Метод оперативного определения содержания золота в песках россыпных месторождений

Назаров Б.Г.- ген.директор, Нефедова И.В. - ст.геолог, ОАО «Золото Верхоянья»
Золотодобыча, №141, Август, 2010
На всех стадиях поисковых, разведочных и эксплуатационных работ на россыпных объектах проводится опробование. Целью опробования является: установление границ металлоносных отложений; определения средних содержаний золота; контроль качества отбора проб или отработки. Наибольшее распространение в практике получило опробование лотками. В зависимости от метода разведки и стадии работ даже самый простой способ, как опробование лотком, требует значительного времени, что обусловлено, в первую очередь, объемом отбираемых проб — минимально от 1 до 3 ендовок (одна ендовка — 28 литров), продолжительностью промывки, отбивки, высушивания и взвешивания шлихов. Ясно, что если предполагаются легкие технологии добычи и при этом выдвигаются вполне конкретные показатели по средним содержаниям металла, например 10–15 г/м3, то геолог или опробщик, промыв пробу, должен сказать об этом сразу, «на глаз» — по количеству видимого в лотке золота. Так, кстати, делают многие опытные артельщики.

Читать полный текст статьи.


Просмотров статьи - 4407, комментариев - 17       

Комментарии, отзывы, предложения

М.Г., 22 октября 2010 11:56:28
Очень интересно, хотя и спорно, хотя бы для определения 0.5 гр/м3. Мы также давно для опробования используем оцинкованный таз, объем 10 л. Но для Приморья в лотке 50 пылинок больше 0.1 мм означает 0.5 г/м3. Наверное для каждого региона есть свои особености
Александр Н., 22 октября 2010 21:43:02
Приветствую, Михаил.
А у нас (в Африке), если бы я увидел 50 (!) пылинок и несколько крупных, это точно было бы порядка 3,5-5 гр. на куб. м., никак не меньше. Безусловно, многое зависит от формы кристаллов (сростков)золота, что фактически сказывается на удельном весе...
Понятно, что без лотков и ендовок никуда не денешься в недоступных местах, но мне кажется, что опробирование экскаватором даже через каждые 20-50 м (небольшими траншеями до бэд-рока)и последующей промывкой на Эксплорере вынутого аллювия дает самые реальные и показательные содержания.
Кавчик Б.К., 23 октября 2010 10:11:59
Экскаватор замечательно, но его не всегда удобно с собой таскать.
В 80-х годах мы разрабатывали методику опережающей эксплуатационной разведки россыпей скважинами НКР-100. Скорость проходки по мерзлоте изумительная, но объем пробы из скважины всего 6-10 литров на пласт и ничего другого нет. Задача была доразведать законтурные площади россыпей.
Содержания золота при открытой разработке низкие - меньше 0,5 г/м3. Взвешивать золото из проб бессмысленно, так как попадали только знаки (на пределе взвешивания), крупные золотинки попадали редко и сразу давали ураганные содержания – 5 г/м3 и выше.
Хороший результат у нас получился при расчете содержаний золота просто по количеству знаков.
Суть в том, что 1 знак – приравнивался к определенной массе золота (на разных объектах по разному). Сколько знаков - умножаешь на среднюю массу и получаешь общую массу золота в пробе. Делишь на объем, получаешь содержание. Например, 2 золотины при средней массе 0,8 мг = 1,6 мг. При объеме пробы 8 литров, содержание равно 200 мг/м3 и т.п.
Заверка на Куларе показала приемлемую сходимость и с шурфами и с эксплуатацией. Скважины, правда, бурились по густой сети – под взрывные работы.
Если нет возможности брать большие пробы, то этот вариант лучше, чем ничего. Нужно, конечно знать, среднюю массу золотин. Есть объекты со средней массой золотин 0,5 мг и 50 мг. Но это нетрудно определить.
Метод, предложенный в статье, по-моему, тоже нормальный.
М.Г., 23 октября 2010 14:17:35
