О добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями. Мнение авторитетного специалиста

Беляев А.Е.

Александр Ерофеевич Беляев - горный инженер-геолог, работал до 2010 г.главным геологом ОАО «Лензолото», вышел на пенсию и в настоящее время живет в городе Бодайбо. Ниже приведено его мнение о проблеме.

---------------------------

В СМИ прозвучало немало обнадёживающих отзывов, которые связываются с принятием  закона о вольноприносительстве. Затратив всего 50 тыс. руб. на приобретение сапог, лопаты и лотка за лето можно заработать 2 млн. руб. Решил высказать своё мнение по поводу данного закона. Лично я считаю принятие такого закона назревшим и необходимым, но закон должен реально работать. Однако, возникают сомнения в возможности его применения в таком виде в жизни.

Необходимость принятия законодательства о вольноприносительстве очевидна, особенно для старых золотодобывающих районов, к которым относится и Бодайбинский район.  Принятия Закона ожидают органы власти всех золотодобывающих районов. Ожидается, что принятие этого законодательства позволит обеспечить большую занятость населения и в целом улучшит экономическую ситуацию, снизит социальную напряжённость и усложнит условия для криминала.

Однако если Закон будет принят в том виде, в котором он прошёл первые слушания, то это будет «мёртворождённое дитя», во всяком случае, для нашего района. Условия осуществления деятельности ин­ди­ви­ду­аль­ны­х пред­при­ни­ма­те­лей усложнены и практически не могут реализовываться.

Возможно моё мнение и ошибочно (хотелось бы), но владение вопросами недропользования не понаслышке позволяет высказаться по отдельным вопросам на данную тему.

В чём же сложности применения данного законодательства?

В соответствии с новой ст.19.2 закона о недрах федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган должны вести отдельный реестр участков недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объ­ек­тами про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки и вы­де­ляются для осу­ществ­ле­ния до­бы­чи рос­сып­но­го зо­ло­та ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми. Составить такие реестры для нашего района весьма затруднительно.

Для получения лицензии ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми на добычу золота на такие участ­ки не­др необходимо наличие одновременно следующих условий:

Во-первых, запрашиваемые участки не должны принадлежать иным лицам. Это условие выполнимо, такие участки в реестре не будут участвовать.

Во-вторых, запрашиваемый участок не должен быть включенным в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование юридическим лицам. В принципе этот вопрос также решаем, навряд ли участки с запасами или прогнозными ресурсами менее 10 кг будут включаться в программы лицензирования и они могут включаться в реестр..

И, в-третьих, ­за­па­сы и (и­ли) про­гноз­ные ре­сур­сы­  рос­сып­но­го зо­ло­та на участ­ке по за­клю­че­нию фе­де­раль­но­го ор­га­на управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ным фон­дом недр или его тер­ри­то­ри­аль­но­го ор­га­на не должны пре­вы­ша­ть 10 ки­ло­грам­мов (ст.19.2). А это самое уязвимое условие для получения лицензии ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми.

Информацию о количестве запасов (до 10 кг)  для участ­ков не­др, со­дер­жа­щих оста­точ­ные за­па­сы во вскрыш­ных и вме­ща­ю­щих по­ро­дах, в от­ва­лах или от­хо­дах гор­но­до­бы­ва­ю­ще­го про­из­вод­ства, не­кон­ди­ци­он­ные или ра­нее спи­сан­ные за­па­сы, фе­де­раль­ный ор­га­н управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ным фон­дом недр или его тер­ри­то­ри­аль­ный ор­га­н  может получить из отчётных балансов. 

Такие участки в принципе имеются, но они в абсолютном большинстве находятся в границах действующих лицензий на площадях с погашенными запасами и принадлежат недропользователям. Свободные от лицензий участки с остаточными запасами менее 10 кг, находящиеся в госрезерве государственного баланса запасов россыпного золота и которые можно бы включить в реестр, и которые могли бы представлять практический интерес для  ин­ди­ви­ду­аль­ны­х пред­при­ни­ма­те­лей, в госбалансе можно не найти.

