгляд,реализация туристической составляющей по образу Калифорнии в наших условиях вряд ли возможможна. Не поедут в такие места туристы: ни наши, ни тем более иностранцы. "Золотая лихорадка" - это название известно, пожалуй, очень и очень многим, о нем рассказывали писатели, которые его и романтизировали, поэтому на это так и "клюют" туристы. Реклама совсем не требуется и это огромный плюс. Другое вопрос в том, а поедут ли в принципе россияне на такое вот месторождение, если оно у нас вдруг появится? Я думаю, нет. Иностранцы тоже: зачем им ехать добывать золото в Россию, если они могут съездить в ту же Калифорнию, Новую Зеландию или Австралию?То бишь в куда более развитые страны, где им будет и теплее и уютнее, а возможно и дешевле.

А вот что касается второй части статьи, то это очень и очень нужное дело. Пытался понять почему же наши власти не разрешают непромышленную добычу золота. Ну так как наши "верхи" не очень то думают о народе, это значит, что такая добыча им просто не нужна. Что они с этого получать будут? Деньги от лицензий. И не очень-то большие наверное. Вообщем, при отсутствии хорошо различимой выгоды, врял ли будет что-либо сделано в этом направлении, а, возможно, выгодно то властям как раз не разрешать непромышленную добычу.

Кавчик Б.К., 24.08.10 04:17:24

Для туризма в России есть прекрасные места. Нам предлагали отправлять американских туристов из Нома (Аляска) на Чукотку. У них на Аляске золото мелкое, а у нас на Чукотке самородки можно найти. Американцы, говорят: "Ерунда, всего час лету от Нома до Анадыря", мы все сами организуем.

Магаданская трасса идет от морского порта больше 1000 км по дороге построенной на костях заключенных. Места сталинских лагерей, завораживающие просторы и золото под ногами. Есть хороший шанс найти не только мелкий сувенир на память, но и настоящий самородок в несколько килограммов.

Я не раз проехал по Магаданской трассе и всегда для меня это интересно.

Без рекламы, и, главное, без изменения законодательства никакого туризма у нас, конечно, не будет.

Степа В., 24.08.10 20:20:02

То что в России есть отличные места для туризма - это конечно же верно, их огромное количество у нас. Другое дело в том, что туризм у нас в принципе развит не очень хорошо. Есть конечно места, где это все очень хорошо организованно (очень хорошо по российским меркам), черноморское побережье, исторический центр страны, но в остальном же... Далеко за примерами ходить не надо, взять тот же Байкал, у которого огромнейший туристический потенциал, но развитие его находится, я считаю, в зачаточном состоянии. А чтобы привлекать множество туристов необходима и инфраструктура, и те люди, либо организации, которые это все проспонсируют и организуют. А есть ли такие люди и надо ли это вообще кому-нибудь - вот в чем вопрос.

Олег, 05.09.10 04:50:24

В нашей раше въездной туризм проблематичен. У тех кто наверху есть другие заботы и доходы. Разве что хозяин команду даст: Как так у нас на камчатский вулканах 3 тыс.туристов, а на их вулканах мильон? - Догнать!

Да и то не сделают, хозяин уехал - можно дальше спать.

А уж туризм с добычей золота - это вообще не из нашей жизни.

Степа В., 05.09.10 08:04:19

Да не, я думаю, не такая это уж и большая проблема, на самом деле. Как говорится, было бы желание. На Западе власти понимают, что на туризме можно делать хорошие деньги, а у нас никак не могут слезть с нефте-газовой иглы и думают, что это никогда не закончится. Взялись бы за развитие туризма, все бы получилось.

Вика, 05.09.10 08:05:29

Меньше туристов - чище природа.:)

Николай, 05.09.10 12:59:07

Вика - это очень ошибочное мнение.

На этом сайте есть статья про Новую Зеландию. Там туристов больше, чем населения, а чисто. Можно босиком по берегу везде ходить.

На Аляске есть старый городок золотодобытчиков, в котором население 1000 человек. В год к ним приезжает 1 млн.туристов. Так у них там тоже все чистенько вылизано.

А у нас в Магадане рядом с гостиницей Океан - набережная, а берег - помойка вонючая. Да и дальше тоже помойка. Потому туристов в Магадане нет, и не будет.

Чтобы гостей приглашать, надо умыться сперва.