Александр, я с тобой согласен. Лучший метод экскаватор и Эксплорер. По Эксплореру получаешь данные, которые никогда не достигнешь на основном приборе. Но по крайней мере знаешь что теряешь. исходя из данных Эксплорера, я рискую в следующем году купить Аляску с отсадочной технологией, удовольствие не из дешевых- по полной схеме 0.5 млн. американских рублей, но если данные эксплорера верны я их отобью за пол сезона. Лотком я пользуюсь регулярно, мою как правило не лоток, а таз 10л (в нем замачиваю). Лоток никуда не уйдет и "горбатыми" мы будем всегда. Методика предложенная в статье правильная. наверное в каждом регионе своя. И вообще когда люди делятся такими простыми методами. кто-то что-то узнает новое для себя , а кому то проще обучать персонал на основе таких статей.
Александр Н., 23 октября 2010 15:03:47
Михаил, приветствую. Согласен, такие статьи очень полезны, факт. Такие "мелочи" очень важны при первичных опробированиях участков и разведке, чтобы не "впариться" с результатом...Я описанным способом и работал, оконтуривая участки для работы вдоль русла рек и притоков без наличия исходных данных в виде подтвержденных запасов разных категорий...Хотел уточнить-Аляску собираетесь брать какой производительности, чисто для статистики?
М.Г., 23 октября 2010 16:11:55
Александр, Аляской ее можно назвать условно, два инерционных грохота с сменными ситами, две отсадочные машины 32 и 16. Пески подаются через грызли. то есть при производительности 50 м3 в час она перерабатывает на исходник, 120-150. Старый район золотодобычи, не решены вопросы платины, геологоразведочные работы блеф хотя в свое время 20 лет назад сам делал.всему виной Эксплорер, он дал такие данные что можно за голову хвататься. М.Г.
Александр Н., 23 октября 2010 17:46:09
Михаил, Аляска - это же скрубберная установка , насколько помню и понимаю? Если комплекс без скруббера, то это Юкон, чем тоже пользовался , и что считаю более практичным. По отсадке понятно.
По производительности вопрос. Производительность, указанная у американцев, как правило в куб. ярдах в час. То есть Вы предполагаете брать установку 75 куб. ярдов час, или я что-то недопонял? И что значит, "перерабатывает на исходник" 120-150? По геологоразведочным работам ситуация ну очень знакомая. Но "радует" даже только то, что хоть что то делали и хоть какие-то в результате знаки золота находили и считали, и делали карты топографы. Хотя бы понятно куда направлять взор на разведку и разработку. Вообще геологоразведка - отдельная тема. Сильно хотелось бы найти современных профессионалов, но чем дальше тем меньше шансов в наше время...Все равно почти всегда все сводится именно в опробированию - бурением, что очень неоправданно дорого, но безальтернативно при рудных месторождениях, или траншейной разведке с доводкой, чем большинство и пользуется.
Просчитать объемы выработки после опробирования сегодня возможно комплексами радиозондирования (относительно недорого и быстро). После получения данных, они интерпретируются в кромпе, и выдается с определенной достоверностью результат - мощность слоев аллювия и деллювия и вскрыши по участкам в разрезах...Вы пользовались этим ,Михаил?
СВ, 23 октября 2010 22:08:30
На поперечных профилях через речную долину россыпь золота всегда приурочена к понижениям плотика. И если в вашем районе георадар определяет мощность аллювия, можно попробовать определить контуры россыпи с помощью георадара, не применяя опробование. Но это только если мы имеем широкую долину, в которой точно есть узкая промышленная россыпь золота, которая меандрирует от одного борта долины к другому. В общем, все зависит от местных условий.
Александр Н., 23 октября 2010 23:18:14
Насколько я знаком с георадарами, оконтурить можно именно объемы выработки аллювия (совмещая поперечные и продольные срезы, или используя сетку попереченых срезов), это так, но вот определить содержание практически невозможно без опробирования в контурах россыпи. Георадар облегчает работу, безусловно, но не гарантирует результат эффективности россыпи. У меня бывало часто и так, что приходилось просто бросать некоторые участки из за низкого содержания или слишком резкого изменения (уменьшения) слоя аллювия (подъема бед-рока), хотя на первый взгляд, все складывалось удачно- и вскрыша небольшая и мощность аллювия приличная...Если не секрет, Вы с каким георадарами работаете?