Для включения в ре­естр других участ­ков не­др (мелкие объекты), ко­то­рые в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ют­ся объ­ек­тами про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки и вы­де­ляются для осу­ществ­ле­ния до­бы­чи рос­сып­но­го зо­ло­та ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми фе­де­раль­ный ор­га­н управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ным фон­дом недр или его тер­ри­то­ри­аль­ный ор­га­н  должен дать заключение о количестве запасов (менее 10 кг золота). В соответствии со ст.29 (новый пункт в законе о недрах) для до­бы­чи рос­сып­но­го зо­ло­та ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми на участ­ке недр, ко­то­рый в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ет­ся объ­ек­том про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки, проведения государственной экспертизы их запасов не требуется. Но ведь для определения количества запасов на участке необходимо выполнить подсчёт запасов по результатам геологического изучения или определить запасы каким-то иным способом.  И кто-то должен согласиться с этими запасами и как-то их учесть. А может, как вариант,  принимать решение искусственно разбивать запасы месторождения на участки с запасами менее 10 кг.

До настоящего же времени прецедентов проведения госэкспертизы запасов на объектах в количестве менее 10 кг золота и постановки их в госрезерв не известно.

И важный фактор, для подачи заявки ин­ди­ви­ду­аль­ны­й пред­при­ни­ма­те­ль должен узнать информацию об участке недр, ко­то­рый в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ет­ся объ­ек­том про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки (менее 10 кг золота) для получения лицензии без про­ве­де­ния кон­кур­са или аук­ци­о­на по ре­зуль­та­там рас­смот­ре­ния за­яв­ки. Конечно, отдельные граждане могут владеть такой информацией, но не все потенциальные ин­ди­ви­ду­аль­ны­е пред­при­ни­ма­те­ли.

Соответственно, ре­естр участ­ков не­др, вы­де­лен­ных для осу­ществ­ле­ния до­бы­чи рос­сып­но­го зо­ло­та ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми в обязательном порядке должен публиковаться в средствах массовой информации. Но в таком случае на участок могут быть поданы несколько заявок от ин­ди­ви­ду­аль­ны­х пред­при­ни­ма­те­лей и как в таком случае будет приниматься ре­ше­ние фе­де­раль­ным ор­га­ном управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ным фон­дом недр или его тер­ри­то­ри­аль­ным ор­га­ном без про­ве­де­ния кон­кур­са или аук­ци­о­на по ре­зуль­та­там рас­смот­ре­ния за­яв­ок ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей в чью либо пользу?

Что же представляется необходимым бы дополнить в принимаемое законодательство о вольноприносительстве?

Конечно это благие намерения, но такие предложения более соответствуют статусу данного закона и могут более эффективно решать вопросы вольноприносительства в интересах не только ин­ди­ви­ду­аль­ны­х пред­при­ни­ма­те­лей, но и экономики района, региона, страны.

Во-первых, представляется наиболее целесообразным выдавать ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям лицензию как на вид деятельности для до­бы­чи рос­сып­но­го зо­ло­та на участ­ках не­др, ко­то­рые в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ет­ся объ­ек­том про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки, без привязки к участкам.

Во-вторых, разрешить недропользователям на площадях с погашенными запасами на отрабатываемых месторождениях определять участ­ки не­др, ко­то­рые в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ют­ся объ­ек­том про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки и заключать договора с ин­ди­ви­ду­аль­ными пред­при­ни­ма­те­лями на добычу золота на таких участках. Добытое золото сдавать в кассу недропользователя по договорной цене с учётом платежа налога на добычу. Это наиболее реальный вариант для реализации закона о вольноприносительстве.

В этом случае, помимо решения вопроса вольного приноса, будут более полно осваиваться недра и улучшится экономическое состояние предприятия.

Опасения, что через ин­ди­ви­ду­аль­ны­х пред­при­ни­ма­те­лей могут сдавать похищенное золото недобросовестные работники предприятия, беспочвенны. В настоящее время организованные на предприятиях службы безопасности и охраны могут весьма эффективно обеспечивать сохранность добываемого золота. При необходимости, данные службы предприятий могут сотрудничать и с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­лями.