Вика, 05.09.10 20:52:35

В этом то как раз и есть различие между Россией и другими странами. Мало того, что сами жители делают из страны свалку, так они ещё и в качестве туристов загрязняют заповедные зоны. А уборка этих территорий отходит на задний план, вот так и получается "берег - помойка". А кто захочет ехать в страну, где прогуливаясь нужно переступать через горы мусора?

Серж, 28.02.11 16:30:42

Потенциал России огромный в плане развития старательского туризма , особенно много отработанных месторождений в крупных золотоносных районах,где часто можно обнаружить довольно богатые участки и "случайно" выброшенные в отвалы пески с хорощим содержанием золота . Будем надеяться на то, что власть пойдет навстречу частной старательской инициативе как в Америке .....

ЮРЧИК, 28.02.11 18:46:53

Легко! Все сдуть из ихних законов, и не мучить свои плешивые Думские головы, как бы с нас последнюю шкуру содрать. Все выгодные им принятые ранее законы лихо принимали кивая на пендосов, а здесь сдулись.

странник, 16.03.11 03:15:00

Хроника происшествий по ТВ, время от времени показывает подобные сюжеты, когда "доблестные борцы" за государственные интересы изобличают, изымают, выявляют и т.п. А кого?- Отдельных "диких" горе-бизнесменов или колхозника с пятью граммами. При этом ВО ВСЕХ районах золотодобычи, существует конкуренция среди скупщиков.Это и бумажные предприятия с лицензиями, и действующие "артели", и просто, в любом нас. пункте, есть пару адресов, где примут у вас в любое время суток, любое количество. Один такой товарищ, спрашивал меня: "На хрена тебе нужно по тайге в грязи лазить, ведь проще сидя дома иметь столько-же скупая!" Жаловался, что аффинажный завод задерживает деньги и не хватает оборотных средств.Кто думает, что об этом не знают "борцы"? Выгодно всем, кроме труженика и Государства!

странник, 18.03.11 02:09:20

Рецепт есть. Так-как в нашей раше все продвигается и проталкивается при помощи экономических рычагов под названием "откат", то надо дружно взять кредит, применить данный рычаг, бамагу выправить,и наконец вздохнуть свободно. И будет нам "калифорния" без забугорных инвесторов... А если уж сдавать в аренду, то кремль...

Илья, 19.10.11 06:52:37

20 июля 2011 на заседании президиума правительства РФ было принято решение в ближайшие 8 лет превратить Россию в страну с развитым туристическим туристическим бизнесом. На улучшение сервиса и развитие популярных маршрутов правительство выделит почти 100 миллиардов рублей. Количество иностранных туристов, посещающих Россию должно вырасти в 6 раз. На этом заседании премьер пообещал, что через 6 лет в нашу страну ежегодно будут приезжать по 23 миллиона человек.

- А количество граждан, проводящих свой отпуск в России, должно увеличиться в полтора раза: с 29 до 45 млн человек, сказал премьер-министр Путин. (Земля-Сибирь № 30).

В России можно прекрасно развивать туризм с добычей золота. Для этого нужно убрать из УК статью 191 (это бесплатно). Вместо этого премьер предлагает "освоить" 100 млрд. наших денежек.

Фрегат, 22.11.11 21:42:22

Согласен с Ильёй. Статью нужно убрать, а лицензию оставить только для промышленников, которые явно наносят ущерб природе, а не наезжать на одиночек, которые при всём своём желании сапёрной лопаткой не выкопает котлован в глубь 50 метров, в ширь 500 и в длинку 1500 не за сезон, не за десять сезонов.)))

Сержант, 23.11.11 10:52:45

А я против. Мне пообещали поднять зарплату, так когда еще и наскоко? А кушать хочется сичас. Сичас хищника поимеешь, золото отберешь и чечмеку продашь - живые денежки получишь. А если 191 убрать, то что же? Зубы на полку?

Алексу666, 07.05.13 05:51:36

Вот тут ответ на ваш вопрос нашелся, кто что кому сказал. Конечно, не лично сержант...

Владимир, 09.05.13 05:46:18 — ионычу

Делиться надо, а ты все себе хочешь. Нехорошо!