М.Г, 24 октября 2010 02:02:24
Для того, чтобы определить мощность вскрыши и мощность песков я пользуюсь стариным прибором "каскад" в комплексе которого методика ЗСБЗ, я заранее знаю плотик, знаю воду .Сейчас на опережение при подготовке новых полигонов у меня работает отряд и уже на сегодня из планирования исключены верхние части россыпи где они обнаружили 2-3 м слой валунов который на местности ничем не выражается. Геофизика выделят мне структуры которые я потом проверяю. По геологоразведке- тема отдельная и очень широкая. Но все решаемо не на уровне страны а конкретном регионе и не для контролирующих организаций. Контролирующие организации требуют проведение геологоразведочных работ по определеной методике. а подходит ли она для данной местности никого не интересует. У меня методика простая - выявлена Россыпь. провожу транспорное опрбование. Обьем промывки суточная производительность прибора(вернее световая, ночью стараюсь не работать)- 500-700 м3, контроль при транспортной схеме элементарный , все машины на компе. На первый взгляд затратно зато всегда контролируешь ситуацию и мгновенно вмешиваешся
Админ - Александру Н., 26 октября 2010 12:19:14
Вы писали: "Сильно хотелось бы найти современных профессионалов, но чем дальше тем меньше шансов в наше время...Все равно почти всегда все сводится именно в опробированию - бурением, что очень неоправданно дорого, но безальтернативно при рудных месторождениях, или траншейной разведке с доводкой, чем большинство и пользуется."
Может быть вы попробуете биолокацию? Статью об этом методе мы поместили на сайт. Быстро и дешево.
Виктор, 28 октября 2010 05:19:21
Очень интересны и полезны и статья, и комментарии. Могу добавить по теме. Занимаюсь много лет ГРР на россыпях, изучением техногенки, обогащением хвостов ШОФ. В россыпях Центральной Колымы на расстоянии 3 – 5 км (в зависимости от порядка долины) от зон источников питания 50 – 90% металла составляют золотины крупностью 1 – 3 мм и крупнее массой 0,9 – 1,2 мг с гидравлической крупностью не выше 14 г/см. Соответственно, такое золото извлекается на шлюзах даже мелкого наполнения не более чем на 50%. На хвостах ШОФ использую развитую схему обогащения, завершая ее прямой плавкой золотой головки концентрационного стола и плавкой на веркблей с купелированием – промпродукта. Общие потери на всех операциях не более 5%.
Что касается поисков и разведки в комментариях меня заинтересовала методика с использованием георадара. Что это, где прочесть подробно?
Ив, 28 октября 2010 07:58:29
О разведке россыпей с помощью георадара нигде нет, поскольку это ненаучный метод. Оценить содержания золота в россыпи с помощью георадара невозможно. Единственное, в некоторых случаях, когда хорошо отбивается плотик, можно определить поперечными профилями контуры древнего (или погребенного) русла в пределах долины. Обычно бурением в пределах древнего русла выявляются промышленные россыпи. Но всегда надо помнить рекомендации О.Бендера по поводу страхового полиса...
Константин, 18 ноября 2010 09:27:55
Господа, подскажите, сколько стоит Explorer и где его можно купить.
Константину, 18 ноября 2010 14:34:58
На главной странице этого сайта (внизу) есть баннер фирмы Минелаб. Это официальное представительство австралийской фирмы Minelab, выпускающей Explorer. Ткните на этот баннер и заказывайте прибор. Фирма обеспечивает русскую документацию и гарантийное обслуживание.
Можно выйти также на сайт фирмы: http://www.minelab.com.ru/
Константин, 19 ноября 2010 01:56:07
Благодарю за ответ. Но я имел ввиду промприбор Explorer II производства Goldfield, о котором шла речь в постах М.Г. и Александра Н. Прошу прощения, моя вина, не конкретизировал свой вопрос.
daimo, 19 ноября 2010 09:22:25
Константин, 19 ноября 2010 01:56:07
Все уже есть в теме "Экономическое обоснование выбора промывочного прибора"
УДАЧИ!

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Метод оперативного определения содержания золота в песках россыпных месторождений»


Имя:

Введите ответ на вопрос 1+1=?:   
подписаться на комментарии

Перейти на главную страницу сайта
Перейти к таблице комментариев

Иргиредмет

664025 г. Иркутск, бул. Гагарина, 38, ОАО «Иргиредмет»

© 2008-2012 Иркутский научно-исследовательский институт благородных и редких металлов и алмазов