Просмотров статьи - 5080, комментариев - 66       

Комментарии, отзывы, предложения

| 1 | 2 | 3 | 4 |
Gen&Kap, 1 октября 2011 23:46:27
Русский привет из Канады этой теме сайта! 2301 посетитель и 46 мнений позволяют судить о злободневности темы.Согласен со многими: Деном (писать по делу, конечно, нужно), Германовичем (пускай забьют этот закон себе в .опу), Вячеславом (разберемся, как объехать закон),Пончем (мы без них обойдемся), с обращением магаданцев к Президенту(Вы дали поручение Правительству, но никаких мер не принято),БК (вместе можно добиться результата),ингушем (10 гр на ведро на макушке.Глубина -мох содрать), Golddigger (Тайга большая, медведь- хозяин) и др.Вывод один: на глубинке хозяева - народ и думцы одумаются. Повсеместно народ делает страну богатой, тысячелетиямми искал и будет искать.Куда геологи не приходят-везде следы проспекторов (будь то золото, платина, алмазы).Но, друзья, давайте подумаем и о том, что при поисках видимого золота мы выплескиваем из лотка две трети валового невидимого золота вместе с платиноидами, полиметаллами, редкими и рассеянными элементами, не говоря уже про алмазы и другие десятки полезных металлов. Намойте одну пробу в устье водотока, промойте ее до 200-300 гр серого шлиха, отправьте на спектральный анализ и у вас,ваших детей возможность открытия перспективной площади на любой из 20-40 элементов.А теперь оцените ситуацию в стране и мире -нарастающий дефицит металлов, отсутствие или нежелание инвестировать рисковые поиски, стоимость многих редких элементов дороже золота, цена на которое постоянно растет. Загляните на сайт Роснедра и вы убедитесь, что на аукционах исчерпан фонд открытых месторождений, на продажу выставляются уже перспективные площади.Мир взвыл от запрета Китаем на экспорт редких и рассеянных элементов, которых у него свыше 90% мировых ресурсов. Когда Роснедра продавать уже будет нечего, мы предложем выявленные нами попутно перспективные площади или даже коренные источники россыпей (вспомните о 10гр на ведро у ингуша). Посмотрите на нашего брата-проспектора из Канады, ставшего в прошлом году миллионером после продажи коренного источника россыпного золота на Клондайке (http://www.yukon-news.com/business/16474).Подписываюсь под тем, что, намыв серый шлих и сохранив дубликат пробы, русские парни со временем тоже вырвутся в люди. gkaplenkov@mail.ru
Геннадьевич, 25 марта 2012 08:23:51
В 12 часов в зале №324 состоится заседание рабочей группы по совершенствованию правового регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства и обращения
От Союза старателей России.doc
http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/file.xp?idb=1426199&fn=%CE%F... старателей России категорически не согласен с внесением проекта ФЗ "Как правило, работы по добыче золота «вольноприносителями» производятся на территории действующих золотодобывающих предприятий. Это приведет к тому, что «вольноприносители», имеющие лицензии на отработку недр начнут скупать краденое золото у работников действующих золотодобывающих предприятий. "

Так охраняйте млин!!!!!!

"Теперь, что необходимо сделать для добычи золота на небольших месторождениях и на техногенных россыпях:
1. Выдавать действующим предприятиям по добыче россыпного золота лицензии на эти месторождения без конкурсов и аукционов."

А государству чего!

"2. На этих участках подсчет запасов и утверждение их в ТКЗ не должны производиться, а количество добытого золота должно определяться по факту добычи и учет добытого золота должен производиться отдельно."

Это хищение в особо крупных объемах артелями!

"3. Разрешить золотодобывающим предприятиям заключать договора подряда для работы на этих участках с лицами (индивидуальные предприниматели) или небольшими организациями (ООО, артель и т.д. численностью 3-4 человека) с определением цены 1 г золота. Предприятия выделят им необходимую технику для вскрыши, промывки с выделением горюче-смазочных материалов, запчастей, другие материалы, продукты. Предприятие ведет полную налоговую, геологическую отчетности перед госорганами за добытое на этих участках золото."

При таких условия цена грамма будет совсем неинтресна. Технических вопросом очень много.
Рационализатор, 12 апреля 2012 15:09:32
Нужно взять за основу опыт Австралии и Канады. Не нужно придумывать то, что известно и хорошо работает.
C Художник, 13 апреля 2012 22:44:02
Рационализатор,Может сразу возьмём опыт инопланетян?
Рационализатор, 14 апреля 2012 08:52:14
Можно перенять также опыт России 1902 года. Тогда тоже хорошо было.
C Художник, 14 апреля 2012 14:16:29
Рационализатор, А чего хорошего было у народа 1902, можно по подробней.
Рационализатор, 15 апреля 2012 05:08:25
Подробнее нельзя. Это тебе тест на сообразительность. Догадайся сам чего народ в Сибирь попер после этого закона.
Степан, 15 апреля 2012 14:40:13
Ходокан Степанович, а вы в Бога когда стали верить? Совсем недавно у нас везде "научный атеизм" изучали и верили только бабушки, а сейчас откуда?
Ходакан - Степаныч -мутному Степану который скрывается под разными никами, 15 апреля 2012 17:48:41
Я родился в 1939 году в Оренбургской (тогда Чкаловской обл.) в прииске Айдырля в спец посёлке для раскулаченных.На момент моего рождения я имел родственников по папиной линии: папу который был на финской войне, дедушку которого завалило в шахте в Макеевке,там же какой-то гандон интеллекта не выше Вашего,через стенку шахтёрского барака застрелил мою бабушку по папиной линии, случайно. Меня воспитывали три женщины царство им небесное. мама, бабушка, и сестра.И благодаря им я до сих пор верю в сказки и Бога. Я не го варю что я глубоко верующий человек, но я всегда знал и знаю, что Бог есть На счёт "научнлго атеизма"Я понял Ваш намёк , отвечаю, я ни когда не со стаял в "правившей и руководящей" которая педалировала эту тему. Меня , как и многих других после смерти Сталина почемуто по его же призыву приняли в комсомол хотя я был двоечником. Через два месяца моя политическая карьера кончилася
Глок-Ходакан-Степанычу, 16 апреля 2012 05:03:56
Полностью,разделяю Ваше отношение,к вере.Никогда не пользовался услугами посредников -между Господом Богом и человеком,стараюсь сам обшаться с Господом доступными для меня способами(молитва,просьба и тд)Почему я влез в Ваш диалог?Я хотел бы узнать ,если Вас не затруднит ,ответить .,Макеевка Луганской обл(Ворошиловградской?)Здоровъя Вам и Вашим близким и родным.С уважением Глок.(две войны в мирное время в СССР)
Fin - Глоку, 16 апреля 2012 08:24:15
По поводу посредников: между нами и высшим образованием тоже нет никаких преград - все учебники доступны. И зачем люди в институтах по 5 лет торчат?
Глок-Fin, 16 апреля 2012 08:49:54
Да и,как мне помнится все ,или почти все крупные месторождения,открывались людьми не имеюшими образования ни высшего ни низшего,а имеюшими знания полученные от рудознатцев-вот обманка,вот серебришко вот рыжже.Тоесть в те времена человек исшуший был тупо нацелен на поиски того металла за который он получал реальные деньги,а именно -злато и,сребро.
Ходакан-Степаныч Глоку, 17 апреля 2012 12:59:08
Всю информацию о своём отце я получал от мамы. Их, шахтёров из Донбасса в 1937 году к нам в прииск привезли после того, как местное мужское население работающие в золоторудных забоях применяя новейшую технику( на то время) отбойные молотки, перфораторы, начали срочно перемещаться в мир иной. Раньше при Английской концессии инструмент, кайло, лопата, отбойник, не приносили такого вреда здоровью А здесь передовые технологии, высокая производительность, Стахановское движение, и как правило передовики этого движения оказывались первыми на местном кладбище под холмиком который венчала вместо креста труба Д-32 и на ней звезда. Закономерное цепь событий. Больше других выдал на гора руды,надышался больше кварцевой пыли которая цементирует лёгкие, последствие- силикоз который в те времена не лечился В результате трагический конец Моему отцу повезло, он был взрывником и отработал на шахте чють больше года потом его забрали на финскую а там автоматом Отечественная.Вернулся живой Умер в 1968 в возрасте 58лет Как сказал мне главврач у него была долгосрочная лёгочная недостаточность. Потом на этой почве стало развиваться сердечная и печёночная недостаточность Всё таки прихватил папка маленечко силикозу В свидетельстве о смерти место рождения его стоят прочерки. Я пытался найти родственников по отцовской линии у него было два брата и две сестры так мне говорила мама Что папка после войны заезжал на родину в Макеевку не знаю какой области и ни кого из родственников не нашёл про младшею сестру только узнал, что её угнали в Германию.Как только появился интернет я поручил своим дочерям и внуку поискать во всемирной паутине родственников Прошарили больше двух миллионов фамилий ни чего, даже однофамильцев нет.
Глок Ходакан-Степаныч, 17 апреля 2012 16:06:42
И,всетаки по логиге Макеевка это поселок в Ворошиловградской обл(Луганская обл)Она столько раз менялось,что уж трудно проследить,Это недалеко от Первомайска как раз на Донецком кряже,попробуйте дать запрос на архив города Первомайска потому что Михайловка в то время была шахтерским поселком,и стояла на воинском и прочих учетов в г Первомайске.Мне дедушка расказывал что часто приезжали вербовшики,вербовали на прииски.Мой дед тоже был на финской тоже с тех мест тоесть призывали с Первомайска,
Ходакан Степаныч - Глоку, 21 апреля 2012 08:57:43
Я благодарен Вам , что Вы проявили любопытство а в месте с тем и не равнодушие к моей биографии Так Вы считаете , что шахтёрский посёлок Макеевка был когда то пос. Михайловка с административным центром в г. Первомамайска и вся информация о моих родственниках может находиться там, в Первомйске? Если это так, и если Вас не затруднит не могли бы Вы мне сообщить как назывался пос. Макеевка в 1909- 10 году когда родился мой папка.
Глок-Ходакан Степанычу, 21 апреля 2012 14:23:07
Сейчас попробую напряч людей с Первомайска,с Золотого(поселок)в 10 км от Макеивки,золотая ,шахта с царских времен.Попробую по скайпу.
Ходакан Степаныч- Глоку , 21 апреля 2012 18:24:39
Я чегой то не догоняю , Мой дед и отец в моём представлении работали на угольных шахтах и как правильно Вы заметили из Домбаса тогда вербовали на золотые шахты на Урал Зачем папке нужно было хрен на хрен менять если он там работал на золотой шахте, а впрочем всё может быть. Возможно шахта заканчивала своё существование и высвобождающим работникам предложили поработать на Урале. Впрочем чего годать , я Вам сейчас процитирую маму: " их хохлов с Домбаса привезли человек тридцать все здоровые такие твой отец средь их особо не выделялся (замечу Вам у моего папки рост был метр восемьдесят) но всё равно его из десятка не выбросишь".Это была фраза- ответ на мой вопрос " мам а как ты познакомилась с папкой"Вторая фраза- ответ на мой вопрос "а Петькин отец был на фронте" (Петька друг детства) мама ответила "не успел он на фронт попасть, их после того как привезли через три месяца начали по одному на кладбище уносить Петькин был вторым или третьим,а твоему отцу повезло он взрывником был".Потом по словам мамы я понял,что скоропостижная смерть забойщиков была иза нарушения техники безопасности бурили всухую хотя и былв вода, но поскольку бурение всухую было производительный все старались быть стахановцыми. Мама моя работала на подъёме шахты "Ломаная" прииска Айдырля куда привезли эту команду украинцев, там то и моя мама познакомилась с отцом.Вот из этой информации у меня сложилось представление ,что мой отец приехал с домбаса с угольных шахт.
Бродяга-Ходакан СТЕПАНЫЧ, 22 апреля 2012 12:01:01
Шахта Золотая просто названа Золотой потому что с момента образования и начало работ по добыче УГЛЯ,в Царские времена на шахте не было аварий с человечискими жертвами.,в данный момент шахта действуюшая,и учитывая то что ,шахта находится недалече от Михайловки ,а людям где то работать надо,вот я и подумал,что мои знакомые связанные с работой на угольной шахтеЗОлотая,могут узнать у Михайловских,про год образования и,вообше про все что Вас интересует,тем более если знать хотя бы ни прямую фамилию ,а хотябы какието линии.И еше я прошу прошения что ни сразу отвечаю,-как говорится дело лажу-но вот снежный заряд вчера подговнял.,пришлось,перекурнуть.Ну я надеюсь что не надолго.Все то о чем мы говорили на контроле.
Ходакан Степаныч- Бродяге, 23 апреля 2012 15:30:26
Мой mail ru torbyakovskiy@bk.ry Выдь на этот адрес или скинь свой.
Админ, 24 апреля 2012 12:56:14
Мужики, извините, но ваша переписка здесь не по теме. Свяжитесь в личку, а я здесь завтра удалю. Хорошо?

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «О добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями. Мнение авторитетного специалиста»


Имя:

Введите ответ на вопрос 3+4=?:   
подписаться на комментарии

Перейти на главную страницу сайта
Перейти к таблице комментариев

Иргиредмет

664025 г. Иркутск, бул. Гагарина, 38, ОАО «Иргиредмет»

© 2008-2012 Иркутский научно-исследовательский институт благородных и редких металлов и алмазов