Асан, 09.05.13 12:23:16 — Сержанту

Сержант, ты любишь рисковать, это в твоих генах видимо, ты сам то об этом не задумывался? Ну не хорошо же это. Возьми лоток , лопатку, накопай песку, промой. Втихаря продай--добавок хороший. А наших то не трогай, ну хотя бы руки не ломай. Хоть пидором не будешь, а на зарплату не шибко надейся, сегодня -прибавили, завтра - убавили. Лычки тоже не навсегда. Ты думай своей головой, а не чужой. Горя людям не делай. Разберись с этим.

сашок , 04.02.15 11:29:31

когда к власти рваться перестанут -- сейчас у власти одни бандиты -- одни грубые другие вежливые --суть одна урвать с другого. Когда не будет выгодно жить за чужой счёт, когда слова -- я дурак что ли работать!--потеряют свой смысл -- тогда может быть что то изменится.

Basyacow, 29.11.15 06:20:57

Очень понравилась статья!

Мурашев, 10.02.17 06:13:39 — Автору

В статье вы ошиблись, когда написали: "1. Государство получает от милиции ежегодно несколько тонн золота БЕСПЛАТНО!"

Оказалось, что фактически государство получает всего несколько десятков кг. Об этом сказано в интервью Кашубы, который ссылается на Гохран:

Вопрос Кашубе: Какова ваша экспертная оценка незаконной ежегодной добычи золота в России? Минприроды считает, что это более 10 тонн, а Гохран, который по закону получает всё изъятое из незаконного оборота золота – менее 10 килограммов.

Ответ Кашубы: Эта оценка, которая опубликована на сайте Минприроды про 10 тонн, дана со ссылкой на неназванных экспертов, что само по себе странно. Очень бы хотелось узнать, откуда взялась эта цифра – кто автор, кто считал?

До интервью руководителя Гохрана, можно было как-то спорить по этому поводу, но когда мы знаем, что всё золото из незаконного оборота по закону попадает в Гохран России, и когда руководитель этого ведомства авторитетно говорит, что речь идет о десятках килограммов, то цифра в 10 тонн вызывает только недоумение. И лучше бы эту публикацию снять с сайта или дать официальные пояснения, а лучше – устроить нам встречу с этими экспертами.

Понимаете, мы сами своими руками делаем отрасль инвестиционно не привлекательной. Получается, что инвестору говорим: давайте, вкладывайте в геологоразведку в нашей стране, добывайте золото, а там дальше вас ждет воровство, по 10 тонн каждый год.

Хочу обратить внимание на то, что сегодня золотодобывающая отрасль в России полностью частная. Имеет частную охрану, своё оружие... Это не лихие девяностые, когда это (воровство) было возможно, - те времена уже давно закончились. Отрасль стала нормальная, прозрачная, промышленная, в ней активен банковский бизнес с точки зрения расчетов, быстрых и эффективных. Добытчик еще не успел золото добыть, а инкассация уже с вертолетом возле ЗПК (золото-приемная касса) стоит. Только появился слиток в Доре, а у тебя уже покупатели в очереди, которые оплачивают сразу 85% его стоимости.

Зачем производителю куда-то, в какой-то криминал уходить? Криминал - это всегда дисконт, причем дисконт колоссальный, за риск. Зачем? В банках переизбыток средств, и банки сейчас конкурируют за золотодобытчиков. Дисконты в банках самые низкие.

Поэтому лично я склонен верить руководителю Гохрана. Всё остальное – слухи, домыслы и предположения.

Б.Кавчик, 11.02.17 08:06:18 — Мурашев, 10.02.17

Вы правы. Моя оценка дохода государства от незаконной добычи золота оказалась сильно завышенной.

По данным Гохрана, на который ссылается С.Г.Кашуба доля государства всего десяток килограммов. Значит, заинтересованных в незаконной добыче меньше, чем я предполагал.

Вопрос Кашубы : "Зачем производителю куда-то, в какой-то криминал уходить? Криминал - это всегда дисконт, причем дисконт колоссальный, за риск. Зачем?" Вопрос странный для его положения. В незаконную добычу люди идут из-за того, что получить лицензию и оформить документы слишком сложно и не все могут. Сдать золото, добытое без лицензии - нельзя - конфискуют и пойдешь по статье. У людей нет другой работы - вот и добывают незаконно и продают скупщикам.

Сколько тонн? Первый для печати дал оценку В.В.Рудаков - 10% от официальной добычи. Сейчас цифры не публикуют, но кому положено, тот знает, так что МПРу про 10 тонн можно верить.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Как в России сделать «Калифорнию»»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 